Центральный Военно-Морской музей - открытие

Aug 03, 2013 22:49


Итак, свершилось. Наконец-то открылся Центральный Военно-морской музей.

Да, далеко-далеко не полностью (до полного открытия всех залов очень и очень далеко), но всё же!

В прошлое воскресенье отправился туда. Пришлось простоять в очереди минут сорок - толпа была огромная.









Общие впечатления - весьма положительные.

Во-первых, простор. Кто помнит - первый зал в здании Биржи напоминал храм - величественный и полутемный. И многое там было просто не рассмотреть, не говоря уже об условиях для фотосъёмки.



(По-прежнему при входе встречает Петр Великий работы Антокольского... на мой взгляд, лучший из памятников!)

Сейчас многочисленные картины висят и стоят практически на уровне глаз. Многие и многие хорошо знакомы, а кое-что, и очень интересное кое-что, вытащено из запасников. И не везде повешены ярлычки! (Не успели, наверное?)



(Далее - много картин! И Айвазовский, и Боголюбов (которого ставлю ничуть не менее Айвазовского!), и другие-прочие)





"Бой при Гренгаме. 27 июля 1720 г."  Ф.Перро, 1841 г.



Очень уместна красная кнопочка слева!







"Эпизод Афонского сражения" Копия с картины Боголюбова.







Нормальная такая офицерская жилплощадь...



И ещё - на ту же тему!





Это классика - "Потопление ПЛ Балтийского флота "Пантера" английского эскадренного миноносца "Витториа" у о-ва Сескар. 31 августа 1919 г." худ. Н.Е.Бубликов и Г.В.Горшков, 1939 г.
Всё предельно ясно - вот злые супостаты, вот страшный взрыв, а вот перископ на первом плане - чтоб всем было ясно, кто супостата потопил! Почти плакат...



"Атака катером "Шутка" турецкого парохода на Дунае в 1877 г." Худ. А.П.Боголюбов, 1882 г.



"Бой парохода "Веста" с турецким броненосцем "Фетхи-Буленд" 11 июля 1877 г." Худ. Р.Г.Судковский, 1881 г.

"Вестой" командовал Баранов, мужик великой отваги, но очень амбициозный. А вот добровольцем в составе экипажа "Весты" числился Стефан Карлович Джевецкий - и орден за это дело получил, чем до конца своих дней премного гордился! (И есть за что). Турецкий же броненосец был построен в Англии и превосходил "Весту" в скорости минимум на два узла.



Ещё раз "Веста". Боголюбовская. Какая больше нравится?



Это всем известная картина Айвазовского "Смотр Черноморского флота. Июнь 1850 г." (1886). Николай Палыч любуется Черноморским флотом с борта пароходо-фрегата "Владимир" (построенного, кстати, в Англии и вооружённого английскими орудиями).



"Оборона Малахова кургана. 1855 г." В.Ф.Подковырин (не знаю такого!), 1850-е гг.



Н.П.Красовский "Бой брига "Меркурий" с двумя турецкими кораблями. 1829 г."  (1867, рама изготовлена из древесины корпуса "Меркурия" - после сдачи такового на слом).



А это сам "Меркурий"!



Боголюбов, "Обстрел пароходом "Прут" турецкой крепости Силистрия на Дунае. 1854 г." (1856). А с суши туркам в Силистрии гадости чинил генерал Карл Андреевич Шильдер - замечательный сапёр, ракетчик и изобретатель подводных лодок. Там он и погиб.



"Сражение при Гангуте. 1714 г."  А.П.Боголюбов, 1875-1877 гг.



"Небываемое бывает" - "Захват бота "Гедан" и шнявы "Астрильд" (копия Л.Д.Блинова с оригинала Боголюбова)



Явно будни личного состава на каком-то из крейсеров пр.68?



А такое я и сам помню! Крейсер-то - скорее всего, "Киров"! (надо уточниться по бортовому номеру)

Оружие. Опять-таки, из запасников явилось много пушек, хотя много и любимого старого... Особенно интересны малокалиберные орудия броненосной эпохи - вся эта смешная артиллерия супротив миноносцев -Энгстрема, Пальмкранца, Максима, Гатлинга...




Единорог.



Карронада (о них писал не единожды - честь и хвала шотландцу Гаскойну, который переманил для службы в России и Бердов, и Армстронга, и ещё много кого)


Ещё карронада - на другом станке.



Очень экспериментальное казнозарядное орудие П.П. Красовского, калибр 3 фунта. 1867 г. В серию не пошло...



А это то, чем стреляли. Левый верхний угол - вязаная ("виноградная") картечь, в середине - книпель (раздвижное ядро для действия по такелажу).



5-пудовое стальное крепостное орудие (пока ещё гладкоствольное!) Масштаб 1:6



Кое-что уточнилось - например, узнал, что эти симпатичные нарезные 4-фунтовые пушки, всегда стоявшие в вестибюле, принадлежали яхте «Держава» (или просто запамятовал?)



