Корпус Домини

Feb 06, 2013 17:39


Ну вот и закончилось длинное отступление, посвященное правившей в Ферраре семье Эсте, и мы вновь возвращаемся к местным памятникам. Первым у нас на очереди монастырь Корпус Домини, в котором похоронены большинство из тех Эсте, которыми я вас пичкал две недели.

До сей поры я дважды пытался туда проникнуть, но ничего, кроме наглухо закрытой двери, не обнаружил. В этот раз я ехал, четко зная, что в интервале с 9 до 11-30 по будням посетителей допускают вовнутрь, и поэтому сразу же после осмотра собора ринулся сюда. Путь от собора до монастыря проходит по тихим улицам ренессансного города. Я посвящу специальный фото-рассказ о застройке Феррары времен Эсте, и вы все увидите сами, поэтому пока лишь упомяну о том, что большинство домов сложены из темно-красного кирпича, а на улицах почти нет машин, а только пешеходы и велосипедисты (последних очень много, и они немного охамели от своего привилегированного положения). Обратите внимание, что на гугловской карте монастырь показан неправильно! Поэтому имеет смысл сверяться с картой, которую выдают в инфопункте: http://goo.gl/maps/poHs3

Старинных туристов, желающих проникнуть внутрь, будет, скорее всего, немного (я вообще был один), поэтому нужно быть готовым к самостоятельному вторжению в эту женскую обитель. Если вы любите компьютерные бродилки, то последующий рассказ напомнит вам одну из них.
Входная дверь с улицы via Pergolato с надписью "Monastero del Corpus Domini" будет закрыта, нужно позвонить в домофон и помнить о заповеди "Терпением вашим спасайте души ваши". Через продолжительный временной промежуток женский голос из домофона поприветствует вас, и тут-то необходимо произнести кодовые слова Tombi Estensi (можно попробовать другой пароль, нопри этом возрастает вероятность уйти ни с чем ). После чего следует длинный монолог на итальянском. Медленно разбирая предложенный моему слуху текст, я вычленил следующее: нужно от двери повернуть налево, пройти по via Pergolato до следующего перекрестка, свернуть на нем направо и остановиться перед первой дверью с правой стороны улицы. Ключевые слова в этом тексте были sinistra и destra, если вы их не знаете, то ваш шанс понять итальянского собеседника, объясняющего вам дорогу, стремительно приближается к нулю. Просто, в беседе с живым собеседником есть возможность следить за руками (о, как итальянцы жестикулируют!), а в разговоре по домофону приходится полагаться только на свое четкое понимание того, что destra - это направо (мое мнемоническое правило: destra отдаленно похожа на десницу), а sinistra -налево.
Итак, идем так, как указал нам голос свыше из домофона: http://goo.gl/maps/FSILR. Первая дверь по правой стороне улицы via Campo Franco - это вход в церковь, который будет наглухо закрыт, и, что того хуже, никакого переговорного устройства на двери не будет. Здесь снова нужно спасать свою душу терпением, пока не раздастся характерный щелчок дверного замка.

За  дверью никого не будет: замок открывается дистанционно. Открывшуюся моему взору церковь я рассмотреть не успел, потому что мое внимание привлекла наконец-то выкристаллизовавшаяся из мирового эфира собеседница. Монахиня появилась в зарешеченной капелле слева в дальнем конце церкви и, не выходя из-за решетки, сообщила, что идти мне нужно в дверцу, находящуюся справа от главного алтаря. Эта дверца опять-таки была закрыта, но открылась при моем приближении.

За дверцей находилось помещение, примерно равное по площади самой церкви, и опознанное мною как монашеские хоры (такую конструкцию - хоры равны по площади церкви - мы с вами уже видали в Сант-Антонио-ин-Полезине, http://sibeaster.livejournal.com/81744.html). В углу хоров находилась еще одна зарешеченная капелла, а скорее театральная ложа, в которой уже находилась моя добрая подруга - монахиня. Между прутьев решетки она протянула мне путеводный листок, на котором была нарисована схема расположения гробниц с номерами, а затем краткая поясниловка.

