А.В. Дружинин. Полинька Сакс

Sep 30, 2018 06:08




...я никогда не смела бы и мечтать,

чтоб ко мне написал автор

«Полиньки Сакс»

Дебютная повесть «Полинька Сакс» была написана А.В. Дружининым в 23 года и получила заслуженную прессу и критику. Она многократно издавалась за прошедшее время и сделала имя автора известным всей просвещенной России.

«Когда было напечатано первое произведение Дружинина в «Современнике» в 1847 году, Тургенев говорил Некрасову и Панаеву:

Положительно везет «Современнику»! Вот это талант, не чета вашему «литературному прыщу» и вознесенному до небес вами апатичному чиновнику Ивану Александровичу Гончарову. Эти, по-вашему, светилы - слепорожденные кроты, выползшие из-под земли: что они могут создать? А у Дружинина знание общества; обрисовка Полиньки Сакс художественная, видишь Гётевские тонкие штрихи, а никто в мире, кроме Гёте, не обладал таким искусством создавать грациозные типы женщин. Я прозакладываю голову, что Дружинин быстро займет место передового писателя в современной литературе... И как я порадовался, когда он явился ко мне вчера с визитом - джентльмен!.. Надо, к сожалению, сознаться, что от новых литераторов пахнет мещанской средой. Я оттого перестал бывать по субботам у Одоевского, что мне просто стыдно, до чего не умеют себя держать прилично новые литераторы»[1].



«Александр Васильевич Дружинин (…) был один из авторов, открытых Некрасовым[2]. Он принес сюда (в «Современник» - В.Б.) свое первое сочинение - повесть «Полинька Сакс», написанную с мыслью о необходимости защитить право женщины на свободу чувства. Выдержанная в традициях натуральной школы, повесть сразу же привлекла внимание Некрасова и вызвала сочувственный отклик Белинского)».

Великий историк русской литературы Семен Афанасьевич Венгеров, которого советское литературознание откровенно не жаловало, писал о повести А.В. Дружинина, что по сюжету она была вторична, что впрочем, не вредило ее успеху: «Как беллетрист Д. известен в большой публике только «Полинькою Сакс», хотя вторая повесть его, «Рассказ Алексея Дмитриевича», в художественном отношении гораздо выше[3].

Причина быстрого и громкого успеха «Полиньки Сакс» в том, что эта была одна из первых и весьма определенных попыток поставить в русской литературе «женский вопрос». Неправильно только усматривали в ней необыкновенную новизну и смелость: не только основной мотив, но и некоторые положения заимствованы из Жорж-Зандовского «Жака». Сам автор, впрочем, и не намерен был выдавать свою повесть за нечто оригинальное по замыслу. В том месте, где муж Полиньки Сакс, узнав, что молодая жена его полюбила другого, не считает себя вправе осудить ее и лишить возможности уйти к любимому человеку - в этом центральном пункте повести Сакс прямо говорит: «пламенные юноши почтут меня новым Жаком».

«Наиболее разносторонные и объективные отзывы о «Полиньке Сакс» принадлежат Белинскому[4]. Один из них, более откровенный, содержится в частном письме к В.П. Боткину от 2 - 6 декабря 1847 г.: «Эта повесть мне очень понравилась. Герой черезчур идеализирован и уж слишком напоминает сандовского Жака, есть положения довольно натянутые, местами пахнет мелодрамою, все юно и незрело, - и, несмотря на то, хорошо, дельно, да еще как! Некр<асов> давал мне читать в рукописи. Прочтя, я сказал: если это произведение молодого человека, от него можно многого надеяться, но если зрелого - ничего или почти ничего»

Сохранились свидетельства того, что первая повесть А.В. Дружина задумывалась и как драматическое произведение:

«…молодой литератор скорее готовил себя к поприщу драматурга, чем к роли прозаика[5], - мы узнаем об успехе первой пьесы юного автора «Жена игрока» (на какой-то любительской сцене? в полку? на домашнем спектакле у родных? - сведений нет; ни в каких репертуарных списках известных театров эта пьеса не числится).

