Так кто же такие русь?

Aug 31, 2010 14:43

Объявлять население северо-восточной Европы, участвовавшее в создании Русского государства, славянами - крайне неосторожно ( Read more... )

Русь, история

Leave a comment

ohapkin September 22 2010, 06:40:55 UTC
1a1. Согласен, 1200-1300 лет. Всё равно очень давно ( ... )

Reply

ohapkin September 24 2010, 12:52:45 UTC
Славяне, балты, германцы - исторически довольно поздние наименования.
Тогда нужно эти слова, говоря об эпохе 5-10 веков не употреблять вообще. Тогда целостная картина восточной Европы (германцы, славяне, балты) распадается на десятки племенных союзов, из которых позднее сложились вышеперечисленные народы. Следовательно, спорт норманистов и славянофилов теряет смысл. Ибо славян в те времена не было, а норманы - собирательное название жителей Скандинаского полуострова и Дании из новгородских летописей.

Reply

simvl September 24 2010, 13:07:02 UTC
Согласен!
Только некоторая поправочка. Из эпохи 3-8 веков исключаем. Это правильно.
Дальше 9-го уже начинается диференциация на то, что позднее будет славяне, балты, германцы.

Reply

ohapkin September 24 2010, 20:12:55 UTC
Кто же тогда были славяне а 9 веке? Кто были в 9 веке германцы?

Reply

simvl September 27 2010, 09:10:48 UTC
Неправильная постановка вопроса, как мне видится.
Правильно: не кто а где.

Reply

ohapkin September 27 2010, 09:26:12 UTC
И кто, и где.
Появляются вопросы:
1) Кто ввёл в обиход слово "славяне"?
2) Когда это произошло?
3) Кто называл себя славянами?
4) Кого называли славянами окружающие?

Мне вспоминаются только слова Константина Багрянородного, современника княгини Ольги, написанные им про Грецию "Ославянилась, оварварилась, целая страна".

Reply

simvl September 27 2010, 09:55:22 UTC
Ну и вопросики.

Имеет место и такое мнение:
На рубеже 19-20 веков языковед И.А. Бодуэн де Куртенэ
выдвинул предположение о происхождении этнонима славя-
не. По мнению этого исследователя, наэвание славяне
возникло вначале в среде римлян, захвативших на восточ-
ных границах славянского государства множество рабов,
вторая половина имени которых оканчивалась на слав -
Владислав, Судислав, Мирослав, Ярослав и т.д. Это окон-
чание римляне превратили в нарицательное название вся-
кого раба вообще ( в поздней латыни раб - sclavas), а в
дальнейшем и народа, поставлявшего большинство этих ра-
бов.
Это к пониманию смысла приведенного Вами "ославянились" вроде как дает ключ.

Reply

ohapkin September 27 2010, 10:27:51 UTC
Вопросы вытекают из нашей беседы - раз термины "славяне", "германцы", "балты" - позднего происхождения, можно попытаться отследить историю их появления.

Константина Багрянородного я привёл только как пример. Вряд ли беглые рабы могли заселить такую большую территорию. Скорее всего, славянами византийцы называли определённые народы. А вот жителей Киевской Руси они называли русами.

Вообще, интересно получается. Выходит, что славяне - не самоназвание, а название, перетекшее ещё из латыни. Хотя одного мнения мало, что бы представить общую картину.

Reply

славяне - не самоназвание simvl September 27 2010, 11:25:39 UTC
Выходит так. Не добавляет ясности и смешивание склавины-славяне и словены.

Отслеживать в истории такой пласт "славяне", "германцы", "балты" - это же жизни не хватит. Дай Бог, с русью бы разобраться.

Reply

Re: славяне - не самоназвание ohapkin September 28 2010, 13:34:01 UTC
Одних русов не интерстно. Они же были только одной из составляющих частей русских.

Reply

simvl September 28 2010, 13:40:13 UTC
Так я и не настаиваю :-)

Вот кстати.
Вопрос: А как определяется, кто славяне, кто готы, кто германцы?
В.В. Седов: Здесь применяется ретроспективный метод. Нам хорошо известны славянские древности раннего средневековья. Они связаны с древнерусской, польской, болгарской культурой. И идя вглубь, прослеживая истоки отдельных элементов материальной и духовной культуры, можно делать выводы об этносе тех или иных археологических культур. Но на 100% это сделать нельзя, потому что в древности была масса этносов, которые не дошли до нас.

Reply


Leave a comment

Up