Каждый помещик в России по закону обязан был поставлять к известному сроку в известное место известное число рекрут. В свое время сдачей рекрут в Марьинском занимались родители: «Сообщая о доставленном И.И. Дибичем ключе от города Андрианополя, подвешенном к гробу Александра Невского в Александро-Невской лавре, В.Ф. Дружинин с удовлетворением замечает: «Теперь наши чут[ь] ли не подле самого Константинополя, а, может, и далие уже»
[1]. Бывший военный, он озабочен состоянием войска, подготовкой резервов: «…а рекруты все-таки приготовлять надобно, для пополнения армии»
[2].
В 1853 - 1854-х гг. дело рекрутской повинности в имении Марьинское легло на плечи А.В. Дружинина, который с рассуждениями о совести и патриотизме вкратце записывал все в свой Дневник. Впоследствии писатель щепетильной темы уже не касался, очертив, видимо, моральные приоритеты, известные только ему.
Начиная с 1853 г. Александр Васильевич должен был решать людские судьбы и как человек сентиментальный тяготился моральной ответственностью. - Осенью уже, подводя итог летнего хозяйствования в усадьбе, он составляет очередной проект, который заключался в великой реорганизации крестьянской жизни в Марьинском. В частности он планировал облегчить участь рекрут и их семей.
Очевидно, ввиду крайней занятости по журналу, в 1854 г. он оформляет сдачу рекрут в столице, а не в Гдове, куда их сдавать было бы ближе
[3]. - А.В. Дружинин, душевный и совестливый человек, собирается даже помочь рекрутам деньгами, но эти порывы остаются, очевидно, только на бумаге.
Сам служивший весьма неудачно, по состоянию здоровья и неспособности к армейской жизни, он не понаслышке знал тяготы и лишения военной службы. Они были настолько неприятны, что реальных военных зарисовок в его Дневнике немного
[4].
Беспощадным очерком армейской жизни, единственно, является запись Дневника от 10.08.1845 г. - А.В. Дружинин рассказывает в ней, как часть его возвращалась с маневров, а сам он, «пропивши все деньги на Средней Рогатке», шел грязный, оборванный вне строя, по тротуару «вонючей Гороховой улицы». В этой записи в жесткой форме показана суть русской армии, которая за 150 лет не изменилась. Читающего Дневник, ужасает психологический настрой, который царил среди младшего офицерства.
Весной 1854 г., волею судеб ему опять приходится задумываться о принадлежащих ему крестьянах. Опять в Дневнике стенания по поводу того, что он мало входит в дела имения, а по сему - испытывает угрызения совести. В набор этого года «пошли с рук» «порядочные негодяи», - крестьянская молодежь, отношения которой с владельцем по тем или иным причинам не сложились.
А.В. Дружинин походя говорит о Л.Н. Обольянинове, чиновнике, сделавшем хороший рекрутский набор: (22.09.1853). «…этот человек приобрел себе во всем уезде блистательную репутацию неподкупного судьи, искоренителя взяток и злоупотреблений, а его стараниями рекрутский набор нынешнего года был так хорош, как редко бывает и в лучших городах России».
Дело рекрутской повинности представляло обязанность населения России, особенно обременительную в годы Крымской войны (1853 - 1856). Страна изнывала под гнетом военных тягот, - плановых и экстренных сдач рекрут, ростом денежных повинностей, реквизиций лошадей, скота, хлеба, сена и прочего, что было необходимо действующей армии. Война углубила государственный кризис и показала миру политико-экономическую и военно-техническую отсталость России. Это было обусловлено архаичной формой правления и сословного государственного устройства. В указанное время велись боевые действия. Обеспокоенность населения войной и рекрутскими наборами была велика. Брат Г.В. Дружинин находился в действующей армии.
Уездные власти выдавали землевладельцам квитанции (своего рода повестки с компонентами бухгалтерии), согласно которым определялось количество рекрут с имения. За сдачу одного рекрута помещик получал от казны компенсацию до 300 руб. Оброк с работника в разных местах России определялся в то время в 20 - 100 руб. в год. Известно, что мелкопоместные, - небогатые помещики, с числом крепостных душ до 21 чел. - в преддверии реформ 1861 г. стремились освободиться от своих крестьян, дабы получить за них компенсационные выплаты.
