Вдвоем по осенней Финляндии на велосипедах 13-14.10.2018. Иматра - Хауккавуори - Париккала, день 1.

Apr 21, 2019 04:49


День первый
Золотые краски осени, идеальные дороги, путешествие на ощупь, взгляды из темноты



Любимый парк Вейё Рёнккёнэна. На этот раз - в полной темноте)

Удивительно, насколько первое впечатление сильнее всех последующих. Мой недавний первый велотрип в Финляндию был необычайно волнителен весь - от границы до границы все было непривычным и страшным; второй раз я ехала уже совершенно спокойно. Но приключений и эмоций хватило мне и в новом путешествии с лихвой. Ведь любой поход - это лотерея случайностей и калейдоскоп непредсказуемых событий; а самыми яркими кусочками этого калейдоскопа стали: восхитительная осень, двенадцатикилометровая поездка по лесным холмистым грунтам в аб-со-лют-ной темноте, ночная развеселая встреча с безумными творениями Вейё Рёнккёнэна, адская шестидесятикилометровая гонка по холмам против ветра под девизом "успеть на автобус домой" и всего-то 15 минут опоздания, неожиданные встречи в кустах и на границе; мой личный рекорд: 184 километра за два дня. И медаль - посмертно:-)

Маршрут: Светогорск - Иматра - Симпеле - гора Хауккавуори (Соколиная гора) - Париккала - Иматра.

День первый.
Золотые краски осени, идеальные дороги, путешествие на ощупь, взгляды из темноты

Спустя чуть больше двух недель после моего первого одиночного велопутешествия по Финляндии я отправилась в путь снова. Мой друг Даня, с которым мы частенько ввязываемся в какие-либо походно-заброшенные авантюры и уже пережили первое совместное большое велопутешествие по Северному Приладожью, тоже хотел посмотреть парк безумных скульптур Вейё Рёнккёнэна в Париккале, ну а я же мечтала теперь очутиться там ночью: не давали покоя неотступно следящие за мной почти живые глаза и протянутые в ироничном приветствии руки - интересно же посмотреть, как вся эта чертовщина смотрится в ночи при свете фонариков? И мы поехали посмотреть.

На этот раз поездка должна была уложиться в обычные выходные дни в количестве двух штук. Мой предыдущий вариант логистики - по набережной до Финляндского вокзала, электричка до Девяткино, автобус до Светогорска для такого сжатого графика был слегка витиеват и долог по времени, хотелось найти что-то более прямолинейное и быстрое. Вариант с велотакси от Выборга показался каким-то мутным: уже не особо сезон, запись на выходные велась вяло, будет ли рейс или нет - непонятно. Решили попробовать поехать обычным туристическим автобусом, выполняющим однодневные рейсы в Иматру для всех желающих откатать визу и затариться финскими продуктами. План был такой: в субботу рано утром -  в 6:30 - загружаемся в автобус на площади Восстания, приезжаем на нем к МАПП Светогорск примерно к 11:00, там выгружаем велосипеды, пересекаем  на них границу и далее едем с ветерком своим ходом. Обратно маневр следовало повторить на аналогичном воскресном автобусе: на границе подсесть к туристам в 17:00 и спокойно доехать до площади Восстания, откуда по набережной до дома рукой подать. Но, как водится, что-то пошло не так, и план мы выполнили только наполовину.

Первый шаг - обзвон подходящих турфирм с автопарком больших автобусов с нормальными багажниками (хач-маршрутки в расчет не принимались) - прошел на ура. Я сразу же нашла нужную турфирму, которая с готовностью подтвердила возможность взять нас на борт со всем нашим скарбом. Тут же договорились и о схеме обратной подсадки в автобус. Цена вопроса - 800 рублей в одну сторону, за велик отдельно доплачивать не нужно. Кстати, по стоимости это сопоставимо с маршрутом: электричка - велотакси (примерно 300 + 400 рублей в одну сторону), а заморочек с пересадками и наличием мест гораздо меньше. Оплата наличкой при посадке в автобус. Ну и отлично! Едем!

