П.А. Федотов.
Игра в карты в Финляндском полку.
1840 - 1842. Б., акв. ГТГ.
Несомненно, первой коммерческой удачей П.А. Федотова явилось обращение его к жанру батальной акварели. Он на ту пору ловко уже владел рисунком и безошибочно ловил похожесть лиц портретируемых. Самой известной работой его в «армейском» жанре является сложнейшая по исполнению акварель «Встреча в лагере Лейб-Гвардии Финляндского полка Великого Князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» (1838). Работы на тему армии привлекли к нему внимание великих князей и самого Императора, а через них - рафинированной публики столиц. О художнике заговорили.
Между тем, он чувствовал свое призвание не к армейской, а к сугубо жизненной теме с элементами гротеска и юмора, «на манер» - западноевропейских образцов в духе Хогарта и малых голландцев. Строгий академизм «итальянского толка», который царил в ту пору на выставочных подмостках Императорской Академии, претил ему изначально, тем более что он не знал расхожих приемов мастеров того времени. - Изучать технику было некогда, тем боле, когда фантазия рождала во множестве невиданные дотоле сюжеты. Публика благосклонно воспринимала его новации.
Несмотря на скудный достаток, Федотов всю жизнь самоотверженно рисовал жанровые сценки и сюжеты, которые являла столица
[1]. Они до сих пор служат лучшей иллюстрацией жизни петербургских сословий хотя бы на том же Васильевском острове. В его произведениях, которые в раздумье рассматривал Карл Брюллов, присутствует сарказм, шутка и сатира. К сожалению, творческие замыслы художника не были воплощены в полной мере, равно как литературные замыслы А.В. Дружинина. Болезнь и ранняя смерть прервали полет поэтической кисти
[2]. - П.А. Федотов прожил 37 лет, а А.В. Дружинин прожил немногим более, - 40 лет.
Сегодняшнему зрителю стали доступны работы «творческой лаборатории» художника. Наряду с живописными полотнами, они представляют большой исторический интерес, отображая типажи, скомпонованные по сюжетному принципу. П.А. Федотову был свойственен недюжинный дар фольклориста. Под многими его сценками, данными в карандаше и сепии, имеются специальные надписи:
«Пятница - опасный день (Федотов, раздираемый страстями)» (1843),
«- Что? - Опять к своей Пелагее Агафоновне?
- Ей Богу, душенька, к обедне» (1848 - 1849),
«- Ах, я несчастная - они старые товарищи - они знакомы - а я им обоим дала слово» (1848 - 1849).
Рисунок «Бедной девушке краса - смертная коса». На работе изображена бедная комната цокольного этажа, в которой отсутствуют даже обои. За столом, на котором лежит щитье и какие-то подарки, сидят двое - раздумывающая девушка и сводня. - За дверью стоит бравый офицер, занятый разговором. Лист этот имеет второе название - «Мышеловка», а потому на переднем плане откровенная метафора - раскрытая мышеловка.
На обратной стороне листа «Все холера виновата» написано шутливое стихотворение, автор которого, очевидно, Федотов-поэт
[3]. - На самом листе изображен перепившийся мужчина, который лежит на полу, очевидно, вследствии сердечного приступа. Женщина прикладывает ему к груди смоченную губку. - Приятели отупело сидят за столом, на котором стоят бутылки. Один из них вычитывает новости из газеты, которая, очевидно, вещует о холере. - Человек с лицом самого Федотова продолжает действо и наливает вино:
Как лукавого в грехах
Наш брат укоряет
Так, когда холеры страх
В городе гуляет
Все всему она виной
Все холеры. Так иной
Чуть до вкусного дорвется
Не утерпит - так напрется
Что в здоровую то пору
Перварить желудку впору
Так подчас забывши страх
На приятельских пирах
Выпьют одного вина
По полдюжины на брата
Смотришь худо - ктож вина
Все холера виновата.
Художник варьирует в разных произведениях вечные темы сватовства, глупости, жадности, карт. В отдельных сатирических работах можно видеть автопортреты художника, который с сочуствием и юмором рассматривает себя на фоне бедности и фарса подвижнической жизни. На рисунке «Следствие кончины Фидельки» художник с лицом Федотова изображен в дырявом суртуке. - Не вынимая сигары изо рта, он рисует надгробный памятник собаке, зашибленной пьяным хозяином. Драма художественной профессии дана так же в рисунке «Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант» (1844).
