«Во всем нужна сноровка,
Закалка, тренировка!» (с)
Утро следующего дня (
описание первого дня) я встретил в полной готовности продолжить обучение на мотокурсах АМК ФСО России. Оптимизма прибавилось, уверенности тоже. Отсутствие автомобильных пробок позволило добраться от центра столицы до автодрома в Старой Купавне всего за полчаса, и уже в начале восьмого я стоял перед практически родными серыми воротами, преисполненный желанием скорее оседлать мот.
Катаю "сюрприз"
Занятие началось ровно в десять часов с предварительного описания программы на день грядущий:
1. Разминка. К числу стандартных упражнений первого дня добавились:
• «Амазонка» - езда сидя на мотоцикле, свесив обе ноги на одну сторону
• Езда стоя на сидении на обоих коленях
• Езда на мотоцикле вполоборота корпуса, левая рука вытянута назад и отведена в сторону, взгляд периодически направляется назад (имитация остановки транспорта сотрудником полиции)
2. Упражнение № 1. «Змейка скоростная». Разворот в ограниченном пространстве. «Змейка габаритная». Упражнение №1 взято из программы первого дня и выполняется аналогично (см. описание в предыдущем посте). Насколько вы помните, всего упражнений в первый день было пять. Следовательно, следующим номером идет:
3. Упражнение № 6. Экстренное торможение со сменой ряда. Это своего рода упражнение-гибрид из заданий первого дня: «экстренное торможение» и «объезд препятствия при помощи «контрруления». Задача состоит в том, чтобы разогнаться, максимально сбросить скорость, и, совершив перестановку, полностью остановиться.
Разминка
Разминка второго дня происходила аналогично разминке в день первый, и ситуация с проблематичным выполнением заданий для всех типов мотоциклов повторилась. Не у всех участников была возможность выполнить и новые добавленные упражнения.
"Амазонка" в исполнении №12
Езда на мотоцкле вполоборота корпуса
Самая миниатюрная курсантка
Упражнение №1. «Змейка скоростная», разворот, «змейка габаритная»
В сравнении с первым днем упражнение второго дня имело единственное отличие в теоретической части. Используя схему на флипчарте, инструктор подробно объяснил траекторию прохождения «скоростной змейки» и разворота в ограниченном пространстве. В частности, на «скоростную змейку» было рекомендовано заходить не вплотную к конусу, а в стороне (примерно на расстоянии 1,5 метра), начиная рулить немного раньше, чем переднее колесо достигнет очередного конуса.
Правильные траектории на снимке справа
В отношении разворота в ограниченной зоне инструктором был дан совет «не красть у себя пространство», и на разворот заходить передним колесом максимально близко к конусам. Хотя, на мой исключительно строгий взгляд, рекомендация из фильма
«Ride like a Pro» («Води как профи», обучение езде на мотоцикле - 22:54), представленная переводчиками фильма как «нырок», была бы уместнее.
Однако, что примечательно: то ли эти инструкторские комменты привнесли в головы обучаемых более четкое понимание техники разворота, то ли сказался приобретенный за предыдущее занятие опыт.… Но удачных разворотов на площадке стало значительно больше, а падений меньше. Что, несомненно, радует.
Упражнение № 6. Экстренное торможение со сменой ряда.
При выполнении данного упражнения необходимо разогнаться от 40 до 60 км/час. Далее при въезде в коридор из конусов начинаем экстренное торможение, прекращаемое на выезде из коридора, и с помощью наклона мотоцикла объезжаем препятствие. Скорость входа в «коридор торможения» замеряется (со слов инструктора максимальная скорость выполнения этого упражнения для мотоциклов автомотоклуба составляет 60 км/час).
Пожалуй, это одно из самых важных и интересных упражнений. При выполнении оного четко осознаешь, что, несмотря на очевидность ситуации (известны и момент торможения, и место неподвижного препятствия), указанная скорость весьма велика, и дальнейшая ситуация уже выходит из-под контроля.
В основном, примечания инструктора сводились к увеличению или снижению скорости входа, а также отпусканию тормоза перед маневром.
После завершения упражнения, в полдень, был объявлен получасовой перерыв, после которого состоялся ставший уже привычным инструктаж о предстоящих упражнениях:
1. Упражнение № 7. Проезд через люк и колейная доска. Разогнавшись примерно до 40 км/час, перед самым препятствием необходимо раскачать мотоцикл, благодаря чему проехать яму, не прикоснувшись колесами к ее краю. Далее проехать габаритную змейку и завершить упражнение проездом по двум колейным доскам, расставленным со смещением.
2. Упражнение № 8. Торможение и объезд препятствия в повороте. Совершается поворот на скорости примерно 40-50 км/час. Траектория поворота проходит прямо через препятствие, расположенное по центру. Препятствие необходимо объехать, используя либо задний (траектория становится круче), либо передний тормоз (траектория распрямляется).
Упражнение № 7. Проезд через люк и колейная доска.
Первый элемент упражнения выполняется на скорости 40 км/час. Примерно за 3-4 метра до резинового покрытия мотоциклист встает на подножки, и, в момент касания передним колесом резинового покрытия, сжимает подвеску мотоцикла. Для этого надо со всей силы толкнуть ногами вниз подножки, при этом руками толкая вниз и руль, после чего сразу нужно как можно больше ослабить давление, как на подножки, так и на руль. В этот момент подвеска разжимается настолько, что колеса не могут опуститься в яму и пролетают над ней, не ударяясь о край.
