Одна на велосипеде по осенней Финляндии. Всё в первый раз. День первый. 22.09.2018, суббота

Mar 11, 2019 00:56

Одна на велосипеде по осенней Финляндии. Всё в первый раз
Светогорск - Савонлинна, 22-26.09.2018
День первый. 22.09.2018, суббота



Накануне.

Ну что ж, понеслось! Вещи собраны, настроение боевое, отступать некуда. Выезд из дома в 6:00 утра: мне надо успеть на электричку в 8:00, чтобы доехать от Финляндского вокзала до Девяткино, там успеть разобрать велосипед, упаковать его в велочехол и сесть на автобус № 810, который отвезет меня в Светогорск к началу маршрута. На переживаниях так втопила по набережной, что успела даже на более раннюю электричку, и в 8:00 была уже у здания автовокзала.Сняла переднее колесо и крыло, запихала все это дело в чехол, прикрыв важные велосипедные места пенкой, палаткой, спальником и прочими мягкими вещами, упакованными в крепкие мусорные пакеты, и села ждать автобус. Страхов и опасений по поводу автобуса было много: вдруг не будет мест, все же сегодня суббота; вдруг автобус приедет маленький, хотя обычно по этому рейсу следует большой; вдруг велосипед растрясут по дороге и у него отвалится что-то непонятное, но важное… Но все обошлось в итоге.

Вскоре на остановку подошла еще одна путешественница с велосипедом и очень обрадовалась компании. Познакомились, она сказала, что едет в Финляндию на один день - прокатиться от Иматры до Лаппеенранты - и ждет свою попутчицу, с которой договорилась о встрече в интернете, а до этого в глаза ее не видела. Ну, обычное дело. Спросила у меня совета как разобрать велик - на этом месте я прямо осознала свою мега опытность - аж в целый третий раз этим занимаюсь и уже могу давать советы, ага.

Задала мне вопрос, который мне задавали потом все люди подряд - от случайных попутчиков до суровых пограничников - узнав, что я еду одна: «а не страшно ли?» Ну страшно, так что теперь, не ехать что ли. На десятый такой вопрос я уже просто пожимала плечами, устав объяснять, что просто я так хочу, и это уже абсолютно самодостаточная причина.

А на другой частый вопрос «а не скучно ли одной» мне отвечать даже странно. Мне с самой собой скучно не бывает никогда. Люди вообще делятся на тех, кому одному круто и на тех, кому одному скучно. Я вот абсолютно из первых. Нет, я, конечно, люблю вписаться на выходные в какой-нибудь компанейский походный блудняк, мне интересны новые люди и новые знакомства, но и в одиночестве я тоже очень люблю побыть и иногда остро в этом нуждаюсь. В длительных поездках по новым местам мне вообще не хочется, чтобы меня отвлекали от погружения в эти самые места. В одиночестве ярче воспринимаешь мир - обостряются все эмоции и чувства. В одиночестве вынужденно идешь на взаимодействие с местным населением, а по итогу кайфуешь от этого взаимодействия, особенно когда оно происходит на чужом языке и оказывается, что меня понимают и я понимаю тоже. В одиночестве едешь в своем темпе, ни за кем не гонишься, никого не ждешь, не переживаешь, и вообще ни о чем не паришься. Хочу - остановилась пофотографировать красивости, хочу - проезжаю мимо, просто наслаждаясь видами, хочу - молчу, хочу - пою, хочу - матерюсь себе под нос, и жизнь абсолютно прекрасна. Сплошные плюсы, и ни одного минуса. Из минусов только «страшно» - но, честно говоря, забегая вперед, в тех ситуациях, в которых мне реально было страшно в эту поездку в одиночестве, мне совершенно точно было бы страшно и вдвоем, например. Но про это позже.

Подъехал автобус, я запихала свой велочехол в багажное отделение, и усевшись на заднее сидение, вздохнула и закрыла глаза - все, приключения начинаются. Интересно, если бы я знала тогда, что меня ждет, сбежала бы из этого автобуса без оглядки?:-) Но я не знала - а не в этом ли, собственно, кайф?

Светогорск встретил неприветливо - сгустились тучи, начался мелкий дождь. Вообще погода для конца сентября все предыдущие дни стояла очень теплая: около двадцати градусов тепла, солнышко, мягкие вечера. Но вот-вот должно было наступить осеннее похолодание, прогноз на ближайшие дни обещал сильный ветер, дождь, холод, вплоть до заморозков ночью. Я совершенно не выношу холод, поэтому запаслась тёплыми вещами от души: зимней курткой, шапкой и перчатками, и все это мне впоследствии очень пригодилось. Выехала я из дома утром в футболке и легкой ветровке, в Светогорске пришлось под ветровку уже надеть свитер, а на шею намотать теплый шарф.

