Царь-космос

Aug 04, 2013 14:08

Эта икона заинтересовала меня после просмотра лекции Гейдара Джемаля на тему «Политическая постантропология» где на 29-й минуте Владимир Карпец задает вопрос докладчику об иконе «Царь-космос».

Собственно «Царь-космос» это не название иконы, а один из персонажей иконографической схемы «Сошествия Святого Духа на апостолов». Очень показательный образец иконы с увеличенными отдельными фрагментами можно посмотреть на сайте Иконография восточно-христианского искусства.




Икона Сошествие Святого Духа на апостолов, XV век. Место хранения: Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Поступила в музей в 1929 году. Реставрация: Реставрирована в 1930-е годы И.Я. Челноковым (пробная расчистка) и в 1964-1967 годах в Государственных центральных научно-реставрационных мастерских А.Н. Овчинниковым (полное раскрытие). Материал: Дерево, темпера. Персоналии: Богородица, апостолы, царь-космос.



Сюжет Сошествие Святого Духа на апостолов разрабатывается в христианском искусстве с VI века. Согласно «Деяниям апостолов» (I, 5-8; II, 1 - 13), сошествие Святого Духа произошло на пятидесятый день после Воскресения Христова, когда все апостолы собрались в Сионской горнице. Внезапно раздался шум с неба, который, подобно сильному ветру, наполнил весь дом, и явились языки пламени, разделившиеся и остановившиеся ("почившие") по одному над головой каждого из присутствовавших в горнице. Апостолы обрели способность говорить на разных языках и наречиях, чтобы проповедовать Евангелие во всем мире.

С XIV-XV веков на Руси известны иконы Пятидесятницы, на которых присутствует изображение старца в короне и в царских одеждах, стоящего в темной арке.




На иконах и фресках более раннего периода подобный персонаж неизвестен, хотя возможно, что они просто до нас не дошли. На одном из самых древних изображений из Евангелия Рабулы в центре композиции изображена Богоматерь, по сторонам от нее 12 апостолов в два ряда. Местонахождение их показано условно - полусфера над ними означает, что они находятся под сводами триклиния Сионской горницы.




Сошествие Святого Духа 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция, Италия Кодекс Рабулы [cod. Plut. I, 56], л. 14 об., миниатюра.

В XI-XII веках в византийском искусстве сформировалась иконография этого сюжета с апостолами, восседающими полукругом. В центре триклиния арка, пространство внутри которой почти всегда темное. Относительно того, что означает этот элемент, достоверной информации найти не удалось. Википедия без ссылки на источник сообщает, что это пустая гробница Иисуса, по другой версии - это мир, находящийся во тьме, еще не просвещенный проповедью Евангелия.




Сошествие Святого Духа. Византия; XII в. Источник: www.ruicon.ru




Сошествие Святого Духа; Византия; XII в. Источник: www.ruicon.ru.

На русских иконах XIV-XV вв в арке появляется бородатая фигура в царских одеяниях с убрусом и двенадцатью свитками на нем. Самое раннее подобное изображение на иконостасе Софийского собора в Новгороде (1341?), в XV веке такие иконы получают на Руси всеобщее распространение.




Иконостас Софийского собора в Новгороде




Икона пятидесятницы Благовещенского собора московского кремля. Начало XV в.




Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1425-1427 гг.

Трактовки этой фигуры разнообразны: пророк Иоиль, царь Давид, Христос, пребывающий со своими учениками до скончания века. Подробнее эти трактовки рассмотрены здесь, и все они кажутся несостоятельными, так как во многих случаях фигура подписана как κόσμος. Отсюда и наименование образа Царь-Космос. Предполагается, что это аллегорическое изображение, заменившее толпы народа. Однако есть иконы, где эти фигура совмещена с толпами как на грузинском памятнике XVI века:




Пятидесятница. Фрагмент створки складня; Грузия; XVI в.; местонахождение: Тбилиси. Музей изобразительных искусств им. Шалва Амиранашвили. Здесь фигура в царских одеяниях совмещена с изображениями толп, призываемых народов, которых она, якобы, заменила.

Иногда этот образ встречается и на греческих иконах:




Сошествие Святого Духа на апостолов. Греция, между 1840-1870.

О том, что этот персонаж не привнесен в сюжет исключительно русскими иконописцами, свидетельствует Ерминия, или, Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1701-1755 год. Из нее, кстати, мы узнаем, что темная арка представляет собой пещеру:

В храмине двенадцать апостолов сидят полукругом. Под ними видна небольшая пещера, и в ней маститый старец в венце держит пред собою на обеих руках развернутое полотенце, на котором лежат двенадцать свитых хартий. Над ним начертана надпись: мир. На верху храмины виден Св. Дух в виде голубя. Вокруг Его блистает великий свет и из него исходят двенадцать огненных языков и спускаются на каждого апостола.

Широко цитируется трактовка этого образа Е.Н Трубецким в работе «Умозрение в красках».

…внизу в подземелье, под сводом томится пленник - «царь космос» в короне; а в верхнем этаже иконы изображена Пятидесятница: огненные языки нисходят на апостолов, сидящих на престолах во храме. Из самого противоположения Пятидесятницы космосу царю видно, что храм, где восседают апостолы, понимается как новый мир и новое царство: это - тот космический идеал, который должен вывести из плена действительный космос; чтобы дать в себе место этому царственному узнику, которого надлежит освободить, храм должен совпасть со вселенной: он должен включить в себя не только новое небо, но и новую землю. И огненные языки над апостолами ясно показывают, как понимается та сила, которая должна произвести этот космический переворот.

Впрочем, это лишь частное мнение светского философа, а не церковного авторитета.

Еще одна оригинальная икона, где наш персонаж отделен от сидящих апостолов решеткой, находясь как бы в клетке.




Сошествие Святого Духа с евангельскими событиями Москва. 1560-1670-е гг.

Совершенно однозначно можно сказать, что Царь-космос это ни в коем случае не Логос, тем более, что в отличие от апостолов и Богородицы, он изображен без нимба и пребывает во тьме.

Лично у меня данный сюжет вызывает массу ассоциаций: это и платоновская пещера, и «коморку Творца» Маркиона, и косморкаторы апостола Павла, и получающий наставление великий архонт у Василида, который «узнал, что не является богом этого мира, но сам рожден, и что над ним хранится сокровище невыразимого и неименуемого несущего и сыновство».

Складывается впечатления, что Истина, пришедшая в мир в символах и образах, воспроизводит саму себя, независимо от желания людей, создающих их.

Последний пример уже из нового времени - фрески Кирилловской церкви в Киеве, авторства Михаила Врубеля. Чем не валентинианская Огдоада с пребывающей в ней Софией, отделенная Пределом от Гебдомады, где пребывает космический Демиург?




Сошествие Святого Духа на апостолов. Кирилловская церковь, Киев. М. Врубель.




Царь-Космос фрагмент.

Иконы, Христианство, Образы, Гностицизм

Previous post Next post
Up