Наконец мы входим в Лоретанскую базилику. В плане это - латинский крест, пресвитерий и две ветви трансепта заканчиваются апсидами плюс имеют по две дополнительных капеллы с собственными апсидами - итого девять капелл. Дополнительно между ветвями креста устроены четыре ризницы (названные в честь евангелистов) также с апсидами. Все это было расписано фресками в XV-XVI веках, но постепенно фрески пришли в негодность, и в конце XIX века была проведена большая реконструкция, после которой росписи выполнялись уже современными художниками. Для ускорения работ капеллы были поделены между национальными церквами, каждая из которых за свой счет обустраивала свой "уголок" при доме св. Семейства. Не все капеллы открыты, не все открытые капеллы должным образом освещены, да и узкие они для рассматривания - в общем, должным образом я увидел от силы четверть иконографической программы.
Начнем мы с двух ризниц, в которых сохранились первоначальные фрески.
Ризница св. Марка была расписана
Мелоццо да Форли в 1477-1479 годах. И только прочитав, статью по ссылке я понял, что никакого купола в ризнице нет - это талантливая (и одна из первых!) "обманка". Некоторые фотографии взяты из Вики (вы уже привыкли видеть разницу между шедеврами "оттуда" и моими слабыми потугами)
и т.д., только этого "итд" не увидеть - в ризницу пускают буквально на полшага.
Ризницу св. Иоанна расписывал наш старинный друг Лука Синьорелли (вспомним
Монте-Оливето-Маджоре и
собор в Орвьето)
Опять-таки в ризницу впускают "на полглаза", так что мной сфотографировано то, что можно увидеть. Как оказалось, безымянных славных вики-фотографов тоже не пустили дальше, так что нижеследующие портреты апостолов видел и я, а никаких других не видел никто...
Вот
здесь можно увидеть всех апостолов, но это будут файлы с WGA, а значит с маленьким разрешением, скорее всего сканированные из книг.
За фресками еще одного мастера с именем - Федерико Дзуккари (мы видели его обширную иконографическую программу в
Капрароле) - нужно идти в капеллу герцогов Урбинских, это - единственная капелла, сохранившая свой изначальный вид. Капелла была расписана в 1571-1584 годах на средства герцогов Гвидобальдо II и Франческо Мария II (да, про Урбино я буду рассказывать позже, так что пока эти имена в этом журнале еще пустой звук). Все нижеследующие снимки - из Вики.
Обручение Марии
Встреча Марии и Елизаветы
Успение Богородицы
Вознесение Богородицы
Коронование Богородицы
Предлагаю перекурить, в следующий раз будут показаны неоготические фрески рубежа XIX-XX веков. И не спешите воротить нос - они отличные!