В конце 1840-х гг., когда живопись и графика П.А. Федотова приобрели успех, кое-где в его адрес вдруг раздалась критика. Советский искусствовед Д.В. Сарабьянов через много лет выразился даже в том духе, что особенностью П.А. Федотова был некий «дилентантизм», переходящий в «профессионализм»
[4].
Между тем, по общему мнению, П.А. Федотов стал предтечей большого течения, которое ярко воплотилось в творчестве передвижников. - Отчасти его юмор можно сравнить с баснями «нравописателя» И.А. Крылова, и с некоторыми образцами западноевропейской живописи. - Известно, что именно Крылов направил Федотова в лоно жанра.
«Особенности художественного таланта, ярко выраженные в рисунках Федотова, указывали на то, что ему следует быть не баталистом, а жанристом. До поры художник не сознавал этого и рисовал бытовые сцены для собственного развлечения и для, того, чтобы позабавить приятелей.
Так продолжалось до тех пор, пока письмо известного баснописца И.А. Крылова, пораженного талантом молодого офицера, не открыло ему глаза. Гениальный старец, видевший некоторые из работ Федотова, убеждал его бросить военную службу, бросить «солдатиков и лошадок» и «отдаться своему настоящему призванию - изображению народного быта». Федотов и раньше думал об отставке, но после слов Крылова, эта идея не давала покоя. Решившись на отказ от военной карьеры, от обеспеченного положения, он обрекал себя на полуголодное существование. Он совершал рискованный шаг, для которого требовались большое мужество и уверенность в себе»
[5].
«Одно время, надеясь поправить свое материальное положение, Федотов задумал издавать вместе с художником Вернадским художественно-литературный листок вроде издания Говарни. Федотов хотел назвать этот листок или «Вечером вместо преферанса», или «Северный пустозвон», но, неизвестно почему, это предприятие так и осталось только в проекте, хотя для него было изготовлено множество рисунков»
[6].
После французской революции 1848 г. П.А. Федотов неожиданно попадает под следствие в связи с арестом петрашевцев. - Ввиду этого - задуманный им жанровый альбом гравюр, не мог быть издан, поскольку компаньон его - известный в 1840-е гг. гравер Е.Е. Бернардский был арестован по вышеуказанному делу. Имевшиеся у художника некоторые заказы от состоятельных лиц сразу же были анулированы.
«Довольно бросить беглый взгляд на совокупность произведений этого замечательного художника, чтобы распознать в них два направления, не представляющих, однако, резкого перехода от одного в другое. Работы, относящиеся к первому направлению, ограничиваются рисунками и эскизными набросками. Они сильно отзываются влиянием Гогарта. В них Федотов, еще плохо владея рисунком, не столько добивается точного воспроизведения действительности, сколько успевает рельефно выставлять на показ общечеловеческие слабости и недостатки и осмеивать пошлые или темные стороны современных ему русских нравов. Сочинение этих произведений отличается сложностью и запутанностью; их основная идея, так сказать, подчеркивается прибавкой к выражающей ее главной сцене побочных эпизодов; художник не скупится на аксессуары, могущие усилить вразумительность сюжета, и иногда совершенно загромождает ими свою композицию; движение человеческих фигур, хотя и характерно, но угловато и утрированно; то же самое надо сказать и о лицах, которых тип и экспрессия переходят в гримасу. Словом, преобладающий элемент этих работ - карикатура. Но по мере того, как Федотов все более и более покорял себе трудности рисунка и осваивался с приемами живописи, характер его произведений изменялся, делаясь менее изысканным. При этом типичность изображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность лиц не только не ослабевали, но и возрастали вследствие того, что художник все сильнее и сильнее укреплялся в привычке работать с натуры, не навязывая ей форм и выражения, представлявшихся его фантазии, но, подыскивая в реальном мире то, что соответствовало этим представлениям; нагроможденность композиции, уяснение ее посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью; самая идея, ложившаяся в основу композиции, становилась все более и более серьезной и близкой к жизни. Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, которые возникали пред ним почти на каждом шагу в недостаточно покорной технике, Федотов, благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию, достиг блестящих результатов; но они, без всякого сомнения, были бы еще более поразительны, если бы судьба обставила его жизнь лучшими условиями и не пресекла ее столь жестоко и преждевременно. Тем не менее, и сделанного им достаточно для того, чтобы его имя осталось на веки одним из самых славных имен в истории русского искусства. Он открыл новую, еще никем до него не тронутую в нашей живописи жилу национальности и сатиры, первый из всех художников показал пример удачной ее разработки и оставил ее в наследство возникшим после него талантам. Не явись Федотов - русская живопись, быть может, еще долго не обратилась бы от школьных, измышленных, чуждых общественного интереса задач к правдивому воспроизведению отечественного быта с его недостатками и светлыми сторонами»
[7].
