Орвието - часть 14. Папские дворцы

Jul 03, 2017 08:00

Папские дворцы в Орвието - это комплекс зданий, примыкающих к собору с южной стороны. В них сейчас размещены экспозиции Соборного музея (о нем и будет речь далее), Археологического музея (мне не понравился; по обычаю, о непонравившемся не рассказываю) и музея Эмилео Греко - скульптора XX века (мне описание не вдохновило, не ходил).

Комплекс Папских дворцов был построен в несколько этапов. Традиционно эти этапы связывают с именами трех пап, живших в Орвието в XIII веке: Урбана IV, Мартина IV и Николая IV. С эпохи Авиньонского пленения начинается долгий процесс упадка комплекса; в последующие века сюда изредка заезжали папы, в частности папа-гуманист Климент VII и папа-меценат Климент VII. В 1528 году Климент VII принимал здесь английских епископов Фокса и Гардинера, приехавших хлопотать о разводе Генриха VIII и Екатерины Арагонской (а ведь английская Реформация могла бы и не случиться, будь папа посговорчивее).

Понятно, что никакой аутентичной обстановки во дворцах не сохранилось. Но зато сюда перемещено значительное количество произведений искусства из закрытых церквей или соборных "запасников".



Христос и ангелы (около 1347 года). Предположительно Христа изваял Нино Пизано, а ангелов - Томмазо Пизано. Изначально они находились за алтарем одной из боковых капелл собора, в 1890 году их переместили в люнет портала Корпорала (на северной стороне собора), а в 1985 году перенесли в музей.



Авторы - Андреа и Нино Пизано.



Написана около 1270 года в качестве алтарного образа церкви Санта-Мария-дель-Серви. Предположительный автор - Коппо ди Марковальдо. Картину украли в 1953 году и пытались продать Национальной галерее Лондона. По счастью, тамошние знатоки картину опознали, и ее удалось вернуть в Орвието.



Автор - "всего-то" Симоне Мартини (1325), происходит из церкви Сан-Франческо.






Еще раз Симоне Мартини, это части полиптиха (1321 год) из церкви Сан-Доменико.



А это уже Спинелло Аретино (около 1400 года) из Палаццо Коммунале.



Благовещение из заброшенной церкви Санто-Спирито-дельи-Армени (XV век)



А этого архангела Михаила (1561 год) Рафаэлло да Монтелупо предназначал для правого портала западного фасада собора.



Вот тут легкое недоумение - это "Мария Магдалина" Луки Синьорелли, написанное одновременно с фресками Новой капеллы. Какой контрастище: в капелле масса живых людей, здесь же - каноническое "никакое" застывшее изображение.

Отдельного внимания заслуживает т.н. библиотека Альбери (около 1500 года) - епископская библиотека, построенная на средства соборного архидиакона (1497-1503) Антонио дельи Альбери.


Книг там, правда, немного, но зато выставлен подлинный релкиварий Корпорала. Фотографировать ювелирку - это выше моих сил, и взамен я сосредоточился на монохромных "ученых" фресках, украшающих стены библиотеки:



























Но все эти мудрые и богомудрые мужи меркнут перед сидящей в оконном проеме ученой обезьяной:



На этом наш с вами поход по Орвието закончился. Я не попал в церковь Сан-Франческо (пришел туда около 16-00, она была закрыта) и в колодец Сан-Патрицио (пришлось бы тогда уезжать еще на два часа позже и потом больше часа ждать стыковочного поезда в Орте). Поскольку мне не понравился государственный Археологический музей, я пренебрег музеем частным - Клаудио Фаина (прямо напротив собора). Безусловно потерянным временем считаю часовой поход по подземному Орвието. С учетом этого Орвието у меня занял семь часов, так что планировать на него нужно все-таки целый день - город очень интересный.

Орвието, Умбрия, Симоне Мартини

Previous post Next post
Up