Я, как обычно, прособиралась полночи: вставать надо было уже часа в 3 утра, а в 4:30 - выезжать. Так что поспать не удалось почти совсем. Ну, посплю в автобусе, привычно решила я, и поехала. Ехать ранним утром по спящему Кудрово - особое удовольствие! Днем по нему не проехать вообще: несчастная велодорожка через парк Оккервиль сплошь в три ряда забита гуляющими мамашками с колясками, валяющимися посреди дороги детьми, прыгающими собаками и вальяжно растопырившимися во всю ширину тротуара отдыхающими с тремя булькающими пакетами из Ленты у каждого и мангалом под мышкой у некоторых. Чтобы проехать через парк днем в выходной нужны стальные нервы, которыми я не обладаю, так что поездка в звенящей предрассветной тишине и прохладной утренней дымке приятно сгладила чудовищный недосып и круто подняла мне настроение. Встретились с Даней на традиционном перекрестке и также быстро домчали по пустынному городу до места посадки в автобус, нашли нужный, разобрали велики в чехлы на глазах слегка изумленной публики с легкими сумками в руках, загрузились и как давай болтать, ибо давно не виделись и соскучились. В общем, поспать не удалось. Этот нюанс мне аукнется в дальнейшем.

Около 11:00, как и планировалось, мы уже были у границы. Автобус встал в хвост довольно приличной очереди, пассажиры обреченно разбрелись вокруг, понимая, что застряли тут надолго, а мы вытащили велики, собрали их, приладили велорюкзаки и под недобрые взгляды соотечественников рванули к границе. Границу прошли молниеносно, вещи никто не проверял.

На этот раз я уже была опытная и Иматру больше не теряла. Да и Даня нормально подготовлен для таких путешествий: у него с собой имелся навигатор Garmin с закачанным путевым треком (не то, что некоторые, которые ездят в большей степени по наититию "примерно куда-то туда", изредка заглдывая в maps.me). Так что на этот раз мы особо не плутали, тем более что времени на лишние крюки не было. Километраж для меня запланирован был весьма приличный - около 180 километров за два дня. Учитывая холмистость Финляндии, это немало.

Иматра встретила нас туманной дымкой и невероятной золотистой красотой по сторонам.










Золотая Иматра и довольная я

Перекусив в Макдональдсе, мы поехали в Призму за продуктами в дорогу, а потом на выезд из города. Я только и успевала крутить головой по сторонам. Березки, озера, ровные дорожки, редкие улыбчивые люди - красота и умиротворение полные!


В Иматре

С выездом из города и попаданием на нужную нам шестую трассу опять было не все понятно, но преодолев запутанные развязки, мы-таки выехали в нужном направлении. На этом же месте разобрались с этой самой шестой трассой на предмет можно ли по ней ехать на велосипеде или все-таки нет. Я все еще переживала по поводу непонятно транспортного явления, с которым столкнулась в прошлую поездку: обгоняющие меня попутные машины слегка пригазовывали до и после обгона, и выглядело это как какое-то недовольство, хотя я ехала по широкой обочине и никому не мешала. Так что меня все еще терзали смутные сомнения: а может быть, так нельзя было?

Объяснения обоим вопросам нашлись быстро. В Финляндии запрещено движение на велосипедах только по автомагистралям. Автомагистрали обозначены зеленым знаком с изображением двух параллельных дорог и висят на таких огромных щитах, что не заметить их в принципе невозможно. Так вот шестая трасса в районе Иматры как раз и является автомагистралью, и соответственно проезд по ней запрещен. Но ехать там и ни к чему, так как вдоль шоссе идет чудесная дублирующая велодорожка. По этому участку в прошлый раз я не ездила, так как сразу за Иматрой свернула на Музейную дорогу, идущую в обход всяких оживленных дорог. А вот спустя несколько километров от Иматры шестая дорога меняет свое назначение и вместо автомагистрали становится обычной скоростной трассой, обозначенной специальной красной табличкой с номером дороги. Она имеет широкую ровную обочину, и передвигаться на велосипеде там можно. Ура, я ничего не нарушила!

Второй вопрос решил Даня, причем молниеносно. Поделившись с другом мучившей меня моральной проблемой, я и не думала, что решение такое очевидное, блин. Оказывается, посередине скоростной дороги разметка на встречные полосы выполнена не только с помощью светоотражающей краски, но и с помощью непрерывного ряда небольших ямок-выбоин в асфальте. Сделано это для безопасности водителя: дороги тут ровные и монотонные, вождение в таких идеальных условиях может вызывать сонливость (это вам не российский адреналин в любую сторону от основной трассы Питер-Москва!), так вот, если водитель на ходу начнет дремать, и - не дай бог - машину случайно поведет влево, то колеса, попадая на разделительную полосу, издают такой рык, проваливаясь в ямки, что тут и мертвый проснется! Так что попутные машины, опережая меня, хоть и не выезжали особо на встречку - места всем хватало - но все же слегка сторонились, мало ли чего от меня ожидать!, тем самым заезжая немного на эту самую "перфорированную" полосу, а, опередив, возвращались обратно. Отсюда и странный двойной рычащий звук, сопровождающий меня по шоссе. Никто на меня не злился, это просто обычная мера предосторожности, тьфу ты, черт! А я-то страдала в недоумении и непонимании:-). Прямо камень с плеч! Чуть не расцеловав на радостях Даню, я помчала за ним дальше, стараясь не свернуть голову от окружающих нас немыслимых красот.