Важной стороной творчества художника являлась живопись, в которой он добился мастерства в смысле сюжета и колорита. Публику так же поражала лаконичность работ мастера, в которых не было ничего лишнего. Некоторые картины вообще приобретали смысл символа. И это было общей тенденцией творчества П.А. Федотова.
Большое искусство предполагает покой и умиротворение. - Ввиду этого сосредоточенный мастер предпочел полный уход от мира, за которым он фактически подглядывал в замочную скважину. Личная жизнь его как художника оставляла желать лучшего. - Женщины не жаловали его вниманием и от одной из них он просто отказался. - Доходы его были незначительны, и, кр. того, больной человек не мог создать семью. - Он это чувствовал
[8].
«Он всегда думал и говорил, что эти две вещи, любовь к искусству и любовь к женщине, несовместимы. «Моей жизни не хватит, - говорил он, - отдаваться одновременно и искусству, и любимой женщине». Когда после громкого успеха его картин одна богатая и вполне свободная девушка, увлеченная его успехом, намекнула о своей готовности отдать ему свою руку, он наотрез отказался. Хотя более чем вероятно, что другой на его месте не только не отказался бы, но обеими руками ухватился бы за представившуюся возможность покончить с жизнью впроголодь и перейти на сытую и привольную»
[9].
Сотни посетителей выставок в Академии (1849) и в Училище живописи и ваяния в Москве (1850) спешили увидеть и насладиться его работами. Картины «Вдовушка», «Сватовство майора», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Игроки», «Анкор, еще анкор» - по праву вошли в золотой фонд отечественного искусства. «Великий Карл»
[10] особо благоволил к его творчеству, и даже выражался в том духе, что в искусстве П.А. Федотова положительным являлось то, что он избежал «иссушающей методы обучения» и никогда не копировал классические образцы. - Это придало его мироощущению особое своеобразие, которого не было у других мастеров.
«После вторичного посещения Брюллова Федотов остановился на сюжете, который лег в основу картины «Сватовство майора». Совет Академии, по представлению Брюллова, решил, что этот сюжет должен быть исполнен Федотовым для получения степени академика, и, зная, что наш художник сильно стеснен материальными средствами, ходатайствовал перед президентом Академии о выдаче Федотову семисот рублей ассигнациями для исполнения этой картины.
Чтобы понять, до какой степени был велик этот труд, нужно было знать необыкновенную добросовестность Федотова и его глубокое отвращение к рисовке предметов из головы, то есть без натуры перед глазами.
Федотов принялся разыскивать натуру. Ему нужны были и комнаты, и действующие лица, и аксессуары, и вот он, занятый отыскиванием всего этого, с утра до ночи расхаживал по Петербургу, знакомился с купцами, ходил к ним в гости, присматривался, списывал и срисовывал все, что только подходило к его картине. Но главная трудность заключалась в том, чтобы найти подходящий тип старика-купца. Федотову это долго не удавалось, пока наконец он не встретил подходящего человека и не уговорил позировать ему.
Старух, горничных и сидельцев он разыскивал на Толкучем и Андреевском рынках; знакомый офицер терпеливо стоял для него в позе бравого майора; одним словом, в этой картине все до последней мелочи, до разноцветных стеклышек на люстре, до пирога и бутылки шампанского на подносе, - все было предметом серьезного изучения.