Новая знакомая с попутчицей налегке укатили к границе, пожелав удачи, а я осталась одна. Собрала велосипед, упаковала вещи, и со знатным волнением двинула в Финляндию. Обе границы прошла молниеносно и заодно успешно провезла контрабанду в виде сгущенки, которую провозить нельзя, но я об этом вспомнила только в автобусе. Ну с тем же успехом я могла бы легко провести и целого слона - к велосипеду никто даже не подошел. Спросили меня только, куда именно я еду и на сколько дней, я ответила, что путешествую на велосипеде до Савонлинны. Никто не спрашивал ни про страховку, ни про бронь какого-нибудь кемпинга, ни про велошлем, которым я пока еще не обзавелась, мне просто пожелали доброго пути и открыли шлагбаум. Все! Я в Финляндии! Йахууууу! Даже не верится!



Я в Финляндии, йахуу!


Боже, велосипедный рай!
Первый пункт остановки - Иматра. Я сразу нашла велодорожку до Иматры и бодренько по ней покатилась. По дороге обменяла рубли на немного налички в евро, так как не успела это сделать дома, но надо сказать, что наличка мне не пригодилась нигде - везде расплачивалась обычной рублевой картой, просто нужные суммы пересчитывались по курсу в евро, и курс этот был вполне себе адекватным.

И тут мне аукнулся мой любимый способ навигации «еду примерно куда-то туда». Я потеряла Иматру. В одном из многочисленных отчетов в инете я прочитала, что если двигаться по велодорожке, то мимо Иматры никак не промахнешься, поэтому расслабилась и ехала спокойно, не заглядывая в навигатор, где у меня был проложен весь маршрут. Просто катила по идеальной велодорожке, с любопытством оглядываясь по сторонам и любуясь заграничной аккуратной красотой. Тут меня встретили именно такие краски, о которых я мечтала - золотая нежная осень в самом ее начале, невероятно красивая и мягкая. А когда я очнулась от созерцания финских просторов и взаимных приветственных маханий руками и улыбок встречным велосипедистам и решила ради интереса заглянуть все-таки в навигатор, то с удивлением обнаружила, что Иматра осталась далеко позади слева от меня, а я уже подъезжала к началу туристического маршрута №6, знаменитой трассе Via Karelia.

Чертыхнувшись, я развернулась, ибо в Иматре у меня по плану был кофе и закупка продуктами в Призме. И далее уже частенько сверялась с навигатором, дорог в Финляндии оказалось слишком много, чтобы ехать наугад в примерном направлении. И все равно я несколько раз промахнулась мимо нужных поворотов, так что на всех этих маневрах потеряла довольно-таки прилично времени. Да уж, это вам не Карелия, где одна дорога главная и одна второстепенная!

На одном из отворотов с велодорожки я заехала в какой-то заколдованный гольф-клуб совершенно необъятных размеров и битый час пыталась оттуда выбраться. Плутала я там очень долго, так как навигатор упрямо посылал меня ехать прямо по красиво подстриженному полю, пока не наткнулась на местных молодых людей. Они немного с любопытством понаблюдали за моими маневрами, а потом издалека еще начали жестами показывать мне объездную дорогу, уходящую километра на два в сторону от места моих метаний. Кто ж знал! Я радостно проорала им «Kiitos!» (и вообще это было единственное слово из выученных мной финских, которым я постоянно пользовалась в поездке). Хотела еще вдогонку на радостях проорать и некстати привязавшуюся насмерть фразу из курса для путешественников "Rakkastan Sinua" (Я тебя люблю), но побоялась, что неправильно поймут.



Иматра, первое знакомство
В результате всего этого квеста с велодорожками Иматру в первый день я почти не посмотрела, и не успела пофотографировать, но рассудила, что еще успею, мне же сюда возвращаться. Планы на сегодня по километражу были приличные, а насколько я справлюсь с местными горками, я не знала. Закупилась продуктами в Призме. Тут на кассе самообслуживания впервые пришлось пообщаться на английском, ибо кассовый аппарат никак не хотел считывать мою карту. Обратилась к местному работнику, все прошло гладко, меня поняли, я поняла, что там сказали в ответ, и в итоге все получилось, а я довольная своим первым подвигом, возгордилась до небес. Мой английский давно застрял на этапе «могу читать и писать», но за неимением разговорной практики я панически боюсь на нем говорить, а понимаю что-то, только если говорят медленно и почти по буквам, как дебилу. Но в целом и в дальнейшем ситуаций, чтобы я вообще ничего не поняла, не было, и это конечно радует.

После Призмы рванула обратно на трассу. Очень, конечно, порадовали повсеместные велодорожки, ехать просто в кайф. Если в Питере ты себя чувствуешь всем мешающим - на тротуаре пешеходам, на дороге - водителям, то в Финляндии очень приятно себя ощущаешь полноценным участником движения. Да и вообще ощущаешь себя необычно и очень как-то гармонично. Я почему-то привлекала всеобщее внимание, многие прохожие и велосипедисты мне улыбались и махали руками, а водители на дорогах сворачивали головы, проезжая мимо. То ли они одиноких девушек на велосипеде мало видели, то ли пирамидка груза на моем багажнике выглядела слишком внушительно, не знаю, на второй день я уже забила и перестала обращать внимание. Тем более, не до того было.

А сегодня я планировала выехать на музейную дорогу № 3981 и по ней добраться к вечеру до лааву на въезде в поселок Лайкко. Примерно 60 километров, плюс 20 с утра от дома, итого 80 километров в день - для меня в самый раз для начала, учитывая рельефность Финляндии и особенно музейной дороги, о которой я уже была наслышана (начитана).