Пейзажи вдоль велодорожки

Как только стало можно ехать по трассе, мы вырулили на нее и помчали вдаль. Погода стояла шикарная: теплая, безветренная, тихая и бессолнечная. Но и что пасмурная - не скажу - скорее, слегка поддетая легкой дымкой. Идеально для велопутешествия! А по таким дорогам, да еще и с горки вниз, можно лететь вечно. (О том, что нам тут потом еще возвращаться, я решила подумать завтра).



Шестая трасса, взгляд вперед. Тут, кстати, видны те самые злополучные ямки на разделительной полосе

Ехалось легко и довольно быстро. Вскоре мы домчали до городка Симпеле. Тут у нас был запланирован поворот на первую достопримечательность, которую хотелось посмотреть в рамках этой небольшой поездки. В двенадцати километрах от трассы в окрестностях Симпеле расположено очень красивое место - Соколиная гора Хауккавуори. Это каменная гряда высотой 172 метра, шикарнейшее видовое место: отвесные скалы вздымаются над озером Сараярви, а сверху открывается вид, от которого дух захватывает . Место, кроме того, имеет еще и историческое значение: на протяжении столетий тут проходила граница между Россией и Швецией; на скалах имеются пограничные отметки 1722 года, где можно рассмотреть русский крест и шведскую корону. Кроме того, в ясную погоду со скал открывается нереальный вид на закат. К посещению - обязательно! Координаты места стоянки у тропинки на гору: 61.483933, 29.229048. Сворачиваем в Симпеле.




Симпеле. Дорога сразу идет вверх и дальше до самой горы Хаукавуори 12 км почти все время вверх

Сразу за Симпеле дорога перестает быть асфальтовой и превращается в грунтовку. Хорошего качества грунтовку, но зато в формате какого-то нескончаемого серпантина и американских горок: вверх - вниз - вверх - вниз - вверх - вверх - вверх и еще раз вверх с поворотами во все стороны. На полпути я сдалась и часть горок стала преодолевать пешком. Даня упорно полз вверх на пониженных передачах, но ехал при этом не сильно быстрее меня, идущей пешком. Двенадцать километров растянулись в вечность, дорога петляла так, что частенько приходилось останавливаться и сверяться  с навигатором, так что этот путь занял у нас времени чуть ли не больше, чем весь предшествующий.

Пейзажи по сторонам продолжали радовать.


Какое-то озеро на пути к Хауккавуори

В эти моменты я уже больше смотрела под ноги, чем по сторонам, поэтому подняв в очередной раз взгляд, я здорово удивилась. Едем, едем себе по лесам и маленьким поселкам: такая мирная кругом обстановка, открыточные домики, милые клумбы, аккуратные дорожки и вдруг бац - внезапность.




Внезапные пушки в лесу

Поудивлялись, побродили вокруг и поехали дальше. А тем временем лес вдоль дороги становился все плотнее и мрачнее, наступал все ближе и ближе, дорога петляла и казалась бесконечной, и я только порадовалась, что в этот раз еду не одна. К слову, в конце дороги, судя по карте, нас ждала обустроенная парковка и очень приличная лааву, как один из запасных вариантов переночевать сегодня, если сил ехать дальше не окажется.


Лес по дороге к Хауккавуори дремуч и неприветлив

Но вот еще на этом месте я почему-то поняла, что ночевать в лааву у горы не хочу. Свежа еще моральная травма от прошлой ночевки со стрельбой и бродящими ночными чудовищами!

А тем временем заветная гора все ближе, и это значит, что двенадцатикилометровый безумный аттракцион когда-нибудь закончится. Нет, мне в целом очень даже нравится езда по тихим грунтовкам вдали от шумных трасс, но опыта, сил и физической подготовки у меня еще явно маловато, чтобы столько холмов одолеть оптом за раз. Но я одолела, пусть частично и пешком.


Все ближе к цели

Весь маршрут, кстати, промаркирован оранжевыми метками на деревьях. Так что, наверное, и без навигатора можно найти путь к горе, но я бы не рисковала, больно уж он извилист.

Добрались до парковки и лааву!



