Луганский вояж. Часть вторая. Бабы.

Jan 13, 2014 03:45




Земля Луганщины - древняя земля. Земля с историей. По этой земле в середине прошлого века топтались захватчики-фашисты. Во времена Революции и Гражданской войны по ней ездили стальные махины (смотрите пост про танки Mk V) английских интервентов. До этого на данных территориях "вольной вольницей" жили Донские казаки и славяносербы. В средние века на месте нынешней Луганской области раскинулось знаменитое "Дикое поле" - центр борьбы между Большой Ордой и Крымским ханством. Отсюда (данному событию посвящён даже отдельный монумент) начал свой поход на половцев легендарный князь Игорь (помните "Слово о полку Игореве"?). По Луганщине кочевали печенеги и торки, скифы и сарматы. И каждая историческая эпоха оставляла свой след на этой земле. Одним из таких следов прошлого, памятником прошедших времён являются местные "бабы". Точнее парк-музей каменных изваяний, расположенный в Луганске. Имено о нём и пойдёт сейчас речь.


Правильно это удивительное место называется "Парк-музей антропоморфных стел и половецких каменных изваяний". Расположен данный музей на территории Луганского национального университета имени Тараса Шевченко и доступен для посещения (что крайне приятно, но и удивительно) ежедневно, круглосуточно!, без выходных и абсолютно бесплатно. Учитывая древность представленных экспонатов - это более чем приятный подарок каждому любителя истории и старины.




В экспозиции музея представлено более чем шесть десятков различных экспонатов. Среди которых есть изваяния 2-3 тысячелетия до нашей эры. Однако, большинство каменных баб относится к более позднему времени - к 11-13 веку уже нашей эры. Времени, когда на территории нынешней Луганской области проживали кипчаки, куманы. Более известные нам, как половцы.




Половцы вырезали такие статуи из песчаника или иного, более твёрдого камня и ставили в заметных, высших точках степи, на водоразделах, на курганных могильниках или в святилищах лицом на восток. В святилищах могло быть несколько статуй. Изредка попадались святилища со скоплением каменных баб - в каждом не меньше 12-15 штук.




Есть распространённое мнение, что подобные каменные бабы - это могильные камни, которые обозначали захоронения воинов или видных людей половецких племён. Однако, это не совсем верно. Да, некоторые бабы могли находится рядом с могилами. Но в большинстве своём ставили их не в честь какого-либо конкретного человека, а в память рода, так как поминальный культ предков был очень распространён у многих народов, проживавших тогда на обширной площади от Дуная до Алтая.




Это подтверждает даже само название "баба", берущее свои корни от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец», «предок». Правда существует и другая версии происхождения слова: от «болван» - иранского «палван», то есть "богатырь", "атлет". Но сути это кардинально не меняет.




Так что, в данным "бабам" можно ходить и со своими дамами - они ревновать не будут. :) Ведь большинство представленных фигур именно мужские.




Что видно по амуниции воинов, по шлемам, которые имеются на некоторых фигурах, по характерной причёске степняков, когда волосы сплетались в косу сзади, таким образом частично уменьшая вероятность получить удар по незакрытой шее.




Ну, а некоторые фигуры, так, вообще, фаллические донельзя. :) Хотя, может это только с точки зрения современной невысокой морали кажется.




С другой стороны, эротика (точнее, даже наверное, порнография) она и во времена скифов-половцев была эротикой. :) Только представьте: едет себе по степи одинокий воин, неделю едет, две, а тут посреди невысокой травы такое показывается. Ну как не преклонить колени, как не задуматься о... важном. Тем более, Playboy'ев и Hustler'ов тогда не было. А красоту женского тела никто не отменял. :)




Однако все эти измышления - конечно, шутка. Женские статуи символизировали непобедимость и бессмертие воинов. Покровители в образе женщины давали им силу, выкармливали и оберегали их. За это кочевники приносили им жертву - возле подножия статуй очень часто находили кости различных животных.




Однако, новые времена принесли новые веянье. Мусульмане-татары очень сильно уменьшили "поголовье" подобных тотемов. По свойственной данной религии простоте и прямолинейности - "кто не с нами, тот неверный", они активно занимались уничтожением древних святынь, круша скульптуры вдребезги, или, если камень был очень уж крепкий, отбивая голову истуканам. Притом, дабы последняя не смущала "правоверных" её (голову) закапывали в землю. Дополнительно, таким образом они давали понять, что всё,  "баста, карапузики - кончилися танцы", мы вас завоевали.




