Мельфи - часть 5. Санта-Маргерита (завершение)

Oct 31, 2018 08:00

Левую ветвь креста церкви Санта-Маргерита я вынес в отдельный рассказ, так как именно здесь находится главный фресковый хит.

Все начинается традиционно.


Архангел Михаил, Богородица с Младенцем и Иоанн Богослов.

Михаила мы увидим в церкви еще раз, пусть вас это не удивляет. Во-первых, отсюда относительно недалеко до пещеры Монте-Гаргано - места особенного присутствия архангела на итальянской земле. Во-вторых, отсюда еще ближе до Монтиккьо, где находится еще одна, хоть и менее известная, пещера, принадлежащая тому же самому бесплотному существу. Я еще отдельно напишу о неудачах и провалах - о тех интересных местах Базиликаты, куда было бы интересно попасть, но в нынешних условиях мне туда было не добраться. Монтиккьо - это одно из таких мест: два красивейших горных озера, белокаменный монастырь над ними; до всего этого экстаза больше 11 км пешком от станции Рионеро, и никаких следов автобуса.



Св. Маргарита, архангел Михаил и Иоанн Креститель.

Маргарита и Предтеча не просто так ручки тянут: они указывают нам на изображенного на правой стене Христа Спасителя:



Ну а теперь самая известная фреска Санта-Маргериты. К сожалению, она у меня целиком не влезла, так что состыкуйте две фотографии в одну, пожалуйста.






Перед нами, как утверждают, исторически первое изображение сюжета: Встреча живых с мертвыми. Многие мои читатели были в Пизе и, наверно, помнят фреску из Кампо-Санто на ту же тему, но она выполнена позднее. Конечно, трудно предположить, что авторы фресок и полотен, пересказывающих историю встречи молодых жизнерадостных людей с мертвецами, бывали в Мельфи и видели фреску в Санта-Маргерите. Скорее, во всех концах Европы более или менее одинаково почувствовали вдруг хрупкость человеческой жизни и выразили эту мысль в красках (2020 - а что еще нынешние иконописцы изобразят после паникодемии)

В раннем христианстве Смерть присутствует лишь в виде потерпевшей поражение от Христа, сошедшего в ад. И это естественно: Новый завет - это не о смерти и потустороннем мире, а о жизни вечной и воскресении. Но шли века, Христос так и не возвращался, а люди продолжали умирать (инфа 100 процентов). И вот тогда и возникает весь этот чудовищный культ мертвых с заупокойными мессами / литургиями, грандиозными гробницами, а впоследствии достигший кульминации в афонских оссуариях и катакомбах капуцинов. Мне как человеку с многолетним христианским бэкграундом всегда было интересно понять, в какой момент случился этот фазовый переход, когда христиане перестали ждать Христа "вот прямо завтра", а стали с интересом вглядываться в могильный тлен и воображаемый потусторонний мир. Возможно, мы с вами присутствуем как раз в такой момент: в безвестной пещерной церкви анонимный художник рисует встречу живых и мертвых. Через сто лет на Европу обрушится эпидемия чумы, и сюжет усложнится: появятся многочисленные Пляски смерти и Триумфы смерти (Все мои читатели уж давно стали патриотами Палермо, ведь так? Помните наш палермский Триумф?). Пока все проще и обыденнее: трое охотников (в руках у правого сокол), богато одетые, с расшитыми кошельками, встречают двух скелетов (возможно, скелетов было тоже трое, да один стерся от времени). О чем могут поведать мертвые живым? Наверно, о том, что когда-то были живыми, а теперь вот истлели, и о том, что их живые собеседники тоже когда-то (может быть, очень скоро) сами станут пищей червям.

Существует и выглядит правдоподобной версия о том, что изображенные на фреске трое живых списаны с натуры и являются реальными личностями: это (справа налево) - император Фридрих II, его третья жена Изабелла Английская и сын императора от второй жены Конрад IV. Все трое - светловолосые, что нечасто бывает у итальянцев; а вот у двух немцев Гогенштауфенов и уроженки Англии светлые волосы вполне могли быть. У самого правого человека рыжая борода (приглядитесь), а деда по отцу Фридриха II звали Фридрих Барбаросса - "рыжая борода". О том, что Фридрих был ценителем соколиной охоты и даже написал о ней книгу, знают все. Средний персонаж вполне может быть дамой, и у него (нее?) голубые глаза - для итальянцев вещь нечастая, а вот у Изабеллы глаза точно были голубыми (есть описание у хронистов). Наконец, у двух левых персонажей в руках кошели, расшитые восьмиконечной звездой. Известно, что у Фридриха II был перстень с такой гравировкой, да и форма таинственного фридриховского замка Кастель-дель-Монте - это как раз правильный восьмиугольник.

Конечно, это не те аргументы, что могут убедить на 100 процентов. Но психологически они выглядят очень красиво: прихожане и монахи Санта-Маргериты могли хорошо знать и помнить императорскую семью. Для молящихся такое вот изображение монархов могло быть мощнейшим напоминанием: все смертны, даже августейшие особы. Если гипотезу принять, становится понятно, что появиться такое изображение могло только после смерти всех троих (или двоих, если считать, что третьего скелета никогда не было). Тогда фреска написана после 1250 (смерть Фридриха II) или даже 1254 года (кончина Конрада IV). Кстати, постоянные читатели имели возможность пролить виртуальную слезу на могилах всех троих: Фридрих II лежит в порфировом саркофаге в соборе Палермо, его третья (и вторая тоже) жена - в соборе Андрии (саркофаги не сохранились, кости собраны в ящички), Конрад IV был погребен в соборе Мессины (собор несколько раз разрушался, гробница не сохранилась).

Ну а если отказаться от исторических воспоминаний, то мы имеем в сухом остатке безрадостную мораль...И чтобы ею пропитаться, нужно было выдержать долгую переписку с гидом и заплатить еще 8 евро. Суета сует.

Мельфи, Базиликата

Previous post Next post
Up