Яма с "нанодатчиком" (лежит рядом со средним конусом)Эффективность выполнения упражнения измерялась «нанодатчиком» - алюминиевым уголком, лежащим на дне ямы. Сторона уголка чуть меньше глубины ямы. Соответственно, если мотоцикл не пролетал над ямой, то слышался металлический звон «нанодатчика», извещающий о «неуде».
Колейная доска (скреплена из двух досок с помощью петель).
После проезда через люк следовал разворот, проезд габаритной змейки, а затем и колейные доски.
Колейная доска №1
Комментарии инструкторов в основном касались «пролёта» над ямой и «нанодачиком», а также имело место пресечение попыток забраться на доску с боку.
Основная ошибка: недостаточно интенсивное раскачивание мотоцикла.
"Не долетел" - Удар заднего колеса о край ямы
Вторая по частоте ошибка: при проезде ямы курсанты добавляют газ. Может показаться, что добавление газа способствует преодолению ямы, но на самом деле если одновременно нагружать подвеску и работать газом, то можно случайно перекрутить газ и улететь назад. Плюс ко всему, несмотря на то, что переднее колесо действительно проедет люк без удара, загруженное газом заднее колесо (что происходит при добавлении газа) ощутит все прелести встречи с острыми краями ямы.
Гиганты тоже умеют летать - если присмотреться, то заднее колесо не имеет опоры о землю
Третья ошибка - при нажатии на подножки мотоциклисты одновременно нажимают педаль тормоза или переключают передачу вниз.
Перелетел
К сожалению, инструкторами не было объяснено, к чему приводит та или иная ошибка.
Личные впечатления - тяжело. С моим весом в 67 кг раскачать BMW 75 (весом под 300 кг) было более чем проблематично. Посредством рации инструктор давал указания интенсивнее раскачивать мотоцикл, после чего получилось почти пролететь.
Упражнение № 8. Торможение и объезд препятствия в повороте.
Смысл этого упражнения зиждется на двух постулатах:
1. При использовании в повороте переднего тормоза - траектория мотоцикла распрямляется.
2. При использовании в повороте заднего тормоза - траектория мотоцикла становится круче.
Как пояснил инструктор, задача данного упражнения состоит в том, чтобы почувствовать влияние торможения в повороте. При этом было подчеркнуто, что влияние заднего тормоза на скоростях, которые достигаются на автодроме, не будет отличаться интенсивностью.
Объезд препятствия при помощи переднего тормоза
При выполнении упражнения необходимо ехать прямо на препятствие и примерно за 4-5 метров до него затормозить либо передним, либо задним тормозом. При этом, исходя из постулатов, траектория должна измениться. При нажатии на передний тормоз мотоцикл объедет препятствие по внешней траектории, а при использовании заднего тормоза - по внутренней.
Основная ошибка, отмеченная инструктором, - слишком сильное нажатие на передний тормоз.
По личным ощущениям - распрямление траектории при использовании переднего тормоза чувствуется. Применение заднего тормоза, на мой взгляд, лучше ощущается на низких скоростях. По словам инструктора, для того, чтобы почувствовать задний тормоз, скорость должна быть «очень высокой».
И снова не совсем были понятны теоретические предпосылки к описанным явлениям.
Прощальный заезд - неаннонсированный бонус
По завершению упражнения № 8 был небольшой перерыв, во время которого обучаемые оставались на площадке, а инструкторы занимались расстановкой конусов по всему периметру. В итоге получилась трасса, включающая в себя элементы курса, между которыми был относительно скоростной участок:
1. Упражнение № 5. Габаритные коридоры и лежачие полицейские (количество лежащих полицейских уменьшили до двух).
2. Упражнение № 7. Проезд через люк
3. Скоростной участок (4 затяжных поворота в разные стороны).
4. Упражнение № 3. Объезд препятствия при помощи «контрруления».
5. Упражнение № 4. Проезд через трамвайные пути.
6. Упражнение №1. Змейка скоростная
7. Упражнение № 8. Торможение и объезд препятствия в повороте.
Несмотря на то, что эта гонка не была анонсирована - это был великолепный финальный аккорд всему курсу обучения. Трассу удалось проехать 5-6 раз. Восторгу курсантов не было предела ))
Награждение.
Заключительное слово организаторов курсов
Награждение составило заключительную часть обучения. Каждому участнику курсов было вручено свидетельство.
Инструкторами было предложено курсантам озвучить впечатления и пожелания. Сделать это возможно как в устной форме, так и с помощью электронной почты. К примеру, одним из студентов было предложено сделать более продвинутый курс. Девушка на рыжем байке посетовала, что мало «жизненно-бытовых» упражнений, и попросила включить в программу заезд на бордюр.
В четверг, 28 апреля 2016 года, от фотографа Анастасии пришло письмо со ссылкой на диск для скачивания фотографий, которых получилось 115 штук.
Вот некоторые из них:
Блестит на солнце сталь, зажат в руке огонь,
Ревет мотором сердце, и мчит дорога вдаль,
И тот лишь не поймет, кто в кандалах рожден,
Что ты не бредил сном. Ты наяву летал.
Введение: Как проехать и первые впечатления I пост «Описание первого дня обучения» II пост «Описание второго дня обучения» (мы тута)
III пост «Краткие выводы и личные впечатления» Редакция: ...Ева Высоцкая
Фотографии: In-Cognitus