Так вот, недели три назад выбрался в Военно-Морской музей. На предмет изучения - а что ж там изменилось за прошедший год? (см.
http://sir-nigel.livejournal.com/145421.html)
А изменилось многое. (Позволю себе не согласиться с уважаемым U-96 (
http://u-96.livejournal.com/3630595.html и
http://u-96.livejournal.com/3564285.html ) - сейчас как раз намечается некоторая логика в подаче материала. Да, очень-очень неспешно (опасаюсь, что я уже не увижу музей во всей красе - но, может быть, внуки оценят! И не забывайте, что в здании Биржи музей обретался только с 1939 г...) Тем не менее...
Короче, смотрите.
(Вот плакать хочется - но никуда от украинской темы не деться. И пушку эту я видел раз сто... и только сейчас бросилось в глаза.)
И ещё.
А это - Севастополь. Кто читал «Адъютант Его превосходительства» (не смотрел фильм, а именно читал - все восемь книг), тот оценит.
Что поразило - вытащено из запасников множество судов технического флота. На которые мало кто обращает внимание - и без которых не обойтись! Типичные рабочие лошадки...
(Этот самый де Траверсе - большая-таки сволочь, в его честь названа Маркизова лужа - если кто не знает! Его бюст пребывает в севастопольском музее...)
А это - не землечерпалка, но землесос - с мощной фрезой на хоботе!
Водолазные шлемы - уже были представлены на выставке в Артиллерийском музее.
http://sir-nigel.livejournal.com/41186.html и
http://sir-nigel.livejournal.com/41310.htmlДело в том, что водолазное снаряжение в Россию щло или из Англии - благодаря англоману Лазареву ( Зибе-Горман, отсюда - двенадцатиболтовка...), или из Франции (Рукверойль - отсюда трехболтовка!). Один раз в жизни довелось мне примерить трехболтовый шлем - и то смеху было!.. (Там ещё и кучу интереснейших помп выставили - но это уже на сугубого любителя. Кого интересует - спрашивайте - фото вышлю.)
Кормовое украшение броненосца «Гангут». ( смотреть здесь:
http://sir-nigel.livejournal.com/143764.html)
Особенный интерес представляют модели, ранее не выставлявшиеся!
Минный крейсер «Абрек» (унаследовал название от клипера!)
Далее:
Крейсер 2 ранга «Жемчуг» (построен на Невском заводе в 1904, повторение «Новика» - с усиленным вооружением и уменьшенной скоростью. Уцелел в Цусимском сражении - интернирован в Маниле вместе с «Олегом» и «Авророй», потоплен немецким крейсером «Эмден» в Пенанге 28.10.14 - по халатности командира.)
(Да, судовой колокол - виден слева - , неверно именуемый рындой - с однотипного крейсера "Изумруд")
А вот этот красавец был построен в Германии - специально для учебных целей. (кто скажет, что не красавец - будет немедленно отфренжен, понятно?) В советское время был переименован в «Комсомолец», и служил до конца 50-х. В 20-е годы на нем служил мой дед - в машинной команде. Сохранились фотографии... как-нибудь выложу!
(Вообще-то могу хвастаться - у меня и по отцовской, и по материнской линии в роду моряки - и на каких кораблях служили! «Товарищ», «Аврора», «Комсомолец»... Да и я мог бы похвалиться кое-чем)
О! Ещё одна импортная модель! Там вообще история изумительная - апокрифическая... Как-нибудь в другой раз поведаю... (Услышана от сотрудника ЦВММ! Видите ли, я сам - лягушка, маленькая зверушка, но вот повезло знаться с огромным количеством интереснейших людей. А я всё в книжечку записываю!)
(Тральщик "Запал", первая в мире серия тральщиков специальной постройки (1910-1912), до этого их переоборудовали из рыболовецких судов... впрочем, тема отдельная). Строились на Ижорском заводе, однотипные: "Минреп", "Взрыв", "Фугас", "Проводник").
А это - одно из любимейших воспоминаний детства... Полагал, что этот макет уже похоронен наглухо. Ан нет - достали! Когда-то - полвека назад - папа брал меня на руки и поднимал, чтобы я мог все это рассмотреть... (Подозреваю, что это не музейный макет, а учебное пособие из какого-нибудь училища. Но - не уверен, врать не буду...)
Так тралят мины - тралом Шульца. Самое забавное (если можно так выразиться), что ещё лет тридцать-сорок назад такие мины активно применялись. Рассказано человеком, участвовавшим в боевом тралении (и моим преподавателем).
Ну, а это - конкретно учебные пособия! Надеюсь, теперь понятно, почему в штормовых условиях штурвал проворачивали аж восемь человек - и то с трудом?
(Это- гребное колесо Моргана с поворотными плицами. Вообще-то, изобрел его английский инженер Э.Галловэй в 1829 году, но американец Морган выпускал таковое широчайшим образом... Интересно, что колесо это прослужило более ста лет (если не применяется до сих пор! За начало восьмидесятых ручаюсь - когда я увидел ЭТО в действии, то едва не утонул в канале им.Москвы - просто от удивления... Но это уже другая история!)
Вот, пока так.
Посмотрим, что дальше будет. Уж петровский ботик хотелось бы ещё раз руками потрогать!