Сант-Анджело-ин-Формис - часть 3, исправляющая часть 2ую

Feb 09, 2014 01:23

Все-таки прочесть умную книгу или статью перед тем, как куда-то поехать, - штука безусловно правильная. И это иллюстрирует история двух моих поездок в Сант-Анджело-ин-Формис. Ехать туда неудобно, место вообще не туристическое, а, говоря без прикрас, просто глушь, на месте никакой информации не раздобудешь, и поэтому ее, информацию эту, нужно почерпнуть заранее. Так уж получилось, что я сначала туда съездил, описал все, что увидел в своем ЖЖ, потом туда поехал еще раз и уже по возвращении домой сподобился сесть и внимательно перечесть путеводитель, почерпнутый в сети. Как оказалