Про недеструктивное редактирование в фотошоп

Nov 12, 2008 16:29

В любой holywar, посвященной сравнению фотошопа и лайтрума для обработки фотографий, обязательно всплывет тезис о том, что лайтрум хорош, поскольку в нем все операции недеструктивные (набор параметров в БД, а не изменение оригинала), а вот в фотошопе все необратимо (если забыть про undo, которое к теме не относится).

Сторонники фотошопа немедленно отвечают, что "как-так деструктивно? мы же можем сохранить XMP-файл и все поменять потом!".

Однако в действительности все обстоит не так, как на самом деле, о чем обычно забывают любители священных войн. Посмотрим внимательней:



Про XMP для RAW-конвертации - чистая правда (с небольшой заметкой на манжетах о том, что LR 2.0 умеет делать локальную коррекцию, а ACR 4.x - нет, а ставить фотошоп CS4 для использования ACR 5.x не все спешат, но с другой стороны, зачем нам локальная коррекция в конверторе, если мы обрабатываем фото в фотошопе). Посмотрим на несколько типовых workflow:

1. Полная обработка фотографий делается в ACR, фото экспортируется в jpeg под веб или печать. Параметры записаны в XMP и могут быть изменены в любой время. PSD не создается. Действительно, полностью обратимая операция и работа в LR не дает никаких технических преимуществ перед фотошопом (мы уже забыли про локальную коррекцию или используем ACR 5.x). Однако, если редактирование в фотошопе не использовалось никоим образом, то зачем он вообще тут упоминался?

2. Вариант пункта 1, однако фотография загружается фотошоп после выставления параметров, после чего к ней применяются заранее подготовленные actions (ресайз хитрый с заумным шарпом, добавление рамок и копирайтов), руками ничего не делаем, файл автоматом сохраняется в jpeg под веб или что-то еще, PSD не сохраняется. Процедура опять-же полностью обратимая (см. пункт 1), к чему упомянут фотошоп - понятно (однако второй лайтрум шарпит под экран и так очень неплохо, рамки с копирайтами тоже неплохо добавляет, о чем см. мое предыдущее послание к читателям, да и многошаговый ресайз с USMом в нем делается автоматом в экспорте при желании, так что и тут можно потихоньку забывать про фотошоп)

3. После выставления параметров в конверторе (XMP сохранили) мы делаем какое-то редактирование в фотошопе. Если при редактировании использовать S/H, фильтры, ресайз, ретушь, кроп, то про недеструктивное редактирование можно забыть, а XMP распечатать и повесить на стенку в сортире, где у некоторых висят аналогичные полезные артефакты.

4. Делаем только недеструктивные операции в фотошопе - только корректирующие слои разных типов с масками (ретушь, S/H, ресайз, кроп, фильтры забыли). Действительно, XMP может пригодиться - можем сконвертировать RAW по-новой, поменяв параметры и заменить базовый слой новым. Правда это не очень удобно.

5. Торжество фотошопа CS3+: при конвертировании RAW включаем галку 'open in photoshop as smart object' (она находится во всплывающем окошке выбора формата в главном окне ACR). Слой сконвертированного исходника приобретет доп. иконку поверх картинки и сам слой станет не обычным редактируемым изображением, а "хитрым объектом". Фотошоп не позволит редактировать этот слой (все редактирование - в других слоях), а вот смена параметров конвертирования станет простой и удобной: достаточно щелкнуть по иконке слоя и опять выплывет окошко ACR, в котором можно поменять параметры. При желании в CS3 можно и фильтры применить недеструктивно - фотошоп умеет делать "хитрые слои" для фильтров (правда S/H, ретушь и прочее столь же недоступно, да и размер файла при этом разбухает совсем неприлично).

6. Ретушь, конечно, можно делать в копиях исходника, помещенных в отдельные слои, однако после изменения базового слоя слои с ретушью будут "слегка" отличаться.

Вот такая печальная картина. Нет в жизни счастья :)

P.S. Маленькая ложка дегтя к "хитрым объектам" в фотошопе: для каждого такого слоя фотошоп всегда сохраняет в PSD его картинку. Т.е. для 8М-16битного файла это +48Mb к размеру. Это, конечно, позволяет загрузить файл быстрее без повторных конвертирований, оригинальных RAWов и перестройки картинки, но лично я бы предпочел иметь альтернативу (для архива), в котором эта возможность отключалась бы, как отключается режим совместимости (еще одна копия картинки в PSD, на этот раз финальной, которая позволяет любой программе видеть содержимое готового PSD без манипулирования слоями). Но такой возможности нет. А жаль. Если бы была, в архиве лежали бы файлы размером в единицы мегабайт, а то и в сотни килобайт + исходный RAW рядом.
Previous post Next post
Up