Структура основных функций мифа

Aug 05, 2016 17:53



Особые свойства социально-политического мифа позволяют играть ему важную роль в обществе, выполняя в нём свои специфические функции. Функции, возложенные обществом на миф, без которых оно обойтись не может. Поэтому структура мифа как универсальной социокультурной системы может выстраиваться на основе его функций[1], так как через функции мифа раскрывается его сущность[2], а функции в свою очередь есть проявление сущности мифа во всём его разнообразии и целостности. Более того, возможно, функции мифа дают шанс выстроить структуру мифа, исходя не из сопутствующих мифу контекстов, а из него самого.

Впрочем, поскольку общего единства применительно к функциям среди исследователей мифа не наблюдается, есть смысл остановиться на данном вопросе подробнее.

По функциональному применению миф многообразен и универсален. При этом, как и положено мифу, он не функционирует в одной строго определённой плоскости, реализуя свои возможности сразу на всех уровнях и во всех областях жизни общества и государства (политика, экономика, социальные и национальные отношения, наука, религия, культура). И поскольку его социальное назначение синергетично и многофункционально, на практике речь должна идти о взаимопереплетении функций мифа и их «пучковом», целенаправленном взаимодействии. И поэтому предложенное их деление довольно условно и ограниченно как любая схема. Но она позволяет лучше понять объект исследования.

Наиболее фундаментальные функции мифа касаются его роли в формировании мировоззрения, поскольку осмысление человеком и обществом реальности базируется не только на научных знаниях, а на всём богатстве культуры, на вере и убеждениях, то есть происходит посредством мифов (мифологизированных, т. е. чувственно-образно-символически воспринимаемых, знаний).

Однако функции мифа не ограничиваются сферой мировоззрения[3], поскольку в силу его универсальности должны включать в себя все спектры жизнедеятельности человека, делая его существование осмысленным. У него есть и ролевые функции, задача которых - поддержание традиции и непрерывности в развитии общественного сознания любой человеческой общности в наиболее привычных для неё формах, моделирование её социальной организации и общественно-политической ориентации, которые могут быть сведены к функциям созидания и разрушения, развития и сохранения[4]. В данном исследовании мы предлагаем один из возможных вариантов классификации, по которому все функции могут быть разделены на три основных группы, распределённые в соответствии со своей ролью и назначением. К ним относятся:

1) функции универсальные, задача которых - отражение образно-символически воспринимаемой реальности и формирование сознания;

2) функции ролевые, социально-политические, занимающиеся сохранением или изменением, разрушением и преобразованием в обществе мифических представлений;
3) функции прикладные (инструментальные), используемые для непосредственного воздействия на сознание.

Универсальные функции участвуют в формировании мировоззрения во всей его полноте и многообразии, способствуя организации человеческих представлений о мире и обществе в единую систему, органически цельную, позволяющую объединить мир и человека в духе, а затем в своем мировоззрении системно отразить[5].

Эта группа включает в себя мировоззренческую и эпистемологическую (познавательную) функции, а также коммуникативную функцию усвоения и передачи представлений сознания.

Вторая группа выстраивается на основе первой, обращая мировоззрение в действо, и поэтому её функции условно можно назвать социально-политическими.

В их состав включены функции, позволяющие обществу поддерживать в нём необходимые для его функционирования процессы с помощью культивируемых в обществе мифов, способствующие его развитию и выживанию, консервации и духовному преобразованию, сохранению, изменению, разрушению и преобразованию мифических представлений, а через них и общества. Функции, формирующие, регулирующие, нормализующие отношения в обществе, определяющие его цели и приоритеты.

Третья группа объединяет функции прикладного характера, инструментальные, практические функции, задача которых заключается в непосредственном воздействии на общество и людей, на их сознание и подсознание. Функции, благодаря которым власть, правящие элиты могут эффективно управлять массами, гарантируя сохранение оптимальных для них отношений, безопасность общества и государства, а массы могут этой власти по мере возможности противостоять. Функции, максимально эффективно используемые политтехнологами, PR-менеджерами, маркетологами, специалистами рекламы[6].

Впрочем, данный подход нуждается в известном добавлении. Так в зависимости от установок в вопросе о функциях мифа можно выделить три исходных варианта его функционирования в современных условиях. В первом варианте действие мифа можно свести только к одной функции - мифологизации, когда миф обращает в миф любые вещи, явления и отношения. И данный процесс не просто имеет место, а носит тотальный характер в обществе. Только не распознаётся. А через мифологизацию проявляются все остальные функции, как её производные. Во втором варианте применительно к мифу уместна функциональная оппозиция - мифологизируя, разрушать и созидать, сохранять и преобразовывать. В третьем варианте допустимо предложить триаду функций, в рамках которых происходит мифологизация: созерцания, разрушения и созидания. Все остальные функции, а их у мифа довольно много, могут выстраиваться в рамках данных структур[7].

Литература
[1] См.: Попов Я. Н. Мир без противоречий (функции мифа в обществе) // Гуманитарные исследования. Уссурийск, 1999. Вып. 3. С. 124-128.
[2] См.: Пивоев В. М. Функции мифа в культуре // Вестник МГУ. 1993. №3. С. 36-45.
[3] См.: Репин Е. А., Репина Н. А. Миф о социуме / Е. А. Репин, Н. А. Репина // Общественные науки и современность. - 1996. - № 5. - С. 28-33.
[4] См.: Рождественский А. Мифическое как человеческое самопонимание /
А. Рождественский // Размышления о хаосе: [Материалы Второго междунар. филос.-кльтурол. симпозиума, СПб.,: 1-4 июня 1997 г.]. - СПб., 1997. - C. 81-100.
[5] См.: Воеводина Л. Н. Миф как объект культурологического анализа: эволюция понятийно-смысловой реконструкции мифа / Моск. гос. ун-т культуры /
Л. Н. Воеводина. - М., 1995. - 40 с.
[6] См.: Ваганов А. Г. Мифологическое мышление и сетевые коммуникационные технологии / А. Г. Ваганов // Мир психологии. - 2003. - №3 (35). - С. 62-75.
[7] В связи с данным вариантом структурирования следует отметить, что, пожалуй, именно этот вариант наиболее полно соответствует диалектическому принципу, предлагая собственно структуру мифа вне неизбежно сопровождающих его контекстов, варианты которых были рассмотрены ранее. Поэтому уместно вспомнить, высказывание А. Ф. Лосева, что миф - «не выдумка, а содержит в себе строжайшую и определеннейшую структуру и есть логически, т. е. прежде всего диалектически, необходимая категория сознания и бытия вообще» (Лосев А.Ф. Ук. соч. С. 211).

Источник

Предыдущие статьи по универсальным функциям мифа:

Миф: исходные принципы систематизации источников http://skeptimist.livejournal.com/1260479.html
Исследование мифа: основные подходы и установки http://skeptimist.livejournal.com/1261213.html
Современные исследования мифа: основные направления, достижения и типичные заблуждения (начало)http://skeptimist.livejournal.com/1262695.html
Современные исследования мифа: основные направления, достижения и типичные заблуждения (окончание)http://skeptimist.livejournal.com/1263031.html
Мифологическое пространство: единство меняющихся множеств http://skeptimist.livejournal.com/1264866.html
Функции мифа: роль и основные принципы систематизации http://skeptimist.livejournal.com/1265784.html
Миф как универсалия культуры http://skeptimist.livejournal.com/1290349.html

функции мифа, современный миф

Previous post Next post
Up