Продолжение рассказа о поездке в Индию.
Очередная часть "отчета" посвящена дороге из долины Куллу через Гималаи в столицу Ладака - город Ле, которому была посвящена
предыдущая часть. Поскольку картинок много, я разобью ее на 2 или 3 части.
Нормальные японские туристы летят в Ле самолетом из Дели. Все прочие едут из Манали (долина Куллу, штат Химачал Прадеш) либо из из Срингара (Джамму и Кашмир). Я выбрал путь из Манали - эта замечательная и очень красивая дорога открыта 3 месяца в году (в остальное время перевалы засыпаны снегом), и является весьма популярным объектом для посещения безбашенными туристами. В зависимости состояния души и тела народ идет пешком, едет на велосипедах, мотоциклах, локал басах (местный автобус, издалека похож на ПАЗик), туристических микроавтобусах, на джипе с местными или на джипе индивидуально.
Первая часть отчета посвящена первому дню этой двухдневной поездки - из Манали в Кейлонг.
Путь проходил по National Highway N21. Звучит солидно, а на деле это разбитая дорога, на которой кое-где встречается асфальт, а в основном - лишь слегка выровненная поверхность, по которой может проехать далеко не любая машина. Это стратегическая дорога, ведущая в район, на который претендует Пакистан с Китаем, поэтому на каждом шагу тут встречаются блок-посты. Дорога открыта 3 месяца в году, и постоянно разбивается оползнями и прочими неприятностями, но ее постоянно чинят рабочие, которые тут же и живут. Занимаются этим не местные - власти привозят гастрбайтеров из более бедных районов Индии и из Непала.
Дорога проходит через высокогорную часть Гималаев с высотами до 5400 метров, причем ее большая часть - выше 4000м, от Манали (2000м) до Ле (3500м). Общая длина, согласно моему GPS - примерно 450км (210 км напрямую). На пути поджидают перевалы, обрывы, осыпи, речки, озера и горная болезнь. В дороге есть 2 основные точки для ночевок: городок Кейлонг (3000м, 1/4 пути от начала) и палаточный лагерь Сарчу (выше 4000м, примерно половина пути), и еще пару палаточных лагерей помельче в середине пути.
Пеший, вело- и мото- варианты, к сожалению, нам не подходили совсем, поэтому пришлось выбирать из последних четырех. Локал бас (самый дешевый вариант) был отброшен с негодованием, как и джип с местными (долларов 20-30 с носа в 2007 году), поскольку оба варианта предполагают марш-бросок за 1 день (с 3 утра и где-то до 12 ночи) почти без остановок, что было несовместимо ни с фотографией, ни с горняшкой, ни с получением удовольствия от путешествия. Туристический автобус (меньше 50 долларов с носа) едет 2 дня и ночует в Сарчу, что с моей точки зрения тоже чревато тяжелыми проявлениями горной болезни, поэтому был выбрал личный джип с ночевкой в Кейлонге (около 300 долларов за машину). Такой вариант оптимален для горняшки (5 часов переезда в Кейлонг с высотами 2000м-4000м-3000м, полдня и ночь адаптации на 3000 и потом 15-часовой бросок в Ле 3000-5400-3500), и, главное, водитель откликается на команду "stop here, please" и стоит столько, сколько попросят, что очень важно для любителей фотографировать. Назад мы летели в Дели на самолете.
Как правильно заметили в комментариях, альтернативой является перемещение в обратную сторону из Ле в Манали, что лучше с точки зрения горняшки, если рассматривать однодневный марш-бросок и вариант с ночевкой в Сарчу, однако лично мне он категорически не нравился из-за того, что при перелете из Дели мы получаем перепад высот вверх больше 3000 метров за час, что очень плохо (народ отлеживается по несколько дней после такого перелета, некоторые не адаптируются нормально вообще).
Перед переездом мы провели 4 дня в долине Куллу, тусуясь на высотах 1500-2500м, так что были уже слегка адаптированы к высоте. Для смягчения симптомов горняшки принимали Диакарб (он же Diamox, он же Acetazolamide), который помогает легче перенести перепад высот (но не избавляет от воздействия горной болезни на организм, поэтому никак не отменяет необходимость нормального планирования маршрута).
