Итак, начнем-с. Марторана (обиходное название), она же Санта-Мария-дель-Аммиральо (название историческое), она же Сан-Никола-дель-Гречи (официальное наименование прихода) - одна из самых красивых, на мой взгляд, церквей Сицилии и, после бесподобного собора Монреале, разумеется, любимейшее мое место в Палермо. Целых два года она была закрыта на реставрацию, да на такую тщательную, что даже фасада было не видать, и вот наконец-то церковь вновь открыли для посещения. Реставраторы, нужно отметить, потрудились на славу: 1) очень качественно отчищен фасад (то, что было грязно-рыжим, стало благородной охрой, а цвет "мокрого асфальта" оказался на поверку благородным серебром), 2) заново подсвечены мозаики и фрески (это будет видно по фотографиям, практически не пользовался фотошопом). Есть, правда, и ложка дегтя: теперь за вход нужно платить - аж 2 евро. При этом сохранился возмутительный обеденный перерыв с 13-00 до 15-30, причем не факт, что после обеда можно будет войти вовнутрь (очень часто здесь проходят брачные церемонии). Поэтому рекомендую так ужимать свое личное расписание, чтобы попадать сюда с утра. Ну и для братьев по оружию: в воскресенья в 10-00 здесь совершается византийская литургия.
Для неподготовленного человека Марторана представляет собой сложнейшую комбинацию различных веков, архитектурных стилей и художественных школ. Если хотите глубоко погрузиться в проблему, то на месте продается дороговатый, но качественный путеводитель автора Rodo Santoro; если желаете легкого погружения, то в Википедии есть статья, написанная Вашим покорным слугой в соавторстве с большим любителем-искусствоведом из Ярославля. Ну а здесь я постараюсь рассказать по-простому и с картинками)))
Первый этап. Греческая церковь.
Греческая церковь в честь Богородицы была построена в Палермо на средства Георгия Антиохийского, адмирала при первом сицилийском короле Рожере II. И об адмирале, и о короле можно рассказывать много и долго. Для нас же важно, что Георгий был христианином византийского обряда, родом из Антиохии Сирийской, прекрасно знавшим и православную, и арабскую культурные традиции, большим флотоводцем и доверенным лицом своего монарха. Ну а Рожер II, хоть и был латинянином по вере и воспитанию, уважал и ценил своих как греческих, так и арабских подданных. Об основании церкви свидетельствует грамота Георгия от 1143 года, умер адмирал между 1151 и 1152 годами, так что временной промежуток, в который была построена и украшена Санта-Мария-дель-Аммиральо, определяется 1143 - 1151(1152) годы.
Построенная Георгием Антиохийским церковь представляла собой в плане греческий (равновеликий) крест, вписанный в квадрат, с куполом над средокрестием, тремя апсидами и нартексом (притвором). Перед входом в церковь находился окруженный с трех сторон портиками двор. Не позднее конца XII века к двору была пристроена кампанила. Византийские мозаики, ради которых мы сюда и идем, были выполнены, скорее всего, при жизни основателя и, опять-таки скорее всего, приглашенными из КПоля мастерами. Мозаики украшают стены и своды всех четырех рукавов креста, две боковые апсиды и купол. Мозаика главной апсиды была впоследствии утрачена вместе с самой апсидой. Были ли мозаики в нартексе (тоже утраченном) - вопрос дискуссионный из разряда "вилами по воде".
Богослужение в Санта-Мария-дель-Аммиральо совершалось по византийскому обряду и на греческом языке. Двор церкви служил местом, где работали палермитанские нотариусы. В 1282 году, после Сицилийской вечерни, именно здесь заседало собрание сословий (парламент), постановившее призвать на трон Педро III Арагонского.
Второй этап. Монастырская церковь бенедиктинского монастыря.
Рядом с церковью с 1194 года существовал женский бенедиктинский монастырь, обычно называемый по фамилии основателей Мартораной. В 1431 году арагонский король (а по совместительству еще и король Сицилии, Сардинии, Валенсии, Майорки, граф Барселоны, а в недалеком будущем еще и король Неаполя) Альфонс V Великодушный (он нам уже
попадался. Мы даже место его первоначального погребения
видали) передал церковь женскому монастырю. То ли греческая община Палермо к этому моменту так захирела, то ли спорить с далеким монархом было себе дороже, но отныне Санта-Мария-дель-Аммиральо стала церковью монастырской, и служить здесь стали по римскому обряду. С этого времени церковь все чаще называют по имени монастыря - Мартораной.
Для богатого и престижного монастыря церковь оказалась маловатой, да и обрядовые особенности требовали приближения церкви к традиционному базиликальному плану. Важнейшие этапы перестройки:
1) В 1588 году нартекс и двор были снсены, а на их месте возникла двухэтажная пристройка. Второй этаж ее заняли монашеские хоры (мы такие видели неоднократно и даже захаживали вовнутрь, например в
Ното), а первый этаж визуально "удлинил" церковь и дал возможность обустроить боковые капеллы.
2) В конце XVII века (точный год пока мне неизвестен) южную сторону этой пристройки закрыли модным барочным фасадом (архитектор Андреа Палма).
