Неаполь-вводная 7. Посмертная месть анжуйцев - французский король овладевает Неаполем

Feb 25, 2012 22:41

В прошлый раз мы остановились на едва вымученной победе короля Фердинанда I (Ферранте) над вековечными "альтернативными" королями Неаполя из Анжуйского дома Валуа. После 1464 года более не было ни одной попытки анжуйцев вернуть себе Неаполь. Анжуйцы постепенно вымирали: в 1470 году в Барселоне внезапно умер (скорее всего, отравлен) Жан Лотарингский, в 1473 году за отцом последовал его сын Никола Лотарингский, в 1480 году закончилась блестящая и одновременная неудачная жизнь Рене Доброго, в 1481 году скончался его племянник Карл Мэнский - последний мужчина в Анжуйском доме. Отныне Ферранте уже ничего не угрожало, как казалось. Более того, после смерти своего дяди королева Изабелла Кьярамонте унаследовала крупнейшее феодальное княжество на территории королевства - Таранто и, как добрая супруга, принесла это владение в приданое мужу.

Ферранте унаследовал от своего отца любовь к искусствам, строительству и науке. Все, кроме умения ладить со своими подданными. В 1485 году против него подняли мятеж бароны, которых поддержал папа Иннокентий VIII. Преследуя мятежников, старший сын короля Альфонс осмелился даже вторгнуться в папские владения. Папа заставил короля помириться с баронами: последние сложили оружие, а Ферранте даровал им полное прощение. В следующем году Ферранте пышно праздновал с замке Кастель-Нуово свадьбу своей племянницы, на которую в знак своего расположения пригласил прощенных мятежников. В те времена королевскому слову верили, и простаки-бароны явились на свадьбу в полном составе и при полном параде. Здесь они были арестованы и казнены, после чего в тюрьму были брошены и их ближайшие родичи, а король заодно (не пропадать же добру!) конфисковал баронские имения. Расправа над баронами имела место быть в Кастель-Нуово, в зале, который с тех пор называется Залом баронов (там мы еще побываем). Узнав об этом, папа Иннокентий VIII отлучил от Церкви Ферранте, его сына Альфонса и объявил их лишенными прав на Неаполитанское королевство.

Все эти конфликты с папой римским и анафемы были, в общем-то, делом привычным; более того, Иннокентий и Ферранте, умершие соответственно в 1492 и 1494 годах, успели помириться, но папское слово - не воробей, и оно нашло своего слушателя. Им оказался французский король Карл VIII (1470-1498, король с 1483 года). Молодой король оказался в неприятной для монарха той эпохи ситуации: ему не с кем было воевать))) Его отец Людовик XI сумел, действуя различными и не всегда моральными способами, добиться объединения Франции под своей властью и ликвидировал крупнейшие апанажи принцев. Карлу VIII его мудрая сестра Анна де Боже организовала брак с Анной Бретонской, владелицей последнего почти независимого феодального владения во Франции. Делать Карлу VIII во Франции было нечего, и тут ему подвернулось Неаполитанское наследство.

Все помнят, что Анжуйская линия Валуа окончательно вымерла в 1481 году? И что все их земные владения были присвоены королем Людовиком XI? Но если король Франции по праву унаследовал владения своих умерших кузенов Анжуйских, рассуждал Карл, разве не обязан он вступить и в их "нереализованное" наследство - королевство Неаполитанское, откуда бедненькие анжуйцы были изгнаны исчадиями ада - арагонцами? А тут еще эти подлые арагонские узурпаторы были анафематстованы своим феодальным сюзереном - папой римским. Карл VIII твердо решил восстановить справедливость так, как он ее понимал, и воссесть на неаполитанский трон. Миланский герцог, который теоретически мог перекрыть французам доступ в Италию, решил воспользоваться ситуацией и "завалить" (простите за пацанскую лексику) своего недруга - неаполитанского короля. Негласный лидер Флоренции Пьеро Медичи тоже решил подыграть более сильному из противников - Карлу VIII и добровольно передал французам несколько крепостей  (правда такую подлость флорентийцы не простили зарвавшемуся олигарху и выгнали его со всем семейством). Но всех превзошел своей подлостью сюзерен Неаполя папа Александр VI (тот самый ужасный Борджиа): он успел за два первых года своего правления принять вассальные клятвы от Ферранте и от его сына Альфонса (а каждая такая клятва сопровождалась неслабыми подношениями - папа любил денежки), а теперь неожиданно прозрел и даровал инвеституру на Неаполь Карлу VIII.

Ферранте умер раньше, чем разразилась гроза - 25 января 1494 года. Его сын Альфонс стал королем Альфонсом II и приготовился отразить нападение французов. Все же рубить головы доверившимся баронам проще, чем играть на международной арене, и это Альфонс понял, когда все его союзники на севере Италии либо прямо перешли на сторону Карла VIII, либо заявили о нейтралитете. Отряды, которые Альфонс II выслал навстречу французам, были разбиты; папа Александр VI позволил Карлу пройти через Рим (31 декабря 1494 года) и признал его королем Неаполя. Альфонс II понял, что лично для него игра проиграна, отрекся от престола в пользу сына Фердинанда II (Феррандино - "маленький Фернандо", так его прозвали неаполитанцы) и бежал на Сицилию (остров принадлежал его родичу Фердинанду II Католику, королю Арагона). Феррандино, на которого неожиданно свалилась корона, не смог организовать никакого сопротивления французам и вослед отцу также бежал на Сицилию.

22 февраля 1495 года в Неаполь вступила армия Карла VIII. Борьба, которую анжуйские принцы вели 80 лет (грубо, с 1381 по 1464 год) закончилась их посмертной победой: их самозванный наследник Карл VIII получил Неаполитанское королевство. Пиршество по этому поводу переросло в безудержную оргию, но буквально на следующее утро ее многочисленные участники почувствовали некоторые неприятные ощущения в тех самых местах, которыми они м-м-м наслаждались накануне. Обратите внимание: на дворе стоял 1495 год, Колумб уже открыл Америку, и помимо всего прочего его матросы привезли в Европу сифилис. Доселе болезнь тихо распространялась по матросским борделям, но благодаря галантным воинам французского короля, которые не могли не показать свою галантность и обходительность неаполитанским девицам облегченного поведения, о сифилисе узнали в высшем свете.

Вот на этой веселой ноте мы пока прервемся. В следующем рассказе (он будет последним из намеченных исторических очерков) французы сбегут из Италии, Неаполь увидит короткое царствование еще двух королей из Арагонского дома, а потом французы вернутся снова, и Неаполь дишится независимости на два столетия.

Неаполь, Кампания, Династии

Previous post Next post
Up