Стенд на въезде на музейную дорогу



Музейная дорога



Типичные финские дворики (правда, обычно они и без забора)


Музейная дорога
Туристический маршрут Via Karelia, который включает в себя 20 километров музейной дороги, пролегает вдоль всей восточной границы Финляндии с Россией, в некоторых местах приближаясь к границе буквально на сотни метров. Дорога очень живописная, извилистая, машин на ней практически нет - трафик примерно одна машина в полчаса. Вообще ездить по Финляндии очень спокойно и совсем не страшно. Даже на таких дорогах, как музейная, без выделенной велодорожки и обочины. Редкие машины меня старательно объезжали, притормаживая, выезжая на встречку, а иногда, когда дорога шла в горку и объезжать по встречке было небезопасно, машина просто тихо ехала за мной, дожидаясь безопасного участка для обгона. Но таких моментов почти не было, разъезжались спокойно, и такого тихого ужаса, как в России в поездках по шоссе, я не испытала тут ни разу. Даже на дорогах с куда более интенсивным трафиком.

Финские домики встречались повсеместно: открытые нараспашку, без заборов и всяческих оград, чистые дворики, везде велосипеды и всякая техника, игрушки и домашняя утварь - все лежит абсолютно на виду, и от такой доверчивости почему-то тихо щемит сердце. Да, и велосипеды там никто практически не пристёгивает замком. У той же Призмы в Иматре я испытала муки совести, когда свой велосипед все-таки пристегнула среди десятка брошенных просто так велов. Причем замки на них навешены или в корзинках лежат, но никто ими не пользуется. В других городках поменьше, если я заходила в магазин за водой или за еще какой мелочью, то тоже вел уже не пристёгивала, прочувствовав себя частью этой непривычной, но такой комфортной и душевной жизни.

В итоге за весь день со всеми моими маневрами я накатала всего 55 км по Финляндии и готова была накатать еще как минимум половину, только я забыла, что уже осень и довольно рано темнеет. В 18 часов начало смеркаться, я поняла, что до запланированной лааву до темноты не успею, а значит, надо искать место ночевки уже где-то поблизости. Вообще в Финляндии с местами ночевки не все так просто. В стране множество озер, но почти все дороги, отходящие от основной в сторону озера, обязательно ведут к какому-то частному дому и там палатку, конечно же, не поставишь. Найти бесхозное озеро еще надо постараться - не факт, что повезет и повезёт быстро, этот момент просто надо принять как данность, и заранее закладывать время на поиск подходящего места.

Мне повезло сразу. Я просто ткнула пальцем в навигаторе в озеро почти у дороги, на котором был обозначен какой-то пляж, и поехала туда. Место оказалось изумительным - красивый берег, ровная площадка под палатку, до ближайших домиков вполне себе приличное расстояние, чтобы нарушить чей-то покой, но при этом они не так далеко, чтобы было страшно совсем в одиночестве. К тому же шуметь и разводить костры я не собиралась, ибо разводить костры в неположенном месте в Финляндии запрещено, а просто раскидала палатку - как раз вовремя, так как начинался дождь - вскипятила себе воду на новенькой горелке, а затем, забравшись в палатку, устроила себе первый финский ужин: картофельное пюре, бутерброды с копченой финской колбасой, чай с круассанами и грушевый сидр в качестве награды за смелость. Делюсь лайфхаком - крайне нужная в походе вещь - это свечи! Обычные чайные свечки, продающиеся в любом магазине: и греют, и подсушивают палатку изнутри, и светят, ясное дело, и создают какой-то милый уют - снаружи льет дождь и шумят деревья на ветру, а у меня внутри палатки маленький теплый ламповый мир. Прелесть. Сытно и вкусно поужинав, надев на себя всю имеющуюся в наличии теплую одежду, я завалилась спать и мгновенно уснула - сказалась бессонная ночь накануне и накопившаяся усталость первого ходового дня. Я даже не успела осознать эпичность момента моей первой одиночной ночевки и хотя бы немножко испугаться для приличия. Просто вырубилась и все, и давно я так сладко не спала!



Место моей первой ночевки
Только дома уже разобралась, что это было за место моей первой стоянки. Всего-то в полуторах километрах от границы с родиной, на берегу небольшого озера Хийденярви, которое наполовину располагается на территории России, примерно на одной параллели с Хийтола, а на другую половину - на территории Финляндии. Так что за все время нахождения в Финляндии я была на минимальном расстоянии от дома. Может быть, поэтому мне было так спокойно и уютно в ту ночь? Ну ничего, следующая ночь меня щедро осыпала всякими ужасами и даже такими, которых я не могла и представить в своих самых буйных фантазиях.

Итог дня: 75 км, включая Питер.

Маршрут дня: Кудрово - Финляндский вокзал, Светогорск - Иматра - музейная дорога до Пурнуярви - озеро Хийденярви.

День второй.

Одиночное путешествие, Финляндия, Велопутешествие

Previous post Next post
Up