Это третья часть моего «Курса молодого бойца». Здесь я перечислил 5 преимуществ автомобилей и электромобилей, из моего личного опыта, и из того что я читал на форумах и просторах интернета.
Часть первая находится здесь (ёмкость батареи и дальность хода).
Часть вторая здесь (зарядка). Зарядная станция и бензоколонка в одном месте
Начнём с преимуществ автомобилей с ДВС:
1. Инфраструктура. У вас тысячи бензоколонок на каждом углу в разных странах, в то время как зарядные станции за пределами Норвегии не так-то просто найти.
2. Скорость заправки. Автомобиль с ДВС заправляется за 5 мин, в то время как электромобилю нужно для того же 30-50 мин. Хотя если вы заряжаетесь дома, это не такая большая проблема.
3. Дальность хода. У обычной машины с ДВС дальность хода 600-900 км на одной заправке. Электромобили проедут 200-600 км.
4. «Электрички» дороже. Электромобили всё ещё стоят примерно в 1,5-2 раза дороже, при прочих равных условиях. Это, конечно, один из самых больших недостатков.
5. Отработанная технология. Машины с ДВС массово выпускаются более ста лет, у производителей накопилось очень много опыта.
Я что-то забыл? Пишите в комментариях.
Преимущества электромобилей:
1. Электромобили тише и не воняют. Одно из самых главных преимуществ электромобилей заключается в том, их практически не слышно на низких скоростях и они не за загрязняют воздух в городах.
2. Эффективность. КПД электромобилей в разы выше, чем у машин с ДВС, даже когда вы на это смотрите как на полный цикл, от добычи нефти и производства электроэнергии и до колёс автомобиля:
https://www.greenbiz.com/article/designing-tesla-building Из графика видно, что эффективность «электричек» 74% , тогда как у ДВС, 87% энергии теряется по дороге.
3. Динамические качества на низких и средних скоростях у электромобилей зн3ачительно лучше чем у автомобилей с ДВС. К динамическим качествам я отношу динамику разгона и отклик двигателя. Крутящий момент у средних электромобилей находится на уровне 300-670 Н·м и начинается на нуле:
Мощности и крутящий момент Тесла Model S
А вот, например, крутящий момент для Jaguar I-Pace (на каждый мотор):
тогда как у какого-нибудь нибудь ДВС график выглядит примерно вот так:
Типичный график мощности и крутящего момента для ДВС
Вам надо здорово раскрутить ДВС, чтобы выйти на максимальную мощность и крутящий момент. Всё это приводит к тому, что у электромобилей максимальная тяга находится именно там, где нужно простому водителю: на низких оборотах. Потому что на наших дорогах очень быстро не разрешено ездить, но разрешено быстро разгоняться :-)))
«Электрички» тоже гораздо быстрей реагируют на нажатие педали газа: нет коробки передач (пока по-крайней мере), и вся система значительно проще.
Машины с ДВС, однако, могут развить более высокую скорость и у них выше мощность на высоких оборотах.
4. Электромобили проще. Электромотор проще по конструкции, чем ДВС. Там не надо менять масло, и вообще сервис проще и дешевле. Годовой контроль для «электрички» дешевле, чем для ДВСа (по крайней мере в Норвегии). Некоторые утверждают, что в электромобилях больше электроники. Это если вы его сравните с автомобилем 80-х годов. В современных машинах с ДВС тоже достаточно электронных систем.
5. Электричество дешевле (по крайней мере в Норвегии). Один кВт·ч стоит в Норвегии порядка 1 кроны (если заряжаться дома) или 3 кроны (при зарядке на улице или на работе). Быстрые зарядные станции стоят дороже, порядка 4-5 кр за кВт·ч (у Теслы - 1,7 за кВт·ч), в зависимости от мощности, но вы их очень редко используете. Ассоциация электромобилистов Норвегии подсчитала, сколько стоит кВт·ч на быстрой зарядной станции в Норвегии:
Стоимость в кронах против средней мощности зарядки,
https://elbil.no/dette-koster-hurtiglading/ Чем быстрей вы заряжаетесь, тем дешевле стоимость.
То есть, при среднем потреблении 2о кВт·ч на сотню, стоимость «сотни» будет всего лишь 20 крон, если вы всегда дома заряжаетесь, или чуть побольше, если вы иногда используете зарядные станции. Стоимость 100 км для автомобиля с ДВС, который, скажем, потребляет 5 литров на сотню - 17 кр за литр * 5 = 85 крон. Вчетверо больше.
Можно найти ещё много небольших преимуществ у каждого из типов, но самые важные, я думаю, я описал. Но если вы считаете, что это не так - напишите мне в комментариях.
---------------------------------
Ещё мои статьи об электрокарах:
Моя поездка на электромобиле по Норвегии:
Часть 1. Осло - Мои по побережью Часть 2. Мои - Осло через горы и ещё про электрокары в Норвегии:
Этот ужасный электробус! (электробус, часть вторая)
Электробусы, опыт Осло (электробус, часть первая)
Взрывающаяся Тесла (про пожароопасность электромобилей)
Что делать со старыми батареями электрокаров? (про переработку батарей)
Электромобили более экологичные? (жизненный цикл автомобилей)
Как Европа заставляет автопроизводителей переходить на электричество Любимая и ненавистная Тесла (Плюсы и минусы Теслы)
Секрет успеха электрокаров (Почему электрокары так популярны в Норвегии)