Души мужского пола счислялись согласно переписных ревизских сказок
[5]. За обладание крепостными помещики уплачивали в казну определенные законом суммы, - своеобразный налог на движимое имущество. Ревизии населения проводились с некой периодичностью, определяемой властью. Согласно переписи душой считался мужчина, не зависимо от возраста, старик, взрослый человек, или только родившийся мальчик. Счисляемой душой считался умерший человек «м.п.» - мужского пола. За него до срока следующей ревизии помещик был обязан вносить в казну подати. На материале законодательного казуса Н.В. Гоголь составил комедию «Мертвые души», идею которой ему, якобы, подсказал А.С. Пушкин.
Некоторые помещики не вмешивались в дело назначения рекрут, в свете чего их назначало крестьянское общество - мир. Здесь существовало множество злоупотреблений - неправд. Крестьяне определяли очередность выделения рекрут из семей, создавая своеобразную очередь сдачи рекрут. О сдаче «за худое поведение» помещичьи власти уведомлялись письменно. - Помещиками, становыми приставами, судами, управляющими и приказчиками по фактам каких-либо нарушений общественного порядка составлялись соответствующие бумаги, которые считались основанием для зачисления в рекруты. Зажиточные крестьяне старались откупить своих сыновей от армейской напасти. Существовал прецедент, когда бедный соглашался за определенную мзду служить за богатого, помогая тем самым своей семье.
Дело назначения рекрут во многом было неправым делом, а потому творилось тайно. - После объявления кандидатур рекрут зачастую помещали под караул.
В деле замены назначенного рекрута на добровольца следовало заблаговременно уведомлять власть имения и мир о сговоре, дабы не пришлось переписывать соответствующие бумаги. Согласно законодательству того времени, крестьяне призывались на воинскую службу до 35 лет.
После отмены крепостного права дело рекрутского набора перешло от помещика к крестьянской общине. Насколько это было важно для крестьян, рассказывают материалы еженедельника «Гдовско-Ямбургский листок», выходившего в 1872 - 1873 гг. Один из авторов - Е.А. Андреев, - старшина Выскатской волости. - В его сообщении приводятся уникальные свидетельства о конкретном наборе, который он проводил в качестве старшины
[6].
Беспощадный очерк о рекрутчине в Гдовском уезде дал на страницах еженедельника учитель Маеров. Он будет небезынтересен в сравнении с материалами А.В. Дружинина, который тему наметил, но жизни крестьянской - не знал и не интересовался, декларируя в журналах тезисы т.н. «чистого искусства».
Практика воинского набора в Гдовском уезде - суровая проза. Некто писал в Гдовско-Ямбургском листке: «В таком деле как рекрутское, соблазнов предстоит много; так как всякий обыватель, мало-мальски зажиточный, всеми силами старается избавиться от поступления в военную службу, и, конечно, не щадит ничего, лишь бы добиться своей цели и оставить своего близкого дома».
Поскольку окончательное решение о том, кого посылать служить, после 1861 г. принималось на сельском сходе, можно представить, какие страсти разгорались при этом. Волостные сходы «…находились под влиянием старшин и преимущественно дельцов волостных правлений - писарей». Дело о рекрутчине сопровождалось многомесячными тяжбами, жалобами на притеснения, мздоимством, наветами и т.п. Ближе к призыву объявлялись уклонисты, безобразия, пьянство. Сами дни сдачи рекрут превращались в пьяные оргии. Об этом живописует Е.А. Андреев. В его изложении выходило, что траты волости были значительны, и «каждый рекрут обошелся обществу по 25 р. сер.» При наборе того времени так же, как и сейчас, во множестве выявлялись лица, физически неспособные к несению службы. Их было много.
Данные словаря Брокгауза и Ефрона конкретизируют сведения о рекрутском законодательстве, которое впервые было введено Петром I. - В нем приводятся данные о сроках воинской службы в разные годы, - от пожизненного - до 5 - 7 лет. Словарь вещует, что законодательство о рекрутчине насчитывало сотни статей, - известное многословие государственного слова России.
Л.Н. Обольянинов - А.В. Дружинину
«…без церемоний: поручайте мне Ваши дела, когда только я могу быть к чему-нибудь полезен
[7]. - И в настоящем случае, по сдаче рекрута, если Вы не ращитываете (!) сдать кого-нибудь из крестьян, живущих в Петербурге, напишите ко мне, кого Вы назначаете, и я тотчас же передам Ваше распоряжение Семену Григорьеву
[8]. - А из Чертова гораздо удобнее сдать в Гдове, чем везти в Петербург. - В рекрутском же присутствии, я могу поручиться, ни одному помещику не будет дано повода жаловаться. Если Вы увидитесь (в С.-Петербурге - В.Б.) с баронессой Вревской, не примете ли на себя труд передать, что с ее имения должны быть поставлены 2 рекрута, и не угодно ли будет баронессе что-нибудь приказать мне или через меня в имение…
Лев Обольянинов
P.S. Посылаю Вам одну ревизскую сказку, так как в других Ваших документах не может быть надобности.
14 февраля 1854 года».
(20.09.1853). «Я знаю, что можно рискнуть небольшими капиталами, подстрекая мужиков к торговле, знаю, что вдов и сирот можно поддерживать, не рискуя поощрить ленивого хозяина, что можно устроить запасный капитал на случай нужды, со временем избавить деревни от рекрутчины, а до того сделать рекрутчину менее тяжкою, хорошо награждая рекрута, если он не мошенник».
(1.03.1854). «…занялся довольно грустным делом, то есть разборкой ревизской сказки по случаю поставки рекрута, а занимаясь им, почувствовал истинное угрызение совести. Так мало заниматься своим имением, так мало вести порядка в списках и счетах есть вещь непозволительная! И подобные мне люди смеют говорить о политике, о государственных делах - не имея дарования вести оброчных списков в порядке! Пора вести дела по имению в порядке, женское хозяйство очень хорошо и мягко и ценится как следует, но ему всегда не будет доставать аккуратности
[9]. Говорил с матушкой о порядке рекрутчины и предлагал ей, чтоб предоставлять миру назначение рекрут, оставляя за собой право выбирать из выбранных им. Кажется, как умно и просто! а между тем оно неудобоисполнимо: рекруты, зная заранее свое назначение, будут повесничать и прятаться. Вот что значит знание практической стороны в хозяйстве!»
(1.04.1854). «Говорил с матушкой о порядке рекрутчины и предлагал ей, чтоб предоставлять миру назначение рекрут, оставляя за собой право выбирать из выбранных им. Кажется, как умно и просто! а между тем оно неудобоисполнимо: рекруты, зная заранее свое назначение, будут повесничать и прятаться. Вот что значит знание практической стороны в хозяйстве!»
(2.10.1854). «Всех бесстыдных мерзавцев, толкующих о трофеях, военной славе и прочем в таком роде, я посадил бы в мою кожу за эти дни. Была сдача рекрут, и я убил все утро в Казенной палате и ее окрестностях. Хотя <в> этот набор пошли с рук порядочные негодяи, но мне было так жалко, грустно и странно, что я готов был бы на это время провалиться сквозь землю. Все это так тяжко, печально, так несогласно с моими понятиями, что я и теперь будто брожу во сне. Староста, бывший при сдаче рекрут, дрожал как лист, всюду мелькали бледные, убитые фигуры! Horrible, most horrible!
[10] А выбор, назначение, предварительные хлопоты, мысль о плаче и вое родных? Я сделал почти все, что мог, дал рекрутам денег, дам им еще на дорогу, велю им к себе писать и, когда их пристроят к своим частям, положу на их имя деньги в артель. Это буду я делать всегда и для всех, даже для негодяев, и такой расход будет для меня священным расходом.