Путь из Манали в Ле (синяя линия), красной точкой отмечен Кейлонг.
Трек первого дня поездки, включая дополнительную поездку в монастырь. При желании
можно посмотреть во весь экран Для спрашивающих: трек писался парой из bluetooth GPS Holux M-1000 (работает до 20 часов, в машине, автобусе - без проблем, поезде - почти без проблем, даже в самолете работает, если под окно положить, но не вплортную к стеклу) и PDA Nokia 770 с программой Maemo Mapper. Оформление трека - прямо на сайте, ссылка выше. А
тут подборка подобных сервисов для отображения треков.
Первая часть путешествия заняла около 5 часов. Выехали из Манали не слишком рано (около 9) и поехали прямо на перевал Ротанг, ведущий из долины Куллу в долину Лахул, и далее по долине - в город Кейлонг.
Ну и фото-часть рассказа о поездке, конечно
Безмятежный вид из Манали в сторону перевала Ротанг из ресторана на крыше отеля, снято за день до выезда
GPS:32°15'48.72"N,77°11'15.87"E,alt=2006m Эту панораму я снял где-то на полпути к перевалу.
тут лежит вариант побольше и немножко информации о панораме По дороге нам постоянно приходилось обгонять грузовики и бензовозы. Один из них прилег отдохнуть. Неплохое начало пути!
Расторопный местный народ следит, чтобы ни капли не пропало зря.
GPS:32°21'30.31"N,77°12'56.95"E,alt=3597m Все выше и выше
GPS:32°21'31.85"N,77°12'59.15"E,alt=3634m До перевала уже рукой подать
GPS:32°21'30.45"N,77°13'29.47"E,alt=3700m А вот и снег
GPS:32°21'46.19"N,77°14'04.84"E,alt=3739m Местный народ строит снежные скульптуры. Но где они взяли ЛЫЖИ???
Пока мы тусовались на этом пятачке снизу незаметно подкралось облако
А вот и перевал Ротанг! Обеспеченные индусы, отдыхающий в жаркий август в прохладном Манали, ездят сюда посмотреть на снег. Дальше им не надо. Тут ресторан, девочки, развлечения и всякое такое! Кто-то кутается в шубы и кофты (как наш гид Роберт на правом краю), кто-то бродит налегке (как индус слева и я), пугая окружающих.
GPS:32°22'03.33"N,77°14'40.55"E,alt=3941m Яки! Видимо это атракцион для индусов. Какие же горы без яков!
Как и положено, перевал украшен. Впрочем, совсем скромно.
Табличка на самой высокой точке дороги. Дальше дорога уходит куда-то вниз в печальное облако в сторону долины Лахул
GPS:32°22'18.35"N,77°14'47.69"E,alt=3979m Стоило отъехать на 5 минут от перевала и мы вынырнули из облака вниз. О! Совсем другой пейзаж!
GPS:32°22'59.25"N,77°14'57.58"E,alt=3959m Провожающее нас облако струится вниз с перевала. К сожалению, видеокамера сломалась на второй день, а на фото движение не передать.
GPS:32°23'12.92"N,77°14'54.72"E,alt=3863m Ну вот мы и внизу в долине. Чек-пойнт. Бензовозы отдыхают.
GPS:32°24'58.01"N,77°14'01.22"E,alt=3130m Дальше нас ждал долгий и скучный переезд по National Highway N21 до Кейлонга. Обычная автострада, что я, хайвеев не видел, что ли? Ничего интересного.
GPS:32°26'56.28"N,77°09'15.79"E,alt=3081m Ну а эту небольшую пробку на хайвее я заснял рядом с Кейлонгом, когда мы после небольшого отдыха решили посетить монастырь неподалеку от него
GPS:32°33'55.98"N,77°01'05.58"E,alt=3125m Вечер. Вид на Кейлонг.
тут лежит вариант побольше и немножко информации о панораме Второй день поездки P.S. Еще 3 рассказа про ту же дорогу:
fotoankh,
india-summer,
dubrovskaya