Лааву у горы Хауккавуори

Лааву отличная! Тут и туалет, и домик с дровами, и беседка, и столики, и сам навес для спанья. Все по высшему разряду - только два недостатка: нет воды в пешем доступе и место довольно дремучее. Первый недостаток решается привозом воды с собой; второй - наличием веселой компании. Хотя даже вдвоем ночевать тут было бы страшновато. Ну а мы хоть и устали после витиеватой грунтовки, но все же решили после похода на гору поехать по маршруту дальше. Ведь наша главная цель на эту поездку - посмотреть ночной парк безумных скульптур, а до него другие непонятных двенадцать километров (решили обратно поехать для разнообразия по другой грунтовке) и около четырех - пяти по шоссе. А тут остановимся ненадолго просто отдохнуть и перекусить. Но не сейчас! Сейчас пора в путь, ибо до заката осталось всего-то каких-то полчаса.

И мы пошли по тропе, на которую заботливо указывал указатель.


Указатель на гору

Так как гора Хауккавуори сама по себе высотой 172 метра, то я уже готова была подниматься все эти 172 метра строго вверх, наплевав на надвигающуюся темноту, однако оказалось, что подниматься особо никуда и не надо - мы уже почти на вершине, потому как, оказывается, уже заехали на нее на великах. О как!

С каждым шагом, который мы ступали по хорошо протоптанной тропинке, небо темнело на глазах. Октябрьское солнце не медлило завалиться за горизонт и упало за его линию в тот самый момент, как мы оказались на вершине. Эх! Виды там, конечно, эпичные, но фотографии получились нечеткие и пиксельные, а проведенного на горе времени - ничтожно мало. Придется переприезжать еще раз!







Гора Хауккавуори

Очень красиво! Правда, пограничные отметки с крестом и короной мы в сумерках, конечно, не нашли - я читала, что их и при свете дня обнаружить-то не просто, но уже не сильно расстроились.

К слову сказать, на горе мы оказались не одни. На подходе к вершине я услышала играющую откуда-то музыку и огорчилась: стоило же так далеко и сложно забираться, чтобы помедитировать на красивое место в тишине, а вместо этого нарваться на местную компанию с дискотекой! - а ведь это одна из вещей, которую я терпеть не могу! На вершине сидела парочка. Но едва они нас заметили, как сразу приветливо поздоровались на непонятном языке - сказав что-то среднее между Hi и Hey, а музыку тут же выключили, чем повергли меня в культурный шок. Ну надо же, насколько финны трепетно относятся к праву каждого человека на единение с природой! Нашим бы такое и в голову не пришло. Удивилась! Молодцы!

Налюбовавшись на виды и пробивающиеся сквозь облака нежные закатные краски, мы в темноте пошли назад к лааву. Финны тоже вскоре пришли вслед за нами, что-то приветливое прокричали на прощание, сели в припаркованную машину и уехали. Мы остались одни в кромешной уже темноте. В этот момент я снова порадовалась, что в этот раз не одна - все-таки вдвоем не страшно. Мы разожгли костер, пожарили закупленные в Призме колбаски, я достала помидорки с огурцами, и мы все это дело радостно умяли, запив горячим чаем и совсем небольшим количеством провезенного контрабандой из Питера коньячка. И вот этот глоток коньяка лег на мою бессонную ночь и уже больше 100 пройденных километров как-то очень уж сногшибательно - в самом что ни на есть буквальном смысле: и физически, и морально. Повело меня нехило, учитывая что крепкий алкоголь я вообще пью крайне редко, предпочитая ему красное вино, так что услышав свою же заплетающуюся речь - "Поехатттть дальше? Ну конечно поедеееем! Ну и пофиг, что в темноте, даже веееесело, че", - я слегка испугалась и попыталась прийти в себя, но не вышло. Ну и черт с ним, мне уже было море по колено. Мы спрятали оставшиеся больше половины коньяка от греха подальше, включили фонарики и выдвинулись в путь. В абсолютную тьму. По неизвестной дороге. По каким-то холмам среди страшного леса. Зато над нами сверкали офигенные звезды, а небо было глубоким, черно-синим и выпуклым, как купол мира. Шикарно.

Все что было дальше, я помню как один бесконечный сон: я еду, а вокруг ничего нет. Вообще ничего. Пляшущий кружок света от фонарика впереди освещал совсем крохотную часть грунтовки, а еду я вверх или вниз можно было понять только по ощущениям. А поскольку ощущения слегка сбились, то иногда понять было невозможно вообще. Я только пищала периодически: Даня, подожди меня, не уезжай, ибо остаться в этой звездной темноте даже на минуту одной было очень неуютно. Но почему-то не страшно - страх у меня полностью анестезировался, видимо. Даня боялся, как признался позже, что из леса вывалится нам наперерез какой-нибудь лось на полном ходу, или медведь, или еще какая живность, а я вообще не боялась леса - просто потому, что я его не видела.