Надо отдать справедливость чиновникам Палаты, они так вежливы и предупредительны, что составляют великий контраст с грязными столами, неровным полом и душным воздухом своего гадкого помещения».
(9.01.1845). «…все младшие офицеры или отъявленные хамы, или хорошие люди, да подавленные проклятым безденежьем»
[11].
(10.08.1845). «…Пропивши все мои деньги на Средней Рогатке
[12], я тащился угрюмо в хвосте первого батальона. Грязное небо висело над вонючей Гороховой улицею, урывчатый дождик выгонял из меня остатки паров шампанского, музыка играла какой-то пошлый марш, на тротуарах стояли [ряды мужиков] и куча мальчишек, глядевших с величайшим вниманием на ряды испачканных солдат.
Офицеры шли на местах, я шел один по тротуару, и, надо отдать справедливость, публика с готовностию давала мне дорогу, поглядывая с участием на мои штаны, изорванные и покрытые грязью. Несмотря на то, я злился на нее и на себя, и на Петербург, который при всяком свидании со мною наводит на меня невыразимую тоску.
Да, признаться, и радоваться было нечему. В лагерях все мы надоели друг другу до того, что я, болтун в компании и любитель скандалов, за счастие почитал, когда сидел один
[13]. Неурожай, безденежье, отвращение к службе заставляли меня переменить свой круг действий, а я не умел приняться за дело
[14]. А в перспективе рисовались передо мною караулы и шатанье в Михайловский манеж
[15].
- Черт возьми! - так или еще сильнее начал я речь сам с собою, - что я стар сделался или просто взгрустнулось? Где то время, когда я всякий день подымался с постели бодро и весело, с запасом неисполняемых реформ и золотых планов? Где то время, когда в мысли: «у меня нет ни копейки в кармане» заключалось что-то и забавное, и авантюрёзное, и почти поэтическое. Неужели для меня начал иметь цену пошлый металл, для меня, который имеет его только шесть дней в году и то никогда не держит при себе?
Где прежнее доверие к своим силам и тот дилетантизм к жизни, которого казалось мне довольно на всю жизнь? Мне точно много повредила наша служба и беспрестанное общество военных людей
[16].
Лучшие и старшие из наших офицеров (так должно быть и во всех полках, если не во всех службах) одарены в высокой степени умом практическим. Но это излишнее развитие практической деятельности делает их ранними скептиками, людьми односторонними, равнодушными и даже враждебными к немного завирательным идеям, которые поддерживают энергию молодости, как шампанское поддерживает расположение духа.
Молодое поколение, грустное, скромное, безденежное, имеет очень мало своего характера, оно представляет много интересного для наблюдателя, но очень мало для ума и сердца. Ни с кем из них я искренно не сошелся и не сойдусь, вероятно, но я знаю их вдоль и поперек
[17]. С ними ужасно скучно, они старше старых офицеров. Привязанности к своему званию нет ни у тех, ни у других: отвращение к службе царствует во всей русской гвардии».
«Рекрутчина
[18] В настоящее время в наших селах, деревнях и городах происходит рекрутский набор. Тяжела эта повинность для податного люда, хотя за последнее время солдатская служба во многом изменилась к лучшему. Но, судя по манифесту, этот рекрутский набор, как натуральная повинность одного только податного сословия, - последний; так что можно смело сказать, что уже близко время, когда во всей Руси православной будет введена всеобщая всесословная повинность, которая облегчая податной сельский люд, изгладит из народной памяти - все тяжелое и мрачное, созданное рекрутчиною прежнего времени. Однако, в ожидании будущих благ, мы не должны забывать настоящего порядка рекрутчины. Наблюдения при отбывании рекрутской повинности показывают, что не смотря на все ограждения закона, при наборе - всегда являются уклонения от закона, или вернее - не порядки. Устранить эти не порядки крайне необходимо, ибо они увеличивают только тяжесть для крестьян при рекрутской повинности, тяжелой и без этого, а затем тормозят успешный ход самого дела.
