Орвието - часть 13. Новая капелла Орвиетского собора

Jun 30, 2017 16:55

Орвиетский собор известен не только своим грандиозным готическим фасадом, но и фресками Синьорелли в капелле Сан-Брицио (иначе Капелла Нуова, т.е. "новая"). О фресках Синьорелли не писал разве только самый ленивый путешественник, так что, боюсь, ничего нового вы от меня не узнаете (именно поэтому в этом ЖЖ действует правило - не писАть о всемирно известных достопримечательностях), но удержаться от показа их я не могу.

Новая капелла (названная так по отношению к симметрично расположенной "старой" - капелле Корпорала) была построена в 1406 - 1425 годах и разместилась аккурат между контрфорсами, поддерживающими правую ветвь трансепта. "Сарайчик" справа - это и есть капелла Нуова:



Второе название капеллы связано с находящимся там с 1622 года почитаемым образом Богородицы "Мадонна ди Сан-Брицио". Впрочем, сейчас капелла давно превратилась из объекта религиозного в культурологический, т.к. ее свод и стены сплошь покрывают фрески двух мастеров - фра Анджелико (с него всё начиналось) и Луки Синьорелли. Последнего жители Орвието сманили из тосканского монастыря Монте-Оливето, где он едва приступил к работе над фресками в клуатре из жизни святого Бенедикта.

Первоначально капеллу должен был расписать фра Анджелико. Согласно условиям контракта он был обязан отработать здесь по три летних месяца в 1447 - 1449 годах. После первой сессии 1447 года фра Анджелико отбыл в Рим, где его настолько завалили работой, что больше он в Орвието не вернулся. Его помощники ( Беноццо Гоццоли и Пьетро ди Никола Барони пытались подхватить в 1449 году знамя, выпавшее из рук мастера, но у них что-то не срослось с заказчиками. В результате в 1449 году работы были прерваны.

Так выглядит сейчас свод капеллы (да, надо сразу же сознаться, что фото взяты из Вики; я заранее знал о существовании качественных снимков и не стал даже пытаться изобрести велосипед):



Кисти фра Анджелико здесь принадлежат две четверти свода:


Христос - Судия



Сонм пророков

В последующие годы заказчики тщетно пытались нанять нового мастера; в качестве такового долгое время рассматривался Перуджино, динамивший жителей Орвието почти десять лет. В 1499 году наконец-то удалось привлечь к работе Луку Синьорелли. В первый же год (1499-1500) Синьорелли завершил роспись сводов, продолжив заданную Анджелико тему.


Богородица и апостолы



Сонм патриархов



Сонм учителей Церкви

Есть там еще и девы с мучениками, но почему-то в Вики нет этих фресок.

Если на мгновение позабыть о славных именах, мы пока не видим чего-то неординарного: Христос в окружении многочисленных святых, собранных в различные "классы" достаточно часто изображался и до, и после Синьорелли. Необычайное начинается на стенах, над которыми Синьорелли работал в 1500 - 1504 годах; здесь было решено изобразить финальные сцены Апокалипсиса. Трудно однозначно сказать, почему именно этот сюжет был выбран. С одной стороны, это - логическое продолжение заданной Анджелико темы Суда. С другой, время написания - это непрекращающийся натиск турок на Европу, жестокие по сравнению с прежними куртуазными войнами Итальянские войны, проповедь Савонаролы во Флоренции и предчувствие надвигающейся Реформации - все это могло оживить апокалиптические ожидания. Мне все же кажется, что мировоззрение самого художника сыграло важнейшую роль; все-таки далеко не все его современники так мрачно переживали окружающую действительность.

