В прошлый раз я вам показывал скульптуры Лаураны и семейства Гаджини. Теперь пришла очередь живописи.
Центр музея - это огромное панно "Триумф смерти" неизвестного автора (датируется 1446 годом). Панно изначально находилось в палаццо Склафани (находится на полпути от
собора к
Сан-Джованни-дельи-Эремити; правда, внутрь в палаццо не пускают), в котором в XV веке находился городской госпиталь. Конечно, тема фрески для госпиталя не слишком жизнерадостная, но, что поделаешь, даже сейчас в больницах умирают, а уж тогда...
В палаццо Абателлис под "Триумф смерти" отвели бывшую дворцовую капеллу, и фреску можно осматривать как снизу, из собственно капеллы, так и сверху, с хоров.
(вторая фотография из Вики, она почётче, но цвета переданы плохо)
Сюжет традиционен: мир живет привычной жизнью, ничего не подозревающие люди предаются обычным своим занятиям, а невидимая Смерть готова сразить любого в любой момент. На фреске любопытно было бы подглядеть за обыденной жизнью тогдашних палермитан, но грозная рука Смерти уже вершит свое черное дело...
Я отфотографировал "четвертинки" фрески:
Уж и не думал я, когда все это снимал, что всадник Смерти уже в паре шагов от отца...
Автор трех следующих картин долгое время был неизвестен, но недавно в палаццо Абателлис обновили таблички, и оказалось, что художника звали Марио ди Лаурито (родился в 1501г в Неаполе, умер в 1536 в Палермо; мало тогда жили...).
Поразительная в своей выразительности "Пьета" - кругом идиллия, а посреди ангелы поддерживают тело умершего Христа
Пятидесятница
Богородица с предстоящими Иоанном Крестителем и апостолом Фомой.
Меня, признаться, настолько поразила "Пьета", что я наснимал и две другие работы Марио ди Лаурито; они, конечно, попроще и банальнее, а вот "Пьета" - это мощная работа, тоже триумф смерти, в своем роде.
Двухстороннее расписное Распятие из церкви Сан-Франческо из Каккамо (еще один мой грех - никак туда не выберусь, а меж тем в Каккамо сохранился замок, связанный с заговором Боннелюса - мрачной страницей в сицилийской истории). Автор "Распятия" - Пьетро Руццолоне (1484-1526):
(обратите внимание на чудных быка и льва)
Непонятно как сюда попавший "Апостол Петр" работы Липпо Мемми (вообще-то тосканский художник, тьма работ находится в
Сан-Джиминьяно):
Никак не мог пройти мимо. "Троица и Благовещение", автор неизвестен, на вид - не позднее XV века. Происходит из уже знакомого нам монастыря
Санто-Спирито в Агридженто.
Ну и мы вновь выплыли к шедевру. Сицилия-таки подарила миру славного ренессансного живописца - Антонелло да Мессина (если помните, в
соборе Мессины он изображен наравне с апостолом Лукой как основоположник христианской живописи). В палаццо Абателлис находится его "Мадонна Аннунциата" - Богородица Благовещения (1476). В рекламных проспектах музея обычно именно ее изображают - это местная гордость.
А меж тем в палаццо Абателлис есть еще три работы Антонелло да Мессина. Они поменьше, правда, и считаются частью полиптиха
"Учителя Церкви" (1470-1475), части которого по-братски разделены между палермским палаццо Абателлис, флорентийской Уффици и миланским Кастелло Сфорцеско. У нас в Палермо находятся:
Блаженный Августин
Григорий Великий
Блаженный Иероним
На самом верхнем этаже палаццо находится большое собрание картин Сейченто (1600-ые) и более поздних эпох. К сожалению, местных сицилийских барочных художников, в отличие от архитекторов, трудно назвать гениями, так что при недостатке времени эту часть музея можно пропустить))) Я уж вам покажу "Святую Розалию" ван Дейка, уж и не ведаю как сюда попавшего:
Кстати, в последний свой поход я так увлекся музеем, что ушел оттуда последним - за мной ворота запирали)))