3) В 1683-1686 годах была безвовзвратно уничтожена главная апсида (а ведь там была византийская мозаика! варвары) , а на ее месте была построена новая - достойный образец полихромного барокко, прекрасно смотревшийся бы в какой-нибудь Джезу или Санта-Катерине, но в Марторане такой неуместный.
4) В 1717 году пространство бывшего нартекса и хоры были расписаны большим барочным мастером второго плана Виллемом (или Гульельмо) Борремансом, уроженцем Фландрии.
5) В 1744 году Оливио Соцци, тоже живописец из эпохи барокко, но уже наш, сицилийский, расписал вестибюль под хорами.
Третий этап. Назад в Византию - собор епархии Пьяна-дельи-Альбанези.
В 1866 году правительство объединенной Италии закрыло большинство мелких и средних монастырей ("в живых" остались либо очень крупные, либо действительно религиозно значимые обители). Марторана не стала исключением. В 1870-1873 годах ее впервые серьезно реставрировали под руководством Джузеппе Патриколо, которому мы обязаны освобождением многих арабо-норманнских храмов от позднейшей барочной мишуры. Конкретно в Марторане все барокко удалить не получилось, иначе пришлось бы пол-здания снести. Так что нам предстоит увидеть диковинный калейдоскоп, в котором строгие византийские святые косятся на жеманничающих западных святых, а невзрачный византийский престол размещен перед роскошным латинским.
В 1935 году Марторана была передана албанской общине Палермо, и с этого момента здесь вновь возобновилось богослужение по византийскому обряду. До этого общине принадлежала церковь Сан-Никола-дель-Гречи, так что это прежнее название прихода официально "перешло" на Марторану. А в 1937 году Марторана стала вторым кафедральным собором новообразованной епархии Пьяна-дель-Гречи (с 1941 года переименована в Пьяна-дельи-Альбанези) - католической епархии византийского обряда. Об албанцах на Сицилии, непростой истории их битвы за родной обряд нужно когда-нибудь написать, но сейчас эта тема нас слишком далеко уведет. Пока же отметим, что с 1937 года после пятисотлетнего перерыва в Марторане вновь совершается византийская литургия, а костяк прихода составляют этнические албанцы, переселившиеся из своих горных селений в столицу острова. А где-то ю-тьюбе был даже кино, в котором здесь служил наш бессмертный композитор и, похоже, будущий патриарх Иларион.
На этом ликбез заканчиваем. Чтобы стало еще яснее, даю сооруженную мною некогда для Вики схему Мартораны с указанием, что когда построено:
Схема ориентирована так, как правила географии учат: север - наверху. На практике же мы видим только верхнюю, северную сторону, выходящую на пьяцца Беллини, и западную сторону с кампанилой, через которую сейчас организован вход. Удобнее всего любоваться Мартораной с паперти Санта-Катерины, находящейся напротив барочной церкви (мы там
бывали).
Невзрачное здание слева , накрытое невзрачным же куполом, - это и есть Марторана XII века, времен Георгия Антиохийского. Такими строгими зданиями, оживленными лишь ложными арками и странными красными куполами, были (а некоторые и остаются) многие церкви норманнского периода (нужно вспомнить о
Сан-Джованни-дельи-Эремити). Увы, ближе к этой арабо-норманнской части не подойти, и поэтому придется вам поверить мне (и моему путеводителю) на слово: по карнизу идет греческая надпись все того же XII века. Часть букв утеряна, причем кое-где (в уничтоженной апсиде, например) вместе со стеной, но надпись эту реконструируют так: "Тебе, о Владычице, Богородице и Святая Дево, я, Георгий, раб Твой, благоговейно посвящаю сей храм как недостойный дар за множество милостей, которыми Ты облагодетельствовала меня"
По центру - роскошный барочный фасад конца XVII века. Честно сказать, роскошным он стал лишь после реставрации. А вот лет пять назад он представлял собой убогое зрелище:
(стало)
(было)
Ну и, наконец, кампанила, ставшая образцом для ряда последующих сицилийских башенок и колоколен (достаточно вспомнить четыре боковые башенки палермского собора; впрочем, я вам еще их покажу в свое время). Ее нужно оценить, как целиком:
так и по частям:
- два нижних этажа
-два верхних этажа
Видите, как все непросто! Все четыре этажа - разные, при этом умело создается имитация утонченности, взлета кампанилы ввысь. Внизу видим большие массивные арки, а с каждым новым этажом окошки становятся все миниатюрнее, а декоративные колонки - все тоньше. Про окна-бифоры (то есть двойные, разделенные колонкой) уже писАть не буду, уж все знают, что это - одна из характерных черт арабо-норманнского стиля. И, наконец, восьмиконечные звезды "проявились" лишь при последней реставрации, раньше они как-то в глаза не бросались.
Вот такая она странная, наша Марторана. Три совершенно различных части одного и того же фасада, скрывающие за собой (пока поверьте на слово) совершенно различные интерьеры, соединенные воедино по прихоти различных владельцев и моде различных веков. Но об интерьере - в следующий раз.