В видах справедливости и облегчений для обществ и семейств, наш закон предоставляет самим обществам назначение семейств, имеющих отбыть рекрутскую повинность при наборе. Это самое дорогое и неоцененное право! Кому же лучше знать порядок и очередь (при очередной системе), как не самим обществам? Кто же вернее может знать, какая семья должна отбыть повинность, как не само общество? Оно может свесить и обсудить все обстоятельства, послуги и проч., сравнить наличные силы семейства с другими, решить, для которой семьи эта повинность менее обременительна или менее ощутительна… Закон, предвидя все это, точными положениями определил права, обязанности и значение сельских обществ, деятельность и власть сельских и волостных сходов, наблюдения и контроль за ними и пр., он определил так ясно, что следовало бы в точности исполнять все законоположения, относящиеся к этому предмету, и…, без всякого сомнения, многое нехорошее и непорядочное не могло бы появиться в нашей жизни и вообще в жизни сельских обществ, особенно при рекрутчине…
Но на деле оказывается совершенно иное. Сколько слышится жалоб на неправильную сдачу в рекруты? Сколько подается этих жалоб в такие присутственные места и таким лицам, которым совсем такие просьбы совсем не подлежат? Но где же причина такого неотрадного явления в нашей рекрутчине? Мы не ошибемся, если скажем, что во всем этом - много повинно сельское управление. Но уясним все дело рекрутчины по порядку.
Семейные списки, обыкновенно, ведутся волостным правлением, т.е. волостным писарем. При объявлении набора, каждое общество (при очередной системе) назначает большедушные семьи к отбыванию повинности в предстоящий рекрутский набор. Вот при этом-то назначении и начинается в некотором роде смятение и происки на сходах, особенно если в обществе находится несколько таких большедушных семей. К сожалению, здесь не проходит и без того, чтобы семьи победнее раньше богатых не повезли своего молодца на службу, и даже меньшедушные назначаются ранее и впереди большедушных. Такое неправильное назначение случается под влиянием различных иногда весьма неблаговидных обстоятельств, под влиянием угощений, задобриваний, или под гнетом силы известного мироеда, или горлана в обществе. Кто не знает, как бурны и крикливы бывают сельские сходы по рекрутским делам? Да и какому сельскому человеку не случалось видеть, до каких плачевных результатов и явных несправедливостей доходили иногда сельские сходы? А все это происходит оттого, что за порядком и ведением дела, по большей части, никто не наблюдает, а если местное сельское управление вмешивается в нехладнокровные суждения сельских обывателей; то в большинстве случаев с личными целями, или с такими побуждениями, чтобы как-либо провести (ослобонить) своих ближних, и вообще тех, на стороне которых их милость и расположение, купленные тем или другим способом. Таким образом, с одной стороны - давление богатых с помощью денежных, долговых обязательств и обыкновенного зелья - водки, влияние местного волостного начальства, поддающегося разным подношениям и искушениям, с другой - слабость и зависимость сельских обывателей, составляющих сходы, ведут к тому, что большесемейные избегают очереди, а малосемейные стоят на первой очереди, - иногда двойники бывают должны сдавать из среды себя рекрута, тогда как тройники, четверники и более остаются дома. Вот отсюда-то и возникает множество жалоб и прошений! Вот здесь-то и начало долгого усиленного хождения отцов по разным канцеляриям присутственных мест, прихожим властей и лиц…
Волостные сходы еще более находятся под влиянием старшины и преимущественно дельца волостных правлений - писаря. По большей части, для них все уже бывает подготовлено, подстроено и составлено в таком виде, как желает начальство. Здесь дело проще и злоупотребления не могут вполне выясниться. На сельских сходах возникает много пререканий по разным обстоятельствам, по поводу старшинства семей, старшинства или давности послуги, по поводу, кому стоять головой, кому подставой, и проч. Все это выясняется в настоящем свете; но не менее того, вообще на сходах волостных и сельских, не редко проявляются в решениях явные несправедливости по тем или другим причинам. Нам памятны такие факты, что сельские сходы несмотря на явную неспособность к работам одного лица из семьи, известной всем в обществе, никак не соглашались признать его не работником и, как оказалось, только лишь потому, что за исключением одного из числа работников, оставалось старшим семейство, более богатое, у главы которого находилась в руках, в зависимости большая часть всех обывателей, бывших на сходе. Тоже самое замечается и относительно счета послуг. Наконец, кого поставить головой или подставой, т.е. какой семейство должно прежде отбыть повинность, и какое в том лишь случае, если поставленный в рекруты окажется почему-либо негодным к военной службе, вполне зависит от сходов, и - в этом случае сходы кривят гораздо… опять-таки под влиянием многих соображений и обстоятельств, совершенно противных закону… И надобно признаться, что в этом случае влияние старшины и писарей на сходы очень сильно; а они держатся чаще поговорки: «как не порадеть родному и нужному человечку?»…
