Водородные поезда в Европе и России

Oct 26, 2020 07:14


Вдогонку к моему посту про водород (см. Водород как топливо для автомобилей).

Оказывается водород серьёзно рассматривается как топливо для пассажирских поездов. Сразу несколько стран тестируют такие поезда: Германия, Нидерланды, Австрия, Великобритания и Италия. Дания присматривается к технологии.

Великобритания



Поезд HydroFLEX

В Англии испытывается поезд HydroFLEX, который был разработан командой из Университета Бирмингема и компании Porterbrook, занимающейся подвижным составом, используется топливный элемент для выработки электричества из водорода. Ожидается, что эта технология будет доступна для модернизации уже используемых поездов к 2023 году. Поезд будет работать от контактной сети на электрифицированных маршрутах, и от водорода там, где электричества нет. Испытания были поддержаны грантом в размере 750 000 фунтов стерлингов от Министерства транспорта Великобритании, в то время как более 1 миллиона фунтов стерлингов уже вложены в проект Университетом Бирмингема и Портербрука.



Германия



Coradia iLint на водороде

Германия уже с 2018 года испытывает французский поезд Alstom Coradia iLint. Пилотный проект стартовал в сентябре 2018 года в земле Нижняя Саксония в Германии. Здесь поезда, работающие на водороде, ежедневно курсируют на участке протяженностью 123 километра между Куксхафеном, Бремерхафеном и Букстехуде за пределами Гамбурга по той же линии, что и дизельные поезда.

На крыше Coradia iLint установлены баллоны с водородом и топливные элементы. В топливном элементе водород взаимодействует с кислородом, в результате чего вырабатывается электрическая энергия. Выхлоп такой системы - водяной пар. Поезд движется практически бесшумно, а максимальная скорость Coradia iLint - 140 км/ч. Дальность поездки на одной заправке - от 800 до 1000 километров, а сама заправка длится около 15 минут.

После 180 000 километров испытаний германские инженеры делают вывод, что рынок готов для водородных поездов. Испытания показывают, что технология топливных элементов надежна в повседневных пассажирских перевозках.

В результате этого сейчас планируется вторая фаза проекта, и с 2022 года 14 дизельных поездов будут заменены водородными.

Нидерланды



Alstom Coradia iLint в Нидерландах

Тот же Alstom Coradia iLint испытывается в Нидерландах  на 65-километровой линии между Гронингеном и Леуварденом на севере Нидерландов.

Водородный поезд прошел всесторонние испытания оператором Arriva в провинции Гронинген, менеджером инфраструктуры голландских железных дорог ProRail и энергетической компанией Engie. Голландцы сочли поведение поезда комфортным, плавным и легким в управлении. Заправка водородом прошла , безопасно и быстрее, чем ожидалось. Кроме того, поезд значительно тише, чем нынешние дизельные поезда. Это было подтверждено в ходе испытаний и является значительным преимуществом для пассажиров и жителей домов, прилегающих к железной дороге.

В отчете делается вывод, что все цели были достигнуты и что водородный поезд является вполне жизнеспособной альтернативой дизельному оборудованию.

Австрия



Австрийцы, в свою очередь, тоже начали тестировать водородный поезд Alstom. Водородный поезд в Вене первоначально будет проходить испытания с сентября по ноябрь на обыкновенной линии пассажирского транспорта в Вене.

Италия

Италия начнёт тестирование водородных поездов в начале 2021. Поезда будут также поставлятся Alstom, как и в Австрии, Германии и Нидерландах, а Snam ответственна за инфраструктуру заправки.

Франция



Единственный серийный водородный поезд - французский (Alstom Coradia iLint). Видимо, поэтому, Франция тоже решила заказать водородные поезда. Французский ж/д оператор SNCF, однако, будет использовать другую модель для своих региональных линий. Поезд, производимый Alstom, начнёт тестироваться в 2022 году.

Норвегия

Норвегия, однако, не считает водород перспективным видом топлива.

Причина этого в том, что Норвежское железнодорожное управление ранее в этом году представило отчет, в котором они сравнили эксплуатационные расходы в случае с биодизелем, водородом, биогазом, частичную электрификацию с аккумуляторами, полностью электрическую работу с аккумуляторами и другими вариантами. В отчете водород оказался решением с самыми высокими эксплуатационными расходами на километр проезда как для пассажирских, так и для грузовых поездов.

На сегодняшний норвежцы больше заинтересованы в «электропоездах» (то есть поездах на батареях).

Россия

В России группа «Трансмашхолдинг» (ТМХ) вместе с Росатомом планируют выпускать в  России поезда на водородном топливе. РЖД рассматривают остров Сахалин  как пилотный полигон для их запуска. Детали проекта пока что неизвестны.

С другой стороны, в России тестируются другие виды транспорта на водородном топливе. В этом российском документальном фильме рассказывается о перспективных водородных топливных элементах и их применении в самолётах и трамваях.

image Click to view



-----------------------------------------------------------------

Ещё мои посты про экологически чистый транспорт:

Мой опыт поездки на электромобиле Ниссан Лиф по Норвегии:

Часть 1. Осло - Мои по побережью

Часть 2. Мои - Осло через горы

Электромобили, «Курс молодого бойца»:

Ёмкость батареи и дальность хода

Зарядка

Электромобили против ДВС.

Мои избранные записи про электрокары:

Европа всё же выкрутила руки автопроизводителям (о продажах «электричек» в Европе)

Этот ужасный электробус! (электробус, часть вторая)

Электробусы, опыт Осло (электробус, часть первая)

Хватит ли электромобилям электричества? (что будет, если электрифицировать весь парк автомобилей)

Взрывающаяся Тесла (про пожароопасность электромобилей)

Что делать со старыми батареями электрокаров? (про переработку батарей)

Электромобили более экологичные? (жизненный цикл автомобилей)

Любимая и ненавистная Тесла (Плюсы и минусы Теслы)

Секрет успеха электрокаров (Почему электрокары так популярны в Норвегии)

#водороднаяэнергетика, Железнодорожный транспорт, Россия, #водородноетопливо, Норвегия, Водородное топливо, Транспорт

Previous post Next post
Up