Зато в какой-то момент в кустах у дороги что-то зашевелилось и затрещало ветками, но испугаться мы не успели, так как оттуда же раздались веселые голоса:  Ээээй, привет соотечественникам! Мы рассмеялись в ответ: Привет! Русские, что ли?? И сами же ответили: ну ясен пень, кто еще будет в дремучих финских лесах в полной темноте по кустам шастать, кроме русских-то?:-)

Оказалось, двое русских ребят: мальчик и девочка - едут на ту же гору Хауккавуори, но они не успели до темноты и хотят заночевать в лааву у горы. Но поскольку воды там нет, то они набирают воду в озере у дороги (а там было озеро?:-), вот по кустам и бродят, опасаясь в темноте непроизвольно искупаться. Посмеялись друг над другом, пожелали спокойной ночи и разъехались в разные стороны. А огромное небо продолжало накрывать нас со всех сторон звездным одеялом - в какой-то момент я, зачарованная, засмотрелась так, что на очередном подъеме рухнула вместе с великом:-) После этого Даня от меня уже вообще не отходил, и мы тащились по этой нескончаемой дороге целую бесконечность в квадрате - и наверное, раз в сто дольше, чем по предыдущей. Впрочем, ничего удивительного. Спустя полгода по этой самой дороге мы проехали на машине. У меня челюсть отпала, когда я смотрела на нее при свете дня из окна: и вот тут мы ползли в полной темноте двенадцать километров? Это полный треш, первый вариант грунтовки был все же поспокойнее - все не такой буйной холмистости. Получилось так, что само по себе расстояния от горы до шоссе по обеим дорогам было примерно одинаковое, но по сложности вторая оказалась намного круче. И вот по ней мы и тащились в ночи. Хорошо, что не видели ни черта.

Иногда из темноты фонарик выхватывал странные знаки.



Странные знаки

Да, вот именно ребенка, беспечно гуляющего наперерез дороге и тащущего на веревочке стремную черепашку, мне сейчас для полного счастья только и не хватало!

Зато следующий знак, спустя триллионы лет, когда я смирилась уже, что весь прочий мир вообще больше не существует, был встречен воплями радости. Боже, неужели шоссе!!!



Выползли на шоссе, взгляд назад на грунтовку

Не веря своему счастью и близости цели, мы воспряли духом и рванули по трассе. Даня ломанулся вперед, устав еле-еле тащиться со мной, а я поехала следом: темное шоссе, ни единого фонаря, только далекий свет от редких домиков вдоль дороги, и стелящийся под колеса густой туман - мистический мир не хотел отпускать нас и тут. Оставшиеся четыре километра до парка я ехала в этой туманной мгле в полном одиночестве, и ни одна машина за это время не проехала ни мимо, ни навстречу. Мир вымер. Хотя времени было всего-то часов десять вечера.



Приехали!

Даня в предвкушении уже нетерпеливо бродил по парковке. Мы, как смогли, осмотрели местность и решили не заморачиваться с местом ночевки вообще, поставив палатку прямо вот тут, на парковке у парка, за беседкой. Земля тут ровная, трава мягкая, имеется какой-то невнятный ручеек: ну хоть умыться в нем можно. Так что мы припарковали велики, поставили палатку, забросили туда вещи и помчали на долгожданную встречу с прекрасным! Йо-о-о!!



Добро пожаловать в филиал ада!


Вам тут рады:-)




В темноте и луче фонарика все эмоции особенно выпуклы и выразительны










Непередаваемые ощущения:-)


Хоспади!


Танцующие детишки очень в тему в ночи








Настоящий театр теней и выразительных лиц


Случайный взгляд наверх слегка выбил меня из колеи

Ну и любимые чуваки




Не менее любимые глазастые головы


Человеческая фантазия и природа творят чудные композиции

Ночной парк впечатлил очень сильно - но не с тем оттенком, с которым ожидалось: почему-то было больше смешно, чем страшно. От каждого пристального взгляда, от каждой причудливо протянутой во тьме руки в нашу сторону на нас нападал приступ смеха - хохотали мы там до слез. Возможно, что на контрасте с предшествующей парку дорогой это уже была фигня; возможно, что явно присутствующая в бетонных образах ирония помешала испугаться как следует, но в любом случае еще одну мечту мы осуществили, и переполнившись кучей впечатлений сегодняшнего дня, наскоро поужинали, допили коньяк и завалились спать.

День второй

Финляндия, Велопутешествие

Previous post Next post
Up