Нет ничего удивительного, что публика, воспитанная совсем на других образцах, пришла в полный восторг от такой правдивости в передаче этих подробностей; но главным образом ее подкупило то общее настроение, с сильной дозой сатиры, которое было разлито во всей картине. Она до такой степени верно передавала подробности и общий смысл сцены приезда жениха-майора в купеческий дом, что оставляла глубокое впечатление у зрителей. Этому способствовало еще и то, что Федотов иногда на выставке, подражая раешнику, сам объяснял сюжет своей картины, читая стихи собственного изделия. Эти стихи не отличались особенными достоинствами в смысле формы, но зато веселость и сатира в них били ключом»
[11].
Замечательный очерк о П.А. Федотове художнике и человеке написал в свое время Л.К. Дитерихс
[12]. Он вышел в 1893 г. в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей», которую в период с 1890-го до 1907-го г. издавал книгоиздатель Ф.Ф. Павленков. «Всего в оригинальной серии вышло 198 биографий в 193 книгах (включая переиздания 244 выпуска) общим тиражом более 1,5 миллиона экземпляров»
[13]. Л.К. Дитерихс приводит список использованной литературы, и в нем на первом месте стоит книга А.В. Дружинина «Воспоминание о русском художнике Павле Андреиче Федотове» (СПБ. 1853):
«Домашняя жизнь Федотова шла ровно, как заведенные часы. Вставал он очень рано, выпивал стакан полугорячего чаю, затем обливался холодною водою и шел гулять, или, вернее, толкаться между людьми и делать наблюдения. Эти наблюдения доставляли ему массу наслаждений и служили неисчерпаемым источником для рассказов. Иногда он забирался в какое-нибудь захолустье Петербурга, например в Гавань, знакомился с тамошними обитателями, совершал с ними прогулки по взморью, ухаживал за тамошними Евами и возвращался домой, обремененный новым запасом наблюдений. Любил останавливаться подолгу под окнами трактиров, заводить речи с простонародьем, уговаривал понравившегося субъекта зайти к нему и тут же, между чаем и разговором, набрасывал в свой альбом его портрет, зачерчивал характерную позу. Чтобы подметить что-либо особенное, нужное ему, Федотов готов был пройти огромное расстояние, следуя за намеченным субъектом. Так, однажды он долгое время преследовал какого-то провинциала в зеленом картузе и не успокоился до тех пор, пока не запомнил всех особенностей этого лица.
«Сам просится на картину, - говорил он обыкновенно в таких случаях, - грешно упускать его, не попытавшись зачертить хоть на память».
Возвратясь домой, Федотов садился за работу и не отходил от мольберта часов шесть или семь. В три часа он одевался, чтобы идти к кому-нибудь в гости, но редко где оставался обедать. В пище был очень умерен, вина почти не пил и если хлебосольный хозяин упрашивал его выпить, то отговаривался слабостью глаз, которые у него болели вследствие постоянных и усиленных занятий. Лечиться он не любил и никогда не слушался докторов; послеобеденный сон считал лучшим лекарством для себя и вследствие этого обедал только у тех из своих знакомых, у которых он мог, не конфузясь, всхрапнуть часик или полтора после обеда»
[14].
В 1850 г. была напечатана критическая статья профессора П. Леонтьева «Эстетическое кое-что по поводу картин и эскизов господина Федотова», вышедшая в № 3 журнала «Москвитянин». В ней автор решительно отказывал художнику в творческой перспективе. Статья Федотовым была воспринята с великим смятением и повлияла вцелом на дальнейший ход событий. - Мастер именно в это время оказался без средств. Ему прислуживал единственно преданный слуга - Аркадий Коршунов. Вдобавок к этому обострилось душевное заболевание, которое в конце-концов привело его в ужасную больницу, а затем к смерти.
В одном из писем своих художник писал: «Мой оплеванный судьбой фурор, который я произвел выставкой своих произведений, оказался не громом, а жужжанием комара, потому что в это время самым сильным действительно был гром на западе [когда в Европе] трещали троны
[15]. К тому же все, рождением приобретшие богатства, прижали, как зайцы, уши, мешки свои со страха разлития коммунизма».
