В прошлое воскресенье очередной раз посетил ЦВММ,
поскольку довели до меня, что открыли там первый зал - с ботиком (наконец-то!), а также и сафоновский ишак выставили... В общем, как только стал в состоянии - так и отправился. Ну, что я вам скажу, господа? По сравнению с
http://sir-nigel.livejournal.com/145421.html и
http://sir-nigel.livejournal.com/167258.html - изменилось очень-очень много. В общем и целом - теперь я успокоился. Практически выставлено всё, что находилось в основной экспозиции в моем детстве (ну, не всё, конечно - нет погнутого перископа ПЛ "Окунь", нет ленинского броневичка, изготовленного из мамонтовой кости, не выставлена часть моделей из отдела истории советского флота (скажем, канлодка "Малый"... Но! Зато повытащено из запасников многое и многое, и даже то, что я сам никогда в жизни не видел - а видел я несколько больше среднего посетителя!) Так что - делюсь по доброте душевной!
Вот таких скромных моделей в запасниках огромное количество... Просто раньше для них места не было. А теперь есть!
И вот это - никогда ж не выставлялось! Не то полякра, не то шебека (не силен я в средиземноморской экзотике!)
Мой любимый первый в мире подводный ракетоносец (с мускульным приводом). Карл Андреевич Шильдер...
Такой вот общий вид. И носовые фигуры себя чувствуют куда лучше, чем на темной лестнице в здании Биржи...
И света куда больше!
И ботик. Он жив и здоров, чему я очень рад.
Во какая штука! Транспортный док, камелью называемый. Обратите внимание на количество помп для откачки воды из балластных отсеков.
И самые большие парусники (точнее, парусно-винтовые) - "Ретвизан" и "Император Николай I".
Вид с лестницы. Просторно, да?
...и со второго этажа. Справа - ярко-голубая подставка - пароходо-фрегат "Владимир" - прекрасная модель, куда лучше, чем в Севастополе (и колеса у него крутятся - сам когда-то пробовал!)
Типовая носовая фигура середины XIX в. Хорош, а?
Ну, о лодке Стефана Карловича Джевецкого можно рассказывать вообще до бесконечности. И о самом Джевецком - тоже. Может, когда и соберусь...
Царская яхта "Держава" (впоследствии - учебное судно, то самое, с коего смыло штормом персидский ковер из кают-компании - "и пианино тоже!" - дописал красными чернилами адмирал - начальник ликвидационной комиссии... Читайте "Морские рассказы" адмирала Исакова!)
Генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич. Наместник Царства Польского, реформатор, инициатор продажи Аляски и опасный либерал. А вообще - человек хороший!
Вот обещанная когда-то царская яхта "Ливадия" - "бычок, оседлавший камбалу". Абсурдное детище адмирала Попова. Впоследствии плавучий угольный склад...
Ял-четверка с царской яхты "Штандарт". Сплошное красное дерево... И с полной принадлежностью.
Боголюбов. Взрыв турецкого монитора "Люфти-Джелиль" на Дунае. Обратите внимание на улетающую трубу!
А ещё на втором этаже выставлена любопытная серия моделей ПЛ, изготовленных преимущественно С.Юрьевым в 1929 г.
Вот-с, знаменитая "Черепаха" - "Тартл" - Бушнелла. В те времена никто не подвергал сомнению лажовую реконструкцию с этакими мясорубочными винтами спереди и сверху (здесь таковой показан только спереди...)
Автор тот же. "Наутилус" Фултона (с складывающимся парусом на манер крыла летучей мыши).
Автор тот же. Лодка конфедератов "Давид". Странный несколько "Давид"... почему-то квадратный в сечении.
(Смотрите фильм "Подводная лодка "Ханли" - хотя бы здесь:
http://kinofilms.tv/film/podlodka-tv/68280/)
А это - новодел 1990-х: подводная лодка Александровского.
Канонерская лодка "Храбрый". Красив и щетинист!
Модели, которые раньше не выставлялись - потому что немцы!
Линкор "Брауншвейг"
Крейсер "Бремен"
Броненосец "Двенадцать апостолов". Много лет спустя, когда он служил минным блокшивом (ну, проще говоря, плавучим складом), на нем снимали финальные сцены фильма "Броненосец Потемкин".
А при закладке он даже послужил поводом к запросу в Палате общин - "А известно ли досточтимому спикеру, что Россия заложила на Черном море пятнадцать броненосцев - двенадцать типа "Апостол" и три типа "Святитель"? Ну, там ноты дипломатические, то-сё, всполошились англичане... После чего российский МИД вынужден был дать разъяснение - не пятнадцать, а два - "Двенадцать апостолов" и "Три святителя"...
Наконец-то эта модель вернулась в основную экспозицию! Я-то уж беспокоился - в последние годы её убрали куда-то (ещё в здании Биржи). Это - английская субмарина L-55, потопленная в 1919 году в Копорской губе и поднятая ЭПРОНом в 1928. (А поднимала её "Коммуна"!
http://sir-nigel.livejournal.com/134730.html) Недавно мне досталась некая любопытная книжка, где приведен рапорт Захарова-Мейера о её подъеме - интереснейший документ! После подъема стояла она в Кронштадте, в доке Велещинского, где намедни проходили докование "Аврора" и "Красин"...
Гюйс и судовой колокол с неё же.
Эти модели тоже раньше не выставлялись. Особенно это касается двух верхних - это аванпроекты некоторого эсминца разработки Северного ПКБ...
"Космонавт Владимир Комаров". Проект 1917, 1967 г. Замечательная модель, выполнена мастерской КБ-проектанта.
Большой десантный корабль типа "Воронежский комсомолец". Модель выполнена в мастерской КБ-проектанта.
Из четырнадцати построенных четыре до сих пор в строю. Черноморские БДК славно потрудились прошлой весной.
Тяжелый авианесущий крейсер "Киев" . Модель выполнена в мастерской КБ-проектанта.
К сожалению, стоит он не очень удачно - осматривать неудобно!
Ну, этого-то водолаза я с детства помню! Все пионеры обожали с ним за руку здороваться - и протерли ему рукавицу до дырки... Буквально. Пришлось ему новый палец пришивать. А скафандр - традиционная трехболтовка! (слева торчит маховик водолазной помпы).
Крейсер "Киров" пр.26. Хорош, хорош... Я его хорошо помню ещё по парадам на Неве!
Хотели было его как музей поставить, но не получилось. А вот башни стоят на Морской набережной - я там рядышком живу и работаю.
...и винты тоже.
Вот очень интересная витрина - самолеты КБ Туполева!
И довоенные гидросамолеты. Серебристый, который пониже - это "амбарчик", морской ближний разведчик МБР-2.
Ну, и вот он - "ишачок" Сафонова (который уронили!) К сожалению, обойти кругом его сейчас нельзя.
Раньше-то он вот так висел:
А это картина художника Дементьева "Первая победа морского летчика Сафонова"
И что касается "Авроры"... Пока крейсер в ремонте, значительную часть экспонатов корабельного музея выставили здесь.
Вон портрет Егорьева в рамке из развороченной брони и палубных досок, а слева чуть ниже - "Микаса"!
Такие дела. Зато землечерпалки, которыми я любовался в прошлый раз, опять куда-то прибрали. И картины перевешивают с места на место - похоже, нащупывают логику экспонирования. Тем не менее -доволен, весьма доволен. Чего и всем желаю.