Санта-Катерина

Jul 18, 2012 11:30

На короткое время мы выходим из запутанных улочек старого Палермо на площадь Беллини, чтобы посмотреть еще одну барочную церковь св. Екатерины Александрийской - Санта-Катерина. Площадь Беллини - очень важное место Палермо, потому что здесь, просто поворачиваясь на одном месте, можно увидеть три интересные церкви - арабо-норманнскую Сан-Катальдо, византийскую и барочную Марторана  и просто барочную Санта-Катерину. А еще поблизости находится еще одна барочная церковь Сан-Джузеппе-деи-Театини (ее я Вам показывать не буду, потому что там был ремонт). А если отсюда нырнуть в нужную улицу, то можно и до иезуитской церкви Каза Професса (а можно и не дойти: квартал Альбергерия - это еще хуже Кальсы в смысле лабиринтов и тупиков).

Сразу признаюсь, что против Санта-Катерины я давно имел зуб. В первый мой приезд  (тогда это была организованная экскурсия, после чего от подобных увеселений я отказался навсегда) нас так долго везли из Монреале в Палермо, что мы опоздали к 13-00 и не попали в Марторану, куда я стремился всей душой. Вместо бесплатной Мартораны нам предложили зайти в платную Санта-Катерину. Мало того, что подобная замена не входила в мои планы, так еще за вход в церковь с меня требовали денег! Я туда принципиально не пошел и в последующие заезды в Палермо обходил Санта-Катерину стороной. Но время лечит старые раны, да и "солнце да не зайдет во гневе вашем", так что в итоге я туда все же зашел. Поскольку у моих читателей зуба в принципе быть не должно, то Вы можете смотреть без всякого предубеждения.


Фасад Санта-Катерины ничего не обещает: обычное барокко, каких по Италии разбросаны тысячи (уже два года фасад стоит в лесах, поэтому фотография не моя, а из Вики):


Церковь принадлежит женскому доминиканскому монастырю, основанному в 1310 году. Первоначально монастырь предназначался для раскаявших проституток, но с течением времени приоритеты поменялись, и сюда стали принимать исключительно знатных особ (такие же насельницы обитали в соседней Марторане). Много можно иронизировать на тему нахождения десяти отличий между бедными девушками, продававшими свое тело из-за беспросветной нужды, и знатными барышнями, занимавшимися тем же самым из интереса. но не будем углубляться...Шли века, монастырь расширялся, и старой церкви монахиням уже не хватало. В результате настоятельница Мария дель Каррето, происходившая из семьи графов Ракальмуто, инициировала строительство нового, более вместительного, храма. Точных дат не сохранилось, известно лишь, что церковь была освящена 24 ноября, в день памяти титульной святой, а произошло это событие между 1566 и 1596 годами - период настоятельства Марии. Основные росписи церкви были выполнены в XVIII веке. В результате Санта-Катерина заключает в себе элементы как барокко, так и рококо. Нынешний статус церкви мне не совсем понятен, источники глухо говорят о том, что монастырь жив, и в нем обитают несколько монахинь-затворниц. В обычное время в Санта-Катерину можно попасть, заплатив единовременно 2,5 евро либо 7 евро (и за это получить доступ еще и в две церкви: Ганча и Каза Професса).
2020: Монастырь жив, и в него теперь пускают. См. последующие посты

Храм буквально ослепляет своим многоцветными инкрустациями. Доселе мы с вами видели только целомудренное "белое" барокко. Здесь же черные, золотые, красные, голубые фрагменты слагаются в удивительные узоры,  поверх этих узоров порхают белоснежные путти, а все это великолепие поддерживают витые колонны. Возможно, стоило снимать крупные планы, но я не сообразил. Поэтому будут в основном общие виды.



Наверху уже знакомые читателям монашеские хоры (мы такие видали в Санта-Кьяра (в Ното) и в Сан-Грегорио-Армено (в Неаполе)). Обратите внимание на витые колонны их красного мрамора, поддерживающие хоры.



Еще один элемент, напоминающий о скрытом от наших глаз женском монастыре, - зарешеченное окошко в пресвитерии, через которое пресвитер преподавал Тело Христово затворницам:



Если у Вас еще не болят глаза от многоцветия, то еще можно главный алтарь поглядеть (за ним, кстати, похоронена основательница храма Мария дель Каррето):



В правом трансепте еще один алтарь со статуей святой Екатерины:



Левый трансепт, также с хорами:



Еще путеводитель очень рекомендует внимательно осматривать нижние части пилонов, там великолепные инкустации. В основном там гербы семей, из которых происходили настоятельницы, и эпизоды из жития святой Екатерины:










Но есть и три легко угадываемых сюжета:



Узнали? Купальня, ангел с указкой и лежащий человек. Это - исцеление расслабленного из Ин.5
Далее очевидное жертвоприношение Авраама:



Ну а вот это - угадайте сами. Легко, как мне кажется, только вот накрашенные силиконовые губы могут сбить с толку:



Ну а в заключение задерем голову и посмотрим живописные плафоны. Либо их плохо отреставрировали, либо  в церкви течет кровля; но все равно вполне очевидные образцы барочной живописи.
Триумф святой Екатерины: Отец и Сын принимают ее в раю:



Тоже какая-то райская сценка:



Первая фреска принадлежит Филиппо Рандаццо (1744), вторая - Антонио и Паоло Филокомо (1728); оба-три - широко известные (в узких сицилийских кругах) живописцы.

Понравилось? Что лучше - "белое" или "полихромное" барокко? Впрочем, чтобы Вы не ответили, веревочка ведет нас к еще одной многоцветной барочной церкви Дель-Джезу.

Сицилия, Палермо

Previous post Next post
Up