Я совсем на минутку влезу на кафедру, чтобы выразить свое недоумение. Мне представляется невероятным, как христианство от спокойно-торжествующего ожидания Второго пришествия (вспомним мозаики Равенны или римских базилик Пасхалия) перешло к мрачным видениям адских мук. Христианам была обещана вечная жизнь с Богом и непрекращающееся блажество, а  они вместо этого стали культивировать болезненные видения вечных мучений в аду. Понятно определенная педагогическая направленность подобных видений: надо же было как-то подвигнуть к покаянию тех, кто не может самостоятельно начать исправление. Но как и в случае со святыми и иконами мы заигрались: средство превратилось в самоцель. Все наши длинные очереди на исповедь, все наши толпы на соборовании, все наши изуродовавшие себя страшной одеждой прихожанки - всё это произрастает из страха загробных адских мучений.

Ну а теперь спустимся с кафедры и поглядим на Синьорелли.


Проповедь и чудеса Антихриста. Кое-какие детали можно попытаться увидеть здесь.
Деталей очень много, и вглядываться в них можно очень долго. На переднем плане Антихрист, лицом очень схожий с каноническим ликом Христа, проповедует народу, а за спиной его стоит диавол: нашептывает на ухо нужные слова, а уж кому принадлежат руки - человеку или демону - вообще непонятно. Чуть в глубине Антихрист совершает чудо: то ли исцеляет больного, то ли даже воскрешает мертвого. А меж тем слева происходит публичное убийство, чуть глубже палящие лучи поражают молодых. В глубине справа кого-то казнят. Под носом у проповедника некий старый хрыч "снимает" девушку за денежки. Неведомые черные люди охраняют Храм; м.б. это уже мерзость запустения.

На картине масса зрителей: слушающих, спорящих, соглашающихся, убивающих и убиваемых. В левом углу четко выделяются два особенных зрителя в чёрном: предполагается, что это фра Анджелико и сам Синьорелли.

Две последующих фрески обрамляют арку: это - Конец мира, многочисленные знамения приближающегося Суда.





Померкло солнце, луна не дает света, звезды падают с небосклона, рушатся от землетрясения дома, и опять смерти: сверхъестественные и насильственные.

Самое мощное, на мой взгляд, - это Всеобщее воскресение. Опять-таки можно попробовать разглядеть детали.



СтОящих деталей очень много. Это и скелеты, выползающие из земли и одевающиеся плотью. Это и группа воскрешенных в левом углу, тотчас пустившихся в пляс. Это и жутковатая сцена беседы человека с группой скелетов в правом углу. Нам это сейчас уже мало интересно, но в те времена столько голой человеческой плоти на церковных стенах - это шок, и, как утверждают, Микеланджело в своем "Страшном суде" в Сикстинской капелле многое почерпнул от Синьорелли. Пожалуй, самая жизнеутверждающая фреска здесь (конечно, тут есть и Рай, но он уж больно приторно сладок).

Еще одна пара фресок, обрамляющих арку, - Восхождение праведников в рай и Низвержение грешников в ад.






Нарушая порядок фресок в капелле, сразу покажу Ад:



Безудержный полет фантазии. демоны всех цветов радуги пытают и мучают всеми возможными способами обреченных людей. При всем моем восхищении мастерством Синьорелли не могу восхищаться этим: это - какая-то нечестивое мерзкое анти-евангельское, анти-апостольское, иррациональное антихристианство.

Ну и, наконец, Рай.


Здесь все традиционно: художнику, весь полет фантазии которого ушел в изображения адских мучений, нечего поведать о рае. И это, кстати, относится не только к художнику: я уж давно заметил, что люди, которые по совету какого-то лжесвятого, держат свой ум в аду, не имеют ни земной, ни не небесной радости. Похоже, я все-таки забыл слезть с кафедры, а потому напомню слова Апостола: "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви" (1Ин. 4:18). Либо вы любите Бога и являетесь христианами, либо вы держите ум в аду и ничегошеньки в христианстве не понимаете.

Вы, наверно, уже устали от Орвието, но даже капеллой Сан-Брицио этот удивтельный городок не заканчивается. В следующий раз мы с вами еще заглянем в Соборный музей.

Орвието, Синьорелли, Умбрия

Previous post Next post
Up