Таким образом, дело, назначения в рекруты производится иногда очень несправедливо… Чего же смотрят мировые посредники? скажут нам. Мы указываем лишь на фактическую сторону и в свою очередь тоже спрашиваем: за чем же смотрят мировые посредники? Деятельность посредников в этом отношении могла бы проявиться в полной силе, как действительно и было в начале введения мировых учреждений. Усердие посредника к делу, жажда полезной и благотворной деятельности, внимание к нуждам народа, живущего в их участках - замечались примерные; но с течением времени начало появляться необъяснимое охлаждение к делу, а в последнее время и довольно стало заметно для общества какое-то пассивное лишь участие мировых посредников в крестьянском деле. Порядок принесения жалоб или обжалований решений сходов и т.д. - известен; но по сокращению мировых посреднических участков и самые съезды стали сокращаться, или оказываться не постоянными и иногда заваленными делами. Вследствие этого разбор жалоб по рекрутству стал затягиваться на долгое время, а иногда даже по времени отставать от набора… Притом, съезды не избежали канцелярского порядка, т.е. влияния секретаря съезда, который нередко считается просителями решителем их судеб. Мы не желаем сказать, что у секретарей явилось заднее крыльцо; но, тем не менее, должны признать факты, как они существуют. Бывают письмоводители у мировых посредников и секретари - в съездах, которые играют важную роль и пожалуй вертят делами. В таком же деле как напр. рекрутское, соблазнов предстоит много; так как всякий обыватель, мало-мальски зажиточный, всеми силами старается избавиться от поступления в военную службу, и, конечно, не щадит ничего, лишь бы добиться своей цели и оставить своего близкого дома. Само собою разумеется, что у таких хлопотунов много и даром пропадает; но также известны случаи, где хождения и просьбы помогали… Закваска старая так сильна, что извести ее можно лишь общим и единодушным презрением к лицам, падким на разные приношения…
Медленность, наконец, вообще в делопроизводстве бывает так велика, что иной рекрут, неправильно сданный, отслужит много времени в военной службе, пока присудят его к возврату в общество. Причины же вообще неправильного положения дела - заключаются в указанных непорядках на сходах, малой деятельности посредников и съездов их, и наконец в злоупотреблениях сельских властей, старшин, писарей и канцелярий. И выходит справедливой народная поговорка: «законы святы, да исполнители супостаты». Надобно же знать селянам, что справедливость - дело великое, что каждый из них прежде всего член одной огромной семьи и большого государства, - каждый находится под законом и должен принимать участие в защите своей страны, или своей личной послугой, или своими средствами. Затем, каждый селянин, относящийся должным образом к себе, своим соседям, обществу и государству, тем самым становится истинно почтенным членом общества. Назначение - по всей справедливости в рекруты - имеет за собой одно благо - и для семейств и для обществ: первые никогда не будут лишены необходимой им рабочей силы, а вторые не будут потом поставлены в затруднительное положение относительно содержания семей, сдавших работников в рекруты. Не говоря уже о том, что всякое злоупотребление строго преследуется законом, - мы полагаем, что в этом случае весьма важно прямое и единодушное неодобрение самих обществ лицам, допускающим то или другое злоупотребление, и главнее всего твердость и непреклонность сходов пред такими умирителями, как например - ведро водки… Нам тяжело это высказывать; но, зная всю силу слова истины, и, предвидя от этого одно доброе, мы решились сказать о существующих, почти повсеместно не порядках, в назначении сходами, кому отбывать и без того тяжелую для крестьянского сословия рекрутскую повинность. При жеребьевом порядке не менее того встречается нехорошего, и опять-таки со стороны старшин, писарей, канцелярий и самих обществ, слабых к угощениям и разным подвохам.
