Династия Эсте - начало

Jan 23, 2013 17:52

Подумал я о том, что без краткого погружения в дивный мир феррарских Эсте экскурсия в монастырь Корпус Домини, где все они похоронены, будет неинтересной. Да и по бродить по их замку, не зная разницы между Альфонсо I-ым и II-ым , будет почти кощунственно. Поэтому настоящий пост будет кратким каталогом доступной информации про семью Эсте с конца XIV до конца XVI века. Если кому-то истории дивных адюльтеров, преступных братоубийств и мелодраматических отмщений неинтересны, то смело пропускайте все нижеизложенное.

Интересно, а  остался ли кто-нибудь читать после этого предупреждения?

Вообще-то род Эсте вышел на подмостки мировой истории гораздо раньше XIV века. Итальянские Эсте - это ветвь знаменитой семьи Вельфов (помните гвельфов и гибеллинов?). Ганноверская династия английских королей (Георги с I по IV и королева Виктория) - это очень дальние родичи феррарских Эсте. Наш несчастный император Иоанн Антонович, свергнутый в возрасте одного года и проведший всю жизнь в заключении, был по отцу Брауншвейгом и, следовательно, тоже Вельфом. Такие вот неожиданные связи у Феррары с Российской и Британской империями...

Но так далеко копать мы не будем и начнем наше погружение с Альберто (1347-1393), маркиза Феррары с 1388 года. В 1390 году Альберто совершил паломничество в Рим на внеочередной юбилейный год. Никакого юбилея в сущности не было: папа Бонифаций IX, вынужденный вести борьбу со своим авиньонским антиподом, срочно нуждался в деньгах и придумал юбилей, дабы привлечь в Рим побольше пилигримов и обобрать их. Альберто съездил не зря: он получил от папы согласие на основание в Ферраре университета и на передачу владений по наследству своему незаконному сыну Никколо, каковыми согласиями Альберто и воспользовался в 1391 и 1393 годах соответственно. Помните, я вам сознался, что утаил от читателей одну детальку фасада собора? Этой деталькой была статуя Альберто в пилигримских одеяниях:


Наследовал ему незаконный сын Никколо III (1383-1441), маркиз с 1393 г. Он был известным кондотьером, воевал за и против различных соседей, потерял Парму, передал Венеции фамильные владения у города Эсте. Но известен Никколо не столько своими подвигами на поле брани, сколько подвигами на атласных простынях. Он был женат трижды, к тому же у него было множество подруг, и от этих последних он родил 11 внебрачных детей. Казалось бы, человек со столь широкими взглядами на 7ую заповедь должен был терпимо относиться и к другим людям, обладающим столь же широкими взглядами. Но нет! В 1425 году Никколо узнал, что его вторая супруга Паризина Малатеста, с которой он прожил вбраке уже 7 лет и прижил троих детей, и его старший внебрачный сын Уго - любовники (ужас-ужас!). Виновные были арестованы, осуждены и казнены, причем по слухам казнь осуществил лично обманутый муж и отец. Мы с вами еще посетим камеру, где, по преданиям, провели свои последние ужасные дни Уго и Паризина. А трагедию эту увековечили в стихах Байрон и д'Аннунцио, а в музыке - Доницетти и Масканьи. Портретов Уго и Паризины я не нашел, а вот Никколо III увековечен на фасаде Палаццо Муничипале (раньше это был дворец ферраских маркизов):



Наследовал любвеобильному Никколо III его внебрачный сын Леонелло (родной брат казненного Уго), хотя у него был и рожденный в законном (третьем) браке сын - Эрколе (он у нас тоже появится в рассказе). Леонелло (1407-1450), маркиз с 1441 года, - это первый Эсте-меценат.  При его дворе работали Пизанелло, Мантенья, Пьеро делла Франческа. Лицо Лионелло можно увидеть на шести медалях, выполненных Пизанелло, (см .здесь: http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Lionello_d%27Este_medals_by_Pisanello), а также на портрете работы того же Пизанелло:


Лионелло был женат на Маргарите Гонзага, и у него был законный сын по имени Никколо, но по непонятным мне причинам престол Феррары унаследовал не сын, а брат Леонелло, по имени Борсо. О судьбе Никколо, сына Леонелло, еще придется пролить слезу.

А вот о Борсо (1413-1471), маркизе с 1450г,  плакать совсем не нужно. За свое долгое правление он принимал участие в местечковых войнах, в основном в союзе с Венецией, против миланских Сфорца и флорентийских Медичи. Император Фридрих III пожаловал Борсо титул герцога Модены и Реджо. Тут нужно заметить, что Модена и Реджо были номинально фьефами империи, а Феррара - также номинально вассалом папы. На практике это двойное подчинение не приносило в тот момент никаких неудобств, но в конце XVI века этот средневеков ый пережиток сыграет роковую роль... Пока же Борсо наслаждался титулом герцога Модены и маркиза Феррары. В конце жизни Борсо сумел заполучить от папы и титул герцога Феррары, правда, это была просто личная любезность понтифика, не подлежащая передаче по наследству, но преемники Борсо предпочли пользоваться и этим, вторым, герцогским титулом.

