"Патриотические" мифы о Центральном банке РФ. Часть 3
Jun 10, 2015 15:56
Это третий пост с разбором "патриотических" мифов о ЦБ (первые два здесь и здесь). Напоминаю, что мифы эти я разбираю не потому что считаю политику ЦБ РФ идеальной и безупречной (отношусь к ней ровно наоборот). Разбираю их потому что упрощенческие толкования и прямые искажения закрывают возможность обсуждения и решения настоящих проблем, энергия людей направляется на борьбу с ветряными мельницами. Настоящую проблему даже увидеть становится невозможно. Миф №3. Центральный банк РФ может занимать деньги чужим государствам, но не может давать в долг России, своему государству.
Этот миф активно эксплуатирует Федоров, но так же его повоторяют и другие. Под рукой оказался ролик с выступлением Старикова, его и приведу как пример:
Цитата из ролика: "Я сейчас не помню номер этой статьи, но там написано, что Центральный банк не имеет права покупать долговые обязательства Правительства России. Ну то есть государственные долги России Центральный банк покупать не может. Но при этом он может покупать государственный долг США, государственный долг Великобритании, Швеции и так далее и так далее". На этом делаются далеко идущие выводы об "оккупационном" характере действий ЦБ, о пятой колоне, о вредных законах и так далее. И предлагаются соответствующие действия - менять законы.
Я помню номер статьи и привожу её здесь целиком. Статья 22 ФЗ № 86 от 10.07.2002 "О Центральном банке Российской Федерации" (жирным выделено мною): "Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов".
О каких государственных ценных бумагах идет речь? Речь идет главным образом о государственных облигациях. Кто не знает что это такое может посмотреть определение из Википедии, приведенное ниже
Облига́ция (лат. obligatio - обязательство; англ. bond - долгосрочная, note - расписка) - эмиссионная долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от лица её выпустившего (эмитента облигации) в оговоренный срок её номинальную стоимость деньгами или в виде иного имущественного эквивалента. Также облигация может предусматривать право владельца (держателя) на получение процента (купона) от её номинальной стоимости либо иные имущественные права.
Так вот, действующий закон о ЦБ предполагает следующее: 1. ЦБ может предоставлять кредиты Правительству России и покупать государственные облигации России сразу после размещения, если это предусмотрено законом о федеральном бюджете (который принимается ежегодно, например здесь опубликован закон о бюджете на 2015 год); 2. ЦБ может покупать государственные облигации России на вторичном рынке (то есть после того, как их сперва кто-то купил, а потом опять продает).
Стариков об этом почему-то умалчивает. А ведь это по-существу меняет дело.
Вот например, бюджет РФ в 2015 году имеет дефицит. По плану. О дефиците знали заранее. Государство эмитирует гос.облигации нескольких типов и размещает их на внешнем и внутреннем рынке. Почему в закон о бюджете не заложили возможность покупки этих облигаций Центральным банком?
Стариков дает ответ - потому что это невозможно и надо поменять закон о ЦБ. Враг - это закон о ЦБ.
Что же в реальности? В реальности - это не было сделано по причине проводимой финансовой политики, осуществляемой Министерством финансов РФ совместно с другими министерствами и ведомствами и утверждаемой (если речь идет о законе о бюджете) как минимум Федеральным собранием и Президентом. Почему Министерство финансов и все остальные так делают - это другой вопрос и это вопрос довольно-таки сложный.
Это вопрос и господствующих в нашей элите экономических подходов и парадигм (о чем, например, говорит много Глазьев), и вопрос подготовки соответствующих кадров, которые рассаживаются в министерства и ведомства, а так же всякие консультационные структуры (в каких ВУЗах, к примеру их готовят и что там вкладывают студентам в головы), и решений, принимаемых в элите сообразно её представлению о том, куда и как должна двигаться страна, с кем дружить и договариваться, а так же на каких условиях договариваться.
Как я уже говорил, это проблема не плохого закона и отдельных вредителей (пятой колоны), это проблема большой социальной прослойки, которая называтеся "элита". Которая определяет и политику, и кадровый состав министерств и ведомств, и прочее. Сюда входит и капитал (буржуазия), и бюррократия, и часть научного сообщества, и другие.
Но ведь гораздо легче поверить в сказку о плохом "оккупационном законе", правда ведь?
Возможно следовало бы и изменить закон о ЦБ в части возможности выкупа гос.облигаций РФ, разрешить выкупать гос.облигации субъектов РФ, местных бюджетов и гос.внебюджетных фондов.
Но факт остается фактом - полного запрета для ЦБ кредитовать Россию, выкупать гос.облигации России и гос.долг России в законе о ЦБ нет. И проблема не в плохом оккупационном законе. Проблема гораздо многомернее, сложнее и глубже. И с ней надо разбираться, отбросив ложные трактовки и мифы. Только так можно нащупать настоящий масштаб проблем и осмысленно их преодолеть.