В числе самых интересных и заметных свойств мифа в рамках универсальных функций является его способность к персонификации вещей и явлений.
Благодаря персонификации, вещи и явления наделяются теми качествами, которые свойственны живым, мыслящим, одухотворенным существам, а не неживым предметам. С её помощью миф выступает способом фетишизации действительности, отражения её как мыслящей сущности, способной думать, чувствовать, переживать, выстраивать некие отношения с человеком, вести с ним диалог.
Благодаря одухотворению мира вещей и явлений, мы наделяем их чем-то, что свойственно живым, чувствующим, одухотворённым существам[1]. В результате вещи становятся носителями информации о том, что в нашем представлении с ними связано.
Они - хранители нашей памяти, чувств, переживаний. Они помнят о том, чему в нашем представлении были свидетелями и в той или иной форме дают понять нам это.
Они становятся частью нашей жизни; делят с нами горе, трудности, радость. И мы ценим в них это. Нам кажется, что вещи наблюдают за нами, переживают за нас, насыщаются нашей энергией, живут нашими чувствами и мечтами. И этим становятся особенно дороги для нас. Такое «психическое родство» с вещами и явлениями сродни святости, не имеющее для человека цены[2]. Оно:
- определяет эмоционально-мистическое участие вещей в нашей жизни, их влияние на неё через события-импульсы и вещи-знаки;
- определяет осмысление вещей и явлений через взаимодействие с ними;
- формирует не всегда осознаваемое нами силовое поле мифа, где вещи могут быть теплыми и холодными, близкими и далекими, мрачными и веселыми, угрожающими и захватывающими.
Такое отношение побуждает нас улыбаться вещам. Радоваться им, как близким друзьям. Дорожить ими, как частью себя. Сопереживать с ними и за них. Общаться с ними как с живыми существами. Исповедоваться перед ними и доверят тайны, в которых не признаемся другим. Они рождаются с нами, живут и стареют, умирая, когда мы через них и с ними перестаем говорить.
Так в мифе обычные вещи, неживые объекты, природные и социальные явления «взаимодействуют» с человеком и его подсознанием, создавая повторяющиеся символические ситуации и насыщая мир той энергией, без которой он, возможно, не смог бы существовать. А мифы, через вещи и явления, с их помощью, говорят с людьми, с обществом, ставят перед ними сложные, важные значимые для них вопросы и намечают желанный для них ответ.
Персонифицировать, значит:
- наполнять собой, своими чувствами, мыслями, желаниями окружающие нас вещи и явления, делая их частью себя;
- ощущать эхо прошлого и слышать через вещи голос эпох;
- одухотворять природу, насыщать жизнью пространство и время;
- делать мир человекомерным, пропуская его сквозь себя и становясь с ним одним целым.
Литература
[1] См.: Гачев Г. Д. Вещают вещи. Мыслят образы. М.: Академический проект, 2000. 496 с.
[2] См.: Гулыга А. В. Пути мифотворчества и пути искусства // Новый мир. 1992. №5. С. 110-141.
Источник Предыдущие статьи по универсальным функциям мифа:
Миф: исходные принципы систематизации источников
http://skeptimist.livejournal.com/1260479.htmlИсследование мифа: основные подходы и установки
http://skeptimist.livejournal.com/1261213.htmlСовременные исследования мифа: основные направления, достижения и типичные заблуждения (начало)
http://skeptimist.livejournal.com/1262695.htmlСовременные исследования мифа: основные направления, достижения и типичные заблуждения (окончание)
http://skeptimist.livejournal.com/1263031.htmlМифологическое пространство: единство меняющихся множеств
http://skeptimist.livejournal.com/1264866.htmlФункции мифа: роль и основные принципы систематизации
http://skeptimist.livejournal.com/1265784.htmlМиф как универсалия культуры
http://skeptimist.livejournal.com/1290349.htmlСтруктура основных функций мифа
http://skeptimist.livejournal.com/1295295.htmlУниверсальные функции мифа: общие подходы
http://skeptimist.livejournal.com/1298656.htmlМировоззренческая функция мифа
http://skeptimist.livejournal.com/1302095.htmlКультурологическая функция мифа
http://skeptimist.livejournal.com/1304305.htmlКосмологическая функция мифа
http://skeptimist.livejournal.com/1305815.htmlМиф: функция смыслообразования
http://skeptimist.livejournal.com/1307190.htmlМиф: функция символизации действительности
http://skeptimist.livejournal.com/1316084.htmlМиф: функция означивания
http://skeptimist.livejournal.com/1317800.htmlМиф: функция социального моделирования
http://skeptimist.livejournal.com/1320540.htmlМиф: синтезирующая и ассоциативная функции
http://skeptimist.livejournal.com/1321669.htmlЭпистемологическая функция мифа
http://skeptimist.livejournal.com/1323527.htmlМиф: функция отражения социальной реальности
http://skeptimist.livejournal.com/1324348.htmlМиф: функция интерпретации отражённой реальности
http://rusprostranstvo.com/article/view/4442Миф: функция искажения восприятия
http://skeptimist.livejournal.com/1333431.htmlМиф: функция замены реальности
http://skeptimist.livejournal.com/1335681.html