Про политику Борсо мало кто помнит, и славен он не ею, а своей ролью в Ренессансе. Феррарские художники по заказу своего маркиза расписали знаменитое палаццо Скифанойя (это то, ради чего я повторно приехал в Феррау, как вы помните, а музей оказался закрыт на долгую реставрацию, разрази его гром). Про росписи в Скифанойя можно подробно почитать у Муратова, а схематично выглядят они так: зал Месяцев разбит на 12 частей по числу месяцев. Каждая часть состоит из нескольких регистров: в самом верху изображен триумф божества, покровительствующего соответствующему знаку зодиака; ниже сам знак зодиака в окружении трех деканов; а еще ниже Борсо в окружении своего двора наслаждается жизнью, в то время как на на заднем плане крестьяне трудятся на полях. Фрески сильно повреждены, да я их и не видел, так что распространяться подробно не вижу смысла; важно, что Борсо там изображен многократно. Самые лучшие фрески зала Месяцев (восточная стена) выполнены местным гением Франческо дель Косса, а потом мастер поссорился с Борсо на денежной почве (маркиз решил сэкономить) и уехал из Феррары. Работу завершали другие мастера, причем ученые так и не смогли согласиться друг с другом в атрибуции прочих фресок. Чаще всего называют Козимо Тура и Эрколе де Роберти. Все фрески удачно залиты в Вики: http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Frescos_in_Palazzo_Schifanoia_%28Ferrara%29, так что о них ни слова больше. А вот портрет Борсо, находящийся в миланском Кастелло Сфорцеско, таков:


А в Ферраре на фасаде Палаццо Муничипале можно видеть Борсо, восседающего на троне:



После смерти Борсо в 1471 году на трон Феррары взошел Эрколе I (1431-1506), сын Никколо III от третьей жены. Значительную часть своей жизни (1445-1460) Эрколе провел при неаполитанском королевском дворе (там правили в это время Альфонс Великодушный и Ферранте, с которыми мы уже сталкивались в Неаполе: http://sibeaster.livejournal.com/51975.html и http://sibeaster.livejournal.com/52292.html), а, уже заняв трон, взял себе оттуда и жену - Элеонору Арагонскую (1450-1493).

В начале своего царствования Эрколе чуть было не лишился власти, когда в 1476 году герцогский дворец (тогда это был еще старый дворец - нынешний палаццо Муничипале) попытался захватить Никколо, сын Леонелло. Мятеж был подавлен, Никколо был обезглавлен, но осадочек остался...Именно после этих событий герцогская семья стала ускоренно строить Кастелло Эстенсе - настоящий замок посреди города, с рвом и подъемными мостами.

В 1482 году Эрколе I, чувствуя за спиной поддержку неаполитанского тестя, затеял войну с Венецией, которая вошла в историю под названием Феррарской или Соляной (одним из предметов спора были соляные копи в дельте По). Эрколе сначал оказался в кольце врагов, потому что сторону Венеции принял папа Сикст IV (тот самый, который построил Сикстинскую капеллу), но затем папа перешел на сторону Эрколе (еще бы с юга Сиксту угрожал Ферранте Неаполитанский). Эта коротенькая война подарила мировой истории парочку замечательных анекдотов:
1. Сикст IV потребовал от Венеции прекращения боевых действий, а те вежливо отказались, заявив, что их оружие, им же самим благословленное, несомненно принесет им победу.
2. Такая дерзость венецианцев против понтифика повлекла за собой интердикт. Но ни сенат, ни патриарх Венеции не приняли папскую буллу, а, напротив, пригрозили, что пожалуются предстоящему собору на дурное поведение папы (а он не только интердикты накладывал, но еще и убийства политических противников организовывал, а еще был э..нетрадиционной ориентации. В итоге интредикт так и не состоялся.
3. Когда Венеция и Феррара все же заключили мир (Феррара отделалась легким испугом и потерей Ровиго), Сикст IV слег от нервного стресса, заявил, что никогда не согласиться с таким бесчестным договором (кто бы говорил! Папа успел повоевать за каждую из сторон) и на следующий день умер.

Не найдя общего языка с грозным Сикстом IV, Эрколе смог договориться с преступным Александром VI. и не только договориться, но и породниться: сын и наследник Эрколе по имени Альфонс женился на дочке папы (не своего, а римскго, разумеется) - знаменитой Лукреции Борджия. Конечно, невеста была не первой свежести (она была уже дважды замужем, да и про ее кровосмесительные связи с родным отцом и братьями все знали), но брак принес солидное приданое, и свадьба состоялась. Про счастливых молодых мы еще поговорим в следующий раз, а пока что поглядим на Эрколе I :


На этом месте ЖЖ выдал очередной глюк, собственным мозгом сохранив пост и передав его в сеть))) Поэтому о детях Эрколе I, их отношениях с миром искусства, их симонии и их братоубийственной любви поговорим в следующий раз.

Феррара, Эмилия-Романья, Династии

Previous post Next post
Up