Мало-помалу в столичном бомонде стало известно о серьезном заболевании художника, которое прогрессировало годами. Душевно больной мастер бичевал пороки общества, которое отторгало его как человека. В его активе во множестве рисунки, на которых в неприглядном виде выступали представители власти.
Быт П.А. Федотова как художника и человека никогда не был на уровне общества. - Он, как ни странно, всегда стоял на самой низкой социальной ступени, и потому у него никогда не было денег на обустройство жилья. Философия нищеты причудливо переплелась в его жизни с философией творчества, и это с полной уверенностью можно отнести насчет заболевания
[16].
«Заботы и разочарование, вместе с постоянным напряжением ума и воображения и с беспрерывным занятием руки и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное влияние на здоровье Федотова: он стал страдать болезнью и слабостью зрения, приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по летам, и в самом его характере происходила все более и более заметная перемена; веселость и общительность сменились в нем задумчивостью и молчаливостью. Наконец, болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Друзья и академическое начальство поместили его в одну из частных петербургских лечебниц для душевно страждущих, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 рублей, повелев прилагать всевозможные старания к исцелению несчастного. Но недуг шел вперед неудержимыми шагами. Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. В виду плохого ухода за ним в лечебнице, приятели выхлопотали перевод его, осенью 1852 г., в больницу Всех скорбящих, что на Петергофском шоссе. Здесь он промучился недолго и умер 14 ноября того же года, придя в рассудок недели за две до своей кончины»
[17].
Известен один из последних рисунков П.А. Федотова, сделанный уже в психиатрической больнице, на котором Николай I и вовсе рассматривает его в увеличительную лупу. Между тем, Император некогда за выдающиеся успехи в батальной живописи подарил Павлу Андреевичу большой перстень. Память о встрече с членами царственной фамилии была ярчайшим впечатлением жизни мастера на самом взлете художественного поприща и, видимо, не давала покоя больному воображению его в последние дни его пребывания на земле.
Не случайно, после смерти живописца не сохранилось никаких мемориальных вещей. - Современники, очевидно, не придавали им значения. В цене были только его картины. Та же «Вдовушка» могла внести элемент пикантности в стильный интерьер модного дома.
[1] Этим же занимался кумир П.А. Федотова английский художник Уильям Хогарт (Гогарт Дневника), который в поисках комического сюжета, блуждал по Лондону. У А.В. Дружинина имелся альбом репродукций У. Хогарта, принадлежавший некогда Федотову.
[2] В интернете можно прочитать многочисленные упоминания о психической болезни П.А. Федотова. Друзья и знакомые посещали его в больнице и оставили воспоминания об этом периоде жизни художника. А.В. Дружинин о душевной болезни художника не пишет.
[3] П.А. Федотов писал стихи. В среде художников это до сих пор считается в порядке вещей. Поэзия и живопись - родственные дисциплины.
[4] Сарабьянов Д.В. Павел Андреевич Федотов. Л. 1985.
[5] Интернет.
[6] Дитерихс Л.К. П.А. Федотов: Его жизнь и художественная деятельность. СПБ. 1893.
[7] А. С-в. Федотов (Павел Андреевич). // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПБ. 1890 - 1907.
[8] Тема душевного недуга П.А. Федотова должным образом не исследована. А.В. Дружинин, который мог хоть что-то сообщить о болезни художника, тактично молчал из соображений ложно понятой этики. Наверняка, характерные приступы при этой болезни продолжались в течение многих лет.
[9] Дитерихс Л.К. П.А. Федотов: Его жизнь и художественная деятельность. СПБ. 1893.
[10] К.П. Брюллов.
[11] Дитерихс Л.К. П.А. Федотов: Его жизнь и художественная деятельность. СПБ. 1893.
[12] Дитерихс Л.К. П.А. Федотов: Его жизнь и художественная деятельность. СПБ. 1893. 78 с. 8100 экз.
[13] Жизнь замечательных людей (1890 - 1924). // Википедия.
[14] Дитерихс Л.К. П.А. Федотов: Его жизнь и художественная деятельность. СПБ. 1893.
[15] Лещинский Я.Д. Павел Андреевич Федотов, художник и поэт. Л., М. 1946. С. 99.
[16] Явление частое на просторах России.
[17]