75-мм Канэ. Пушка французская, с 1891 г. выпускалась по лицензии Обуховским заводом.
(на заднем плане - мины; слева - ударно-механическая обр.1912 г., справа - гальвано-ударная обр.1908... Я не знаток минного оружия, но за пятьдесят-то лет можно было выучить!)





47-мм шведская пушка Энгстрема - противоминный калибр! Закуплено в Швеции несколько десятков (1880-е гг)







Опять же шведская "дюймовочка" (калибр 25,4 мм) Пальмкранца.





10-мм пушка (ха-ха!) Фаррингтона. Стрельба производилась из обоймы, вставляемой сверху - из одного ствола. А вот когда ствол перегревался - тут-то и крутили эту мясорубочную рукоятку, и стреляли из следующего ствола! Вот оно как - не "Вулкан-Фаланкс", не АК-630 и даже не Гатлинг... Опытный образец, изготовлен в г.Лоуэлл, штат Массачусетс.





А вот и Гатлинг!


37-мм автоматическая пушка Хайрема Максима. 1887 г. Судя по всему, пулемет "максим" - её уменьшенная копия?





47-мм Гочкис. С большим трудом дождался, пока от него отлезут чертовски активная бабушка с не менее активным внуком и фотоаппаратом. "Нет, ты не на меня смотри! Делай вид, будто целишься!" В общем, внучек чуть не опустил ствол на голову другому балбесу - пушка не зафиксирована и в вертикальной плоскости поворачивается свободно... (это на тот случай, если вам захочется потрогать шаловливыми ручонками)

Теперь - о моделях.
Модели. Повторим ещё раз - часть хорошо известных по прежней экспозиции...



...и из запасников!


В общем, много.


Линкор "Октябрьская Революция" после модернизации 1934 года (кривая труба, надстроенный полубак, изменена форма форштевня).



Щ-307 ("Треска").Краснознаменная лодка Балтийского флота. М 1:25 (Модель 1958 г)



Броненосец "Николай I".  Вот было в них что-то - грузных, несуразных, и тем не менее - грозных!


Каковы балкончики, а?



А на фото - не такой уж и грузный!





"Синоп". Строились для боя в Проливах (вот дались нам Босфор и Дарданеллы!), посему несли не четыре, а шесть орудий главного калибра, из коих четыре могли стрелять прямо по носу...



"Память Азова". Снято сквозь стекло в ещё не открытом зале.



"Адмирал Корнилов". Импортной постройки. Снято там же.



Канонерская лодка "Кореец".



А вот с этой штукой связана одна история, за достоверность коей не ручаюсь. Но рассказал её мне человек, работавший в модельной мастерской музея (нет, это не Сан Саныч Г.!). В общем, посмотрите следующее фото:


Подарили японцы такую штуку, наши с благодарностью приняли... но ни в каких документах следов не нашли. И на крамповской модели "Варяга" (изготовленной строителем - фирмой "Крамп и сыновья" в Филадельфии) оные доски отсутствовали. В общем, не мудрствуя лукаво, велело начальство оные доски изготовить и на модель пришпандорить, дабы в сумления публику не вводить. И стало так.


Это - та самая модель (похоже, что подводную часть ей капитально поцарапали при переезде!). Кстати, одна из лучших в музее...



А вот и фалрепные доски - у верхней площадки трапа.

Модели из панциря черепахи, японской работы - почему-то все газеты напирали именно на это. Да, красиво, да, экзотика, но, право слово, не это самое интересное в музее. Впрочем, любуйтесь - чтобы не говорили, что самое-то интересное я зажал...

















А вот это - нечто уникальное. Круглый броненосец о шести винтах и двух орудиях, адмиралом Поповым спроектированный, диаметр имевший тридцать метров и именуемый "Новгород". Второй (экс-"Киев", впоследствии "Вице-адмирал Попов") был покрупнее - диаметром 36 м.
Неофициально назывались они "поповками" и смысла большого не имели. Так, плавучая батарея... Но - интересны!
Модели их хранятся в нескольких морских музеях - в Севастополе (полумодель), в Николаеве (лично видел!) и, по меньшей мере две - в ЦВММ. Вот эта - разнята по палубам:


Вид с носа (глядите, не перепутайте!)



Сбоку



С кормы



Исполнено грубовато, но эффектно!

(По тому же принципу Попов ещё и яхту для Государя изладил, по имени "Ливадия" - её модель стоит в  ещё не открытом зале. Через годик-другой покажу!) А прозвище у "Ливадии" было - "Бычок, оседлавший камбалу" - во как!





Минные катера времен турецкой войны - "Цесаревич" (вверху) и "Ксения". Из запасников.



110-пушечный корабль "Великий князь Константин" на стапеле. (По факту и "Двенадцать апостолов", и "Париж", и "Великий князь Константин" имели более 120 орудий).

