Вот уж точно не зря учебный год начинается осенью! Приятная прохлада и силы, восстановленные в период изнуряющего отдыха, создают удивительный симбиоз, который в сочетании с осенним дождиком является хорошим поводом для того, чтобы переждать непогоду, выслушивая сорока-пяти минутные нотации учителя.
Однако в случае если класс расположен под открытым небом дождик вполне способен уменьшить радость от обучения.
В пятницу традиционно раздался предупредительный звонок из мотошколы «PRT». Несмотря на то, что прогноз погоды не вызывал оптимизма и вероятность дождя оценивалась как «либо будет, либо нет», субботнее занятие на 8:00 я подтвердил. В свою очередь это послужило причиной моего пробуждения ранним субботним утром в 6:13.
Прогноз погоды не утешительный :-( Собрав с собой помимо традиционных мотоманатков дождевик и бахилы я отправился на занятие.
В мотошколе, после привычной уплаты мзды на въезд, я обнаружил Юрия, который уже ждал меня. На мою радость дождик перестал окроплять грешную землю, хотя площадку украшала парочка больших луж.
Кстати стоит отметить особенность, что учебные Ёбрики стоят под открытым небом без чехлов и их изрядно мочит дождиком.
Так отважные Ёбрики ночуют и переносят невзгоды ненастьяПеред тем как предоставить Ёбрик учащемуся инструктор протирает Ёбрик местами: руль и сидюшку. Мот для продвинутого уровня не является исключением для протирки, благодаря чему я взгромоздился на сухое сидение.
Занятие началось традиционно с разминки, включающей в себя: езду на первой передаче по кругу, езду на одной ноге, езду с ногой на сидении, езду по колейной доске, рваный темп.
Новинкой явилось то, что в разминку были включены змейка и слалом.
Дальше…. начался дождик. Хотя и до этого я пожалел что не одел бахилы в самом начале, т.к. при проезде по лужам ноги заливало, но тут стало мочить и сверху. Поэтому я отправился облачиться в дождевик и бахилы, а Юрий - одеть непромокаемые сапоги.
Занятия в этот момент в «мотояслях» прекратились, т.к. у обучаемых не было дождевиков.
Пустынные мотоясли во время дождя
Мне показалось странным, но в PTR нет дождевиков для учащихся. Т.е. если дождь, то либо мокни, либо приноси свой дождевик, либо прекращай занятие. В общем, никакой стабильности и полная зависимость от его величества погоды.
Сейчас буду облачаться в дождевикОднако дождевик у меня был, поэтому занятие продолжили и следующим этапом было повторение торможения:
- Используя только передний тормоз
- Используя только задний тормоз
- Используя оба тормоза.
Далее последовало упражнение торможение двигателем с перегазовкой. Задачей упражнения стало торможение двигателем с третьей передачи до первой без использования тормоза. После перехода на первую передачу и снижения оборотов упражнение считалось выполненным.
После началась традиционная теоретическая часть. На третьем занятии темой теоретической части стала «Прохождение поворотов».
В принципе достаточно поверхностная лекция. Т.е. новичку в мире мото она носила бы вводный характер и вполне бы расширила подкованность будущего мотоциклиста в поворотном деле. Однако для любого, кто интересуется мотоциклом и проездил хотя бы год, ничего нового в лекции узнать не получится. Основные моменты:
- В повороте загружать нужно оба колеса равномерно. Изменение нагрузки на колеса во время поворота приводит к нестабильности в повороте.
- При увеличении наклона мотоцикла в повороте уменьшается пятно контакта.
- В повороте начинает действовать центробежная сила, которая удерживает мотоцикл и не даем ему упасть, но если слишком переусердствовать со скоростью и наклоном то может произойти срыв колеса. Поэтому мот всегда стараемся держать по возможности вертикально, а наклонять тело.
После лекции получил задание выполнить новое упражнение. - отработка поворотов.
С помощью конусов размечается два круга (примерно 5-6 метров в диаметре). При этом круги даже формировать не нужно. Главное отметить два полукруга, которые потом будут использоваться на серии упражнений.