Хотя, казалось бы - чего было ерепенится - генетическое сходство то и расовая принадлежность к завоеванным народам самих захватчиков, как говорится, на лицо! Притом, на древнее и беспристрастное лицо.




Однако, ломали, крушили, уничтожали. Когда сил не хватало - головы сшибали. Когда и этого не могли сделать, стёсывали черты древних изваяний. Что удивительно, сколько столетий прошло, а воз и ныне там. Помните уже в этом веке, в 2001 году разрушение талибами Бамианских статуй Будды в Афганистане? Дикость, варварство. Однако, "благородный шейх, доктор Салих ибн Фаузан ибн АбдуЛлах" (доктор наук, между прочим) высказался по данному поводу следующим образом: "Разрушение идолов и статуй - дело требуемое! И так поступал пророк Ибрахим (мир ему) и так поступил Мухаммад (мир им и благословение Аллаха), когда завоевал Мекку. Разрушение статуй для того, кто в состоянии это сделать из числа обладающих властью - является необходимым" (оригинал взят здесь). 21 век. Мда.




Самое интересное, что оставшиеся в "живых" после татарской "зачистки" языческие идолы были адаптированы к православию. На протяжении последующих столетий, в некоторых славянских поселениях жила традиция отдавать почёт половецким бабам, которых наделяли силой, способной влиять на возрождение природы, плодородность земли, успех общины. Именно, поэтому наряду с подобными изваяниями часто находили и каменные кресты. Которые так же представлены в Луганском музее. Однако, о них, я расскажу отдельно и чуть позже.




Лично для меня очень занимательным фактом стала информация о том, что одну из первых статуй привезли в музей каменных баб в 1969 году из села Каменка Лутугинского района. Почему? Это в двух словах не объяснить. Про это место надо читать и смотреть.




Однако, если читать лень, то я просто замечу, что побывав на Горе не один раз, я не удивлён, что именно там стояла одна из каменных баб. Ведь Гора - это место Силы. Древнее, странное, но удивительное, даже сейчас место.




Возвращаясь же к самому Луганскому музею каменных идолов (а так же для любителей всего самого-самого) приведу ещё один интересный факт - в феврале 2010 года местный телеканал ЛОТ начал проект «Чудеса Луганщини», финалистами которого стали 12 объектов области. С большим отрывом голосов победил Парк-музей каменных статуй.




И это при том, что на Луганщине, действительно есть, на что посмотреть (что, впрочем я и пытаюсь донести, задумав серию рассказов, объединённых общим названием " Луганский вояж").




Так что парк-музей антропоморфных стел и половецких каменных изваяний, расположенный в Луганске, на территории Луганского национального университета имени Тараса Шевченко весьма достойное место для экскурсии. И короткой, и длинной (в зависимости от наличия времени и знаний по теме данных каменных идолов).




Тем более, это уникальная возможность не только посмотреть на каменных ровестников древних эпох, но и наглядный пример того, как выглядели жители данной местности (да и не только) сотни лет тому назад. Ведь одежды или обуви тех лет сохранилось крайне мало, а эти манекены (а почему нет) демонстрируют (в некоторой степени) внешний вид, амуницию и предметы быта столь далёких уже от нас пра-людей. Да, половцы (и скифы, тем более) исчезли как народ. Но ценности, которыми они жили, мечты, к которым они стремились, отпечатались на этих каменных статуях.




Поэтому, всем, кто будет в Луганске, настоятельно рекомендую посетить данный музей. Прогуляйтесь среди каменных изваяний, посмотрите на древних баб и загляните в глаза прошлому. Не пожалеете.

P.S. Все прошлые и будущие части рассказа о Луганском вояже вы можете прочитать по этим ссылкам:
1. Луганский вояж. Часть первая. Самцы Mk V.
2. Луганский вояж. Часть вторая. Бабы.
3. Луганский вояж. Часть третья. Острая Могила.
4. Луганский вояж. Часть четвёртая. Ретро-авто.
5. Луганский вояж. Часть пятая. Кресты.

Экс-Украина, Новороссия, Заграница, Фотоотчёты

Previous post Next post
Up