Над прекрасной Феррарой горделиво возвышается замок ее прежних властителей Эсте. Нет, не так, слишком помпезно.
Нет в Ферраре ничего прекраснее замка Эсте...Лучше, но что-то от Гоголя проникло в текст, не так ли?
Даже если вы заедете в Феррару в то время, когда будут закрыты все потайные монастыри (всякое бывает, надо изучать расписания заранее), все церкви будут тоже закрыты (чтобы они не обрушились вам на голову, ничего не поделаешь - землетрясение постаралось), и даже палаццо Скифанойя тоже будет закрыто на реставрацию (как в мое случае, о горе мне!), вы все равно не лишитесь положенной вам свыше доли земных радостей. Потому что в центре Феррары можно увидеть местное чудо из чудес - средневековую крепость и ренессансный дворец в одном флаконе - Кастелло Эстенсе. Первый раз я сюда и ехал собственно ради замка, а обо всем остальном узнавал на месте...Так что теперь я с полным правом перехожу к рассказу о Кастелло Эстенсе. Ну вроде бы все, со вступлением закончил, можно начинать...
Примерно таким вы увидите замок с юга, если будете входить в город рекомендованным маршрутом: по виа Гарибальди.
Замок начали строить при маркизе Никколо II в 1385 году. В те незапамятные годы правитель с семьей преспокойно размещался в нынешнем Палаццо Коммунале, но очередное восстание горожан показало, что на народную любовь можно рассчитывать не всегда. Неподалеку от дворца стояла одинокая башня, бывшая частью городских стен (тогда северная граница города проходила по нынешним виале Кавур и корсо Джовекка). Рядом с уже существующей башней были воздвигнуты еще три, и их соединили стенами. В образовавшейся "крепости внутри крепости" могли теперь пережидать народные волнения феррарские маркизы.
Окончательно семья Эсте (тогда уже герцогов) переехала в Кастелло при Эрколе I (
http://sibeaster.livejournal.com/82093.html), которого в самом начале царствования чуть было не сверг племянник. Последующие герцоги все более и более увеличивали свою резиденцию, которая, кроме исполнения оборонительных функций, теперь была центром роскошного двора. Своим нынешним видом Кастелло обязан герцогу Эрколе II (
http://sibeaster.livejournal.com/82706.html), а точнее его архитектору Джироламо да Карпи (кто сказал Капри? понимать разницу надо!)
К сожалению, выдать вам весь громадный замок в одной картинке не могу. Для этого нужна была бы какая-нибудь смотровая площадка поблизости, а таковой нет. Единственная смотровая точка Феррары находится на вершине одной из замковых башен (точнее находилась; башню Торре де Леони поряжком повредило землетрясение), а с нее сам замок не зафиксировать. Поэтому по частям:
Это вид с севера - с виале Кавур.
С северо-запада, то есть с той же виале Кавур.
С юго-востока, примерно от собора (
http://sibeaster.livejournal.com/81621.html)
С юга.
Я, конечно, тщательно подбирал для вас фотографии, чтобы раньше времени не выдать еще одно чудо. Дело в том, что замок, как в старые добрые времена, стоит, окруженный рвом с водой. Летом во рву бьют фонтаны, так что иллюзия среденвековья несколько рассеивается. Зато зимой никаких фонтанов не было. Летние и зимние фотографии вы-то сможете различить?
На рву (или рве, как правильно?) чудеса не заканчиваются. В замок можно попасть по одному из двух подъемных мостов. Судя по всему, они в рабочем состоянии, потмоу что табличка на входе гласит, что сквозной проход через замок осуществляется только в определенные часы. А ночью, похоже, мосты поднимают, а решетки опускают. К сожалению, снять мосты у меня как-то не получилось. Там вечно застревают некие женщины, считающие себя писаными красавицами и на этом основании подолгу кривляющиеся перед фотоаппаратом.
По одному из мостов попадаешь во внутренний двор, куда выходят двери разных муниципальных учреждений. Но бОльшую часть зАмка, на наше счастье, занимает все-таки музей, куда я вас и поведу.
Отцы города очень ответственно отнеслись к своей визитной карточке - Кастелло. Комнаты и галереи, от подлинного убранства которых ничего не сохранилось, заставлены стендами с разными познавательными историями, биографиями разных Эсте, повествовниями об "их" художниках, поэтах, возлюбленных. По этой причине на музей надо отвести хотя бы пару часов, чтобы спокойно впитать в себя всю эту информацию. А ведь есть и подлинные интерьеры, где застреваешь надолго!
Поскольку я уже вас замучал картинками, все фрески мы с вами оставим на потом, а пока спустимся в подземелья замка. Вот сюда:
Внизу открыты несколько камер, побывав в которых немного переосмысливаешь свою готовность сражаться с преступным режимом до конца. Конец-то может прийти не режиму, а тебе. И тогда тебе предстоит скорбная дорога в такие вот чертоги:
Чтобы войти сюда, нужно согнуться (я ростом 1,76, мне пришлось не только склонять голову, но и сгруппироваться в плечах). Внутри камера выглядит так:
Легенда утверждает, что в этой камере провела дни перед казнью Паризина, неверная жена Никколо III (
http://sibeaster.livejournal.com/82093.html). Ее пасынок и (одновременно) любовник Уго сидел здесь:
Вы думаете, что тоску им скрашивал вид из окна? Не думаю:
В общем, если и считать Уго с Паризиной виновными в прелюбодеянии, то нужно признать, что их искупление было ужасным. Быть низринутыми из дворца сюда - в подземелье, находящееся вровень со рвом, несомненно сырое и холодное - это ужасно. Впрочем, им относительно повезло: их казнили.
А вот красавчик Джулио (его трагическую историю я рассказывал здесь:
http://sibeaster.livejournal.com/82200.html) просидел в схожей камере (ее тоже показывают, но она еще мрачнее, и фотографии там не получились) 53 (ПЯТЬДЕСЯТ ТРИ) года.
Но довольно о грустном. Из подземелья нужно выбираться по той же лестнице, по которой сдуру сюда спустился, затем путь идет по рампе, предназначенной для перемещения пушек:
Дальше показывают кухню, а затем нужно подняться еще выше, где уже начинаются покои феррарских герцогов. Их мы будем смотреть в следующий раз.