Будущая «Полинька Сакс», оказывается, мыслилась тоже в виде драмы. Подробный план этой драмы, к сожалению, или не дописанный, или не сохранившийся полностью, многое раскрывает в творческой истории самой знаменитой из повестей Дружинина. Основная сюжетная канва да и основные черты характера всех трех главных персонажей были задуманы в основном так же, как и в окончательном прозаическом варианте 1847 г. Интересны, однако, некоторые оттенки, которые показательны именно для первоначального плана. Прежде всего это отчетливое стремление к творческой полемике с Жорж Санд, ибо совершенно ясно, что Дружинин задумал сюжет с прямой проекцией на роман Жорж Санд «Жак» (1834), и любой читатель, помнивший французский образец, видел это невооруженным глазом (тем более что с романом можно было познакомиться не только по-французски: он был переведен и опубликован в 1844  г. в «Отечественных записках», хотя и в очень урезанном цензурой виде)».

Высокое мастерство письма и фабулы изложения после первых успехов повестей «Полинька Сакс» и «Рассказ Алексея Дмитрича» Дружинин практически уже не подтверждал. О нем говорили тогда: «Дружинин - гений одной повести».

После публикации «Полиньки Сакс» и «Рассказа Алексея Дмитрича» А.В. Дружинин задумывается о судьбе писателя, смысле жизни, и задачах на ближайшее время[6]. Творческой работе мешает ненавистная служба в канцелярии, куда он был устроен по протекции Е.Н. Вревской. Казенные бумаги быстро ему надоели. - Он подумывает об устройстве литературной мастерской в имении Марьинское:

«23 февраля 1848. 6 мар<та> 1848.

…Литературная работа уже не заманивает меня, как прежде, но все-таки к ней я никогда не охладею совершенно. Но зато служба, домашняя жизнь огадились мне до последней крайности. На службе я ничего не делаю, потерял и охоту, и способность работать, и, несмотря на то, что меня оставляют в покое, вид канцелярии, вид бумаг, запах этих комнат производит во мне лихорадочное отвращение. Прежде я имел на службе людей, которых несколько ненавидел и ругал с удовольствием, а теперь я вполне помирился с ними. При сильном отвращении нет места для ненависти.

…Какая-то страшная боязнь за будущее. Мне так и кажется, что меня запрут и заставят работать, что я испорчу здоровье и погибну над бумагами или что я захочу разорвать эти обстоятельства, наделаю в семействе бездну горя и сцен, об которых не могу помышлять без досады. Я всю жизнь жил в семействе и совершенно антипатичен семейству. В «Алексее Дмитриче» я развил эту идею, но только вражда моя не сильна, а скорее может назваться тягостным отвращением. Во мне есть странность: чтоб я был привязан к людям, потребно, чтоб эти люди держались от меня на почтительной дистанции.

…Неодолимая потребность уединенных занятий и природы. Никогда не был я так близок к тому, чтоб плюнуть на все, поселиться в деревне и начать учиться. Всякое противодействие этому желанию пробуждает во мне негодование. Я стиснут обстоятельствами, но не отчаиваюсь и выжидаю. Если б у меня не было идей на этот счет, если б я не имел куска хлеба и был бы завален работою, - мысль о самоубийстве не раз промелькнула бы в моей голове. Теперь я труслив, потому что положение мое, точно, не совсем дурно, а тогда б я пришел в отчаяние и наделал бы черт знает чего.

…Но пора кончить эти вечные колебания и трудом добывать себе возможную степень усовершенствования. Дорога открыта передо мною, я щедро награжден за все мои усилия, и успокоиться теперь на лаврах, нахватанных кое-как, будет вещь непростительная. Прошлая жизнь моя пусть служит мне примером: мой талант не родился со мною, я приобрел его трудом, хотя и не тяжелым, но сознанным и добросовестным. Мне хотелось быть писателем, и я получил и успех, и возможность идти прямо, к определенной уже цели. Я еще молод, и много времени передо мною. Надо пересилить апатию и идти вперед».

[1] Чуковский К.И.

[2] Жданов В.

[3] Венгеров С.А.

[4] Белинский, XII, 444.

[5] Егоров Б.Ф. Проза А.В. Дружинина. // А.В. Дружинин. Повести. Дневник. М. 1986.

[6] «Полинька Сакс» была напечатана в № 12 журнала «Современник» за 1847 г., а «Рассказ Алексея Дмитрича» в № 2 того же журнала в 1848 г.

Белинский, В.И. Будько, Дружиноведение, 1847, критика, Толстой, Некрасов, литература, Тургенев, Марьинское, Гдовский уезд, "Современник", Сланцы, С.-Петербург, Дружинин, Григорович

Previous post Next post
Up