В прошлом очерке мы с вами расстались, когда работники музея Палаццо Абателлис закрывали ворота за мной, запозднившимся туристом. Рабочий туристический день можно было считать законченным, и я пошел бесцельно гулять. По виа Аллоро я дошел до следующего перекрестка, где свернул направо, дабы потом большой петлей через квартал Кальса вернуться домой. И тут неожиданно увидел открытой церковь Санта-Мария-делла-Пьета: она сейчас обычная приходская и открыта только на мессу. До вечерней мессы оставался целый час, храм был в моем распоряжении, и представившимся шансом нельзя было бы пренебречь.
В 1495 году владелец соседнего палаццо Франческо Абателлис подарил часть принадлежащего ему участка доминиканцам для обустройства женской обители. Монастырь был открыт между 1508 и 1526 годами, а нынешняя монастырская церковь была построена в 1678-1684 годах. Как и в случае с
Санта-Катериной, мы имеем дело с обителью доминиканок-затворниц, не имевших возможности покидать монастырские стены, да и в церкви они присутствовали, оставаясь невидимыми для мирян. Сейчас церковь, повторюсь, обычая приходская, так что для попадания внутрь нужно просто учитывать часы мессы и сиесты.
Вид от входа к алтарю
И в обратную сторону
Схожие черты с Санта-Катериной, думаю, все заметили. Большие монашеские хоры над входом, маленькие окошки в стенах - все зарешеченные, за ними скрывались доминиканки во время мессы. Но поскольку Санта-Мария-делла-Пьета моложе Санта-Катерины на сто лет, барокко здесь другое: нет полихромных стен, но зато очень много лепнины Серпотта.
Как и в любом барочном храме, здесь нужно разглядывать детали:
Мое отношение к барочной живописи я уж не раз высказывал, но другой в Санта-Мария-делла-Пьета нет...
На сводах нефа огромная фреска Антонио Грано "Триумф доминиканского ордена"
Как водится, масса действующих персонажей взмывают на небеса и там лицезрят Христа, Богородицу и ангелов. Деталей не разглядеть, главное здесь - общее впечатление.
Много фресок под монашескими хорами, то есть прямо при входе. Эти фрески написаны уже известным нам по Марторане
Гульельмо Борремансом и рассказывают нам об экстазах и видениях святых Доминика и Екатерины Сиенской. Показываю, что удалось заснять:
Вообще церковь Санта-Мария-делла-Пьета требует более внимательного осмотра при хорошем освещении: барочных "финтифлюшек" и фресок здесь очень много. Номинально фотографировать здесь нельзя, но я нагло нарушал этот запрет на глазах смотрителя, и он относился к этому безучастно. Нельзя сказать, что перед нами шедевр, но хорошее представление о барочных палермских церквах даёт. Для развития темы можно пройти чуть дальше в церковь Санта-Мария-дель-Кальса; знатоки утверждают, что она с "нашей" Пьетой - близнецы-сестры, по фасаду по крайней мере. Только сюда я вечно добираюсь аккурат к вечерней мессе, так что пока еще внутри не был. А вот уголок около Санта-Мария-дель-Кальса - это вообще замкнутый мирок "для своих", здесь вечером местные жарят шашлыки, играют в карты, поют песни, в общем живут не напоказ, для туристов, а для себя, так что вечерком здесь прогуляться очень интересно))) Еще один такой же уголок для своих находится на пустыре (громко называемом площадью) за церковью
Маджоне.
Ну а мы с вами с этим кварталом прощаемся; в следующий раз я вам опять покажу южный портик Палермского собора - его недавно отреставрировали, и можно увидеть многое из того, что ранее было незаметно.