Итак, по пути к гробницам Эсте нужно последовательно преодолеть один домофон, две двери и одну монахиню. Таковы правила этой увлекательной игры. А вот теперь ответьте себе честно, всегда ли финал компьютерной игры оправдывал ваши труды по преодолению всех хитроумных головоломок? Не всегда? Помнится, в детстве я играл в игрушку "Шамбала", в последнюю треть которой можно было попасть, только убив свою любимую девушку, раненную врагами (нет, девушку можно было спасти, потратив какое-то заветное заклинание, но тогда игрушка обрывалась, и человечество погибало в жестоких муках). Случай с Корпус Домини убедительно демонстрирует, что не всегда за великими трудами следует великая награда.

Вот как я себе рисовал в воображении гробницы славных Эсте? Мраморные статуи, лежащие на саркофагах и представляющие нам точные подобия всех этих грозных воинов и прекрасных дам? Сложные скульптурные композиции, в которых умершие изображены вместе с их добродетелями? Женоподобные ангелы, читающие надписи на надгробьях и рыдающие над прочитанными текстами?

НИЧЕГО подобного. Перед алтарем можно видеть несколько стершихся от времени плит с именами и титулами тех, кто здесь погребен:


Ну и где, спрашивается, красавицы герцогини и вояки-герцоги? Рассыпались во прах, и даже надгробия их уже трудно читаемы:
- левая верхняя плита: Эрколе II ( http://sibeaster.livejournal.com/82706.html)
- средняя верхняя плита: Альфонсо I (http://sibeaster.livejournal.com/82200.html#cutid1), его мать Элеонора Арагонская ( http://sibeaster.livejournal.com/82093.html), его жена Лукреция Борджиа ( http://sibeaster.livejournal.com/82659.html) и двое их детей,
- правая верхняя плита: Лукреция Медичи, первая жена Альфонсо II ( http://sibeaster.livejournal.com/82706.html)
- левая ближняя плита: Лукреция Эсте, герцогиня Урбино ( http://sibeaster.livejournal.com/83015.html) - та самая предательница, отомстившая Ферраре за смерть возлюбленного
- средняя ближняя плита: Элеонора Эсте, дочка Альфонсо I и Лукреции Борджиа ( http://sibeaster.livejournal.com/82659.html), никогда не была замужем, умерла монахиней в Корпус Домини,
- правая ближняя плита: Камилла Катерина Гонзага, монахиня в этой обители. Кто она такая, я так и не понял, хотя и попытался прошерстить их фамильное древо.

Еще одна группа Эсте была похоронена в ныне снесенной церкви Санта-Мария-дельи-Анджели. В 1960 году их останки были оттуда извлечены и помещены в двух гробах в Корпус Домини. Над ними положено одно общее надгробие:


Пояснительная записка сообшает, что под этой плитой упокоились:
- Никколо III ( http://sibeaster.livejournal.com/82093.html ) и его третья жена Риккарда Салуццо,
- его сын Сигизмондо,
- Леонелло ( http://sibeaster.livejournal.com/82093.html) и его вторая жена Мария Арагонская,
- Эрколе I ( http://sibeaster.livejournal.com/82093.html, его жена Элеонора лежит в "парадном" надгробии, см. выше)
- сыновья Эрколе Iго: Альберто, Ферранте и Джулио ( http://sibeaster.livejournal.com/82200.html),
- Альфонсино, младший из сыновей Альфонсо I и Лауры Дианти ( http://sibeaster.livejournal.com/82659.html)

Хотел я, было, сфотографировать каждое надгробие, но тут монахиня из ложи замахала руками, и я послушно фотоаппарат убрал. Впрочем, немного мы потеряли с вами. Интриганы, воины, брато-, жено- и сыноубийцы, целомудренные красавицы и красавицы распутные - все они, повинуясь законам естества, рассыпались в прах и лежат под полом хоров в Корпус Домини. Sic transit gloria mundi...

Так что памятники ренессансным государям Феррары нужно искать не в монастыре Корпус  Домини, а  на улицах и площадях города. Поэтому в следующий раз мы прогуляемся по улицам и площадям Феррары, наслаждаясь неповторимой кирпично-красной атмосферой этого города.

Монастыри, Феррара, Эмилия-Романья, Династии

Previous post Next post
Up