Первое упражнение. Условия выполнения: Упражнение выполняется на второй передаче. Движение с постоянной скоростью. Задача: подъехав к началу полукруга совершить поворот.
Техника выполнения: не меняя позиции в седле нужно наклонить тело в сторону поворота и немного вперед. При этом загружаем подножку внешнюю по отношению к повороту. Рука внешняя по отношении к повороту максимально выпрямлена. При этом держимся за мотоцикл ногами, а мотоцикл по возможности наклоняем на минимальный угол.
Ощущения от выполнения упражнения хорошие и связаны прежде всего с видимым прогрессом. Постепенно скорость прохождения поворота увеличивается и в конечно итоге шаркнул таки носком обуви по асфальту, хотя старался держать мотоцикл прямо. Тут же от Юры последовала рекомендация держать на подножке внутреннюю ногу на носке. Также была рекомендация максимально отклоняться в сторону поворота причем убрать с рычагов сцепления и тормоза пальцы и держаться за руль фактически только кончиками пальцев.
Следующее упражнение направлено на расслабление рук и понимание того как держаться в седле мотоцикла. Все условия такие же как в предыдущем упражнении, но левая рука располагается на колене левой ноги.
Юрий демонстрирует как нужно отклоняться в повороте
(
фотография сделана на занятии № 4)По себе могу сказать, что свою цель упражнение достигает. Как только рука покидает руль чувствуется как ноги вцепляются в мотоцикл. Запомнив это ощущение уже никогда руками за руль держатся не захочется, т.к. такого единства, если держаться руками, с мотоциклом не достигнуть.
Потом упражнение по отработке поворотов немного было модифицировано. Задача -ездить по восьмерке и таким образом совершать практически поворот на 180 град.
Это в повороте
(
фотография сделана на занятии № 4)Затем снова последовала команда двигаться по овалу, но при этом после выхода из поворота нужно было на второй передаче интенсивно разогнаться. Затем перед поворотом сбросить скорость передним тормозом и продолжая тормозить постепенно снижая давление на передний тормоз и одновременно добавлять газ как-будто подхватывая мотоцикл в повороте.
В крутом повороте
(
фотография сделана на занятии № 4)Это уже было сложнее. То газ слишком резко открывал. Ведь начинаешь открывать газ, а мотоцикл реагирует с запозданием, а ты открываешь еще и … рывок. А не добавишь - можешь и завалиться в повороте. В общем, одновременная работа тормозом и газом требует основательной тренировки. В конечном счёте что-то похожее стало получаться, но это далеко до того, что требуется.
Последнее упражнение по отработке поворотов включало в себя перегазовку с одновременным торможением передним тормозом до входа в поворот. Разгонялся издалека по диагонали проезжал между двух кругов и осуществляя торможение осуществлял перегазовку и переключение на передачу вниз (с третьей на вторую) и входил в поворот постепенно ослабляя торможение и увеличивая газ. Это в теории, на практике все выглядело немного по другому.
Click to view
Упражнение по скоростному прохождению поворотов и перезаговки перед поворотом
(Видео записано на четвертом занятии)
Дальше Юрий отправил на «пару кружков рваного темпа» и на этом занятие закончилось минут на 10 раньше.
После занятия Юрий кратко резюмировал происходившее на занятии и выразил мысль, что возможно следующее занятие будет последним.
Традиционно зашел после занятия в офис и оплатил занятие № 4.
После этого воспользовался случаем и устроил небольшую фотосессию :-) В кадр попали
Заводного цвета Форд Юры Степаненко
Машинку Юры украшает тематическая наклейка.
А где же стант?
Учебная парта мото-старшекласников в PRT
Мокрая Шойка
Учебный класс под открытым небом для мото-старшекласниковПо сегодняшнему занятию промежуточный вывод пока только один. Удивило отсутствие дождевиков в мотошколе. Ведь можно не покупать специализированные дождевики, а предоставлять одноразовые плащи, которые также неплохо защищают от дождя при езде по площадке на невысоких скоростях.