На этот раз мы ограничились собственно назначением семей для отбывания рекрутской повинности на сельских и волостных сходах; в следующей за сим статье постараемся сказать о сдаче рекрут в рекрутских присутствиях».
[1] Алдонина Н.Б. А.В. Дружинин (1824 - 1864). Малоизученные проблемы жизни и творчества. Монография. Самара. 2005. С. 57. //
РГАЛИ. Ф. 167. Оп. 1. Ед. хр. 631. Л. 9 об.
[2] Там же. Л. 9 об.
[3] Об этом говорит в письме Л.Н. Обольянинов.
[4] Исключение в его творчестве составляет «Рассказ Алексея Дмитриевича».
[5] Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПБ. 1890 - 1907.
[6] Андреев Е.А. Исторические записки и предания о погосте Доложском, Гдовского уезда крестьянина Ефима Андреева. СПБ. 1863.
Андреев Е.А. Два-три слова к моим собратьям, крестьянам Выскатского общества, при заложении в селении Выскатке Св. храма. СПБ. 1865.
Андреев Е.А. Выскатская волость (Краткий исторический очерк). (Крестьянин Е. Андреев). Гдовско-Ямбургский листок. № 14. СПБ. 1872.
Андреев Е.А. Волостные правления и господствующие в них порядки. (Крестьянин Е. Андреев). Гдовско-Ямбургский листок. № 29. 1872. Сс. 4 - 8.
Андреев Е.А. Церковь Рождества Богородицы в Выскатке. // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885.
Андреев Е.А. Краткие историко-статистические сведения о церквях и приходах Гдовского уезда. Из записок крестьянина Ефима Андреева. // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885.
[7] Письма к А.В. Дружинину (1850 - 1863). М. 1948.
[8] Староста имения Марьинское.
[9] «Женское хозяйство» - управление его матери.
[10] Ужасно, более чем ужасно! (англ.). Прим. А.В. Дружинина.
[11] А.В. Дружинина безденежье будет преследовать всю жизнь. Перед Новым 1854 г. 19 - 20 декабря он составит в Дневнике таблицу месячных доходов и расходов. - Это показательно. В подсчете «баланса» есть приписка: «Вот сколько ушло между рук, рублям 100 следов не отыскивается».
[12] Окраинный район столицы, за Нарвской заставой.
[13] Существенный фактор для творческого человека, которому претит общество, которому необходимо одиночество.
[14] Отвращение к службе, естественно, повлияло на решение А.В. Дружинина уйти из полка
[15] Творческому человеку армейская служба - верная смерть и гибель всех начинаний. Необходимо было срочно менять образ жизни. Выход один - двигаться к гражданской службе и литературе.
[16] Оптимизм молодости и грязный армейский быт - вещи несовместимые.
[17] Писатель обладал большой эрудицией и был выше на голову некоторых армейских офицеров.
[18] Гдовско-Ямбургский листок. СПБ. 1873. № 2.
[19] Гдовско-Ямбургский листок. СПБ. 1873. № 2.
[20]Андреев Е.А. При рекрутском наборе настоящего 1873 года. // Гдовско-Ямбургский листок. № 10. СПБ. 1873.
[21] Гдовско-Ямбургский листок. №7. СПБ. 1873.
Документальное свидетельство нарушения закона о рекрутской повинности, согласно которому в армию призывались лица не старше 35 лет.
[22] Гдовско-Ямбургский листок. СПБ. 1872.