А вот это - украшение коллекции музея! Аглицкой работы модель, "Ройял Соверин" называется. Подарена Петру Алексеичу королем аглицким Вильгельмом III Оранским. Масштаб крупный - 1:32





(Тётка на заднем плане отношения ни к модели, ни ко мне не имеет - просто фиг дождешься, пока уйдёт. Ну много, много было праздношатающейся публики...)

Так вот, об обстоятельствах, при которых Петр поимел эту игрушку, рассказывают по-разному. На этикетке к модели сказано так:


А вот в книжке Раздолгина и Фатеева "На румбах морской славы" изложено совсем по-другому (да и мне сотрудники излагали как у Раздолгина! - впрочем, Раздолгин оговаривает, что это-де легенда, но, как мне кажется, более правдоподобная...) Короче,странствуя по Европиям с Великим посольством, побывал Государь и в Англии. Незадолго до его отъезда королева Мария возжелала его портрет на память. Позировать Государь категорически отказался, тогда было велено живописцу Кнеллеру (ученику Рембрандта - не хухры-мухры!) сесть в уголку да эскизиков нарисовать... А Петр это просек и осерчал зело! Ну, чем задобрить московитского царя? А что он у вас любит? Ах, корабли? И модели? А нет ли у нас в Адмиралтейских мастерских чего-нибудь такого-этакого? Есть? "Ройял Соверин"? Который ещё в постройке? Как, и модель недоделана? Ладно, подарим как есть - сам дособерет! И подарили... Все такелажные блоки (сотни их!) были пришиты на картонных планшетах, с указанием что - куда.
Впервые эту модель я и видел в запасниках на третьем этаже - с набором деталюшек.
Руки у Петра так и не дошли...



Зато вот эту модель Государь самолично выстругал! (Есть мнение, что это шнява "Наталья").

И ещё одна тема - корабельные украшения!
В здании Биржи висели они на темной лестнице, и в детстве я их даже побаивался - сердитые такие мужики с мечами, топорами и прочими дубинами и в весьма угрожающих позах.
Сейчас их выволокли на свет Божий (не всех, не всех!) и просматриваются с пандуса они отлично.






Вот-с, маленькая желтенькая - носовое украшение корвета "Львица" (Если верить каталогу Алёшина 1987 г. - а он крупнейший специалист!), то принадлежала она трофейному египетскому корвету, захваченному в 1829 г. кораблем "Константин" в Средиземном море...
Слева, похоже, носовая фигура парусно-винтового броненосного фрегата "Князь Пожарский" работы Микешина, а далее - два "Витязя"; первый - более ранний, работы Клодта (1861), второй - более поздний,1882. Тут штука вот в чем: в 1882 г. корвет "Витязь" был переименован в "Скобелев" (носовую фигуру при этом не меняли). Ну, раз имя освободилось назвали строящийся корвет. И фигуру сделали по образу старой (отличаются щит и булава). Вот второй-то "Витязь", бронепалубный, вошел в историю как исследовательский корабль (см. С.О.Макаров, "Витязь" и Тихий океан").

И ещё: запланировало в своё время Адмиралтейство построить для усиления Балтийского флота (в 1855 г., Крымская война шла!) аж четырнадцать 11-пушечных парусно-винтовых корветов. Часть из них называлась по-звериному ("Удав", Рысь", "Зубр", "Волк", "Буйвол", "Вепрь", "Тигр"( постройку отменили), "Вол" и "Медведь"), а часть - по-древнерусски ("Боярин", "Новик", "Посадник", "Гридень", "Воевода" и "Рында"). Изготовление зверообразных украшений поручили, естественно, барону Клодту (а он как раз памятник дедушке Крылову закончил).
Вот они, клодтовские зверики:








Имейте в виду, что это гипсовые макеты - только "Медведи" хранятся в музее оба - и гипсовый макет, и деревянный подлинник... но различить их почти невозможно...
Наверное, подлинные украшения висели некогда в "Зверином коридоре" Морского кадетского корпуса. Во всяком случае, есть воспоминания, что господа гардемарины тёрли "Зубру" перед экзаменами "на удачу" (а вот тут-то версии расходятся - одни утверждают, что нос, а другие - яйца...) Мы не историки, потому и поминаем обе версии.

На втором этаже музея учинили кафе. Ничего себе кафе. просторное. Правда, в отличие от Артиллерийского музея, пивом там не поят. Зато как украшено!








Ну явно же не компот они пьют!

И - напоследок - сквозь стекло - то, что не открыто пока:


Ботик укутан в полиэтилен...



И лодку Джевецкого благополучно перетащили. Как же мне она нравилась в детстве! Маленькая, хищная, таинственная... и совсем настоящая!

Ладно, притомился уже байки травить. Будет время - выберусь ещё (когда и народу поменьше, и снимать поудобнее..

Да, вот ещё - всё же был я уверен, что где-нибудь в Питере да отыщется якорь Портера-Тротмана! А то что это такое - в Севастополе есть, а у нас нет? Вот, отыскался. теперь душа успокоилась...


учи матчасть!, модели, корабли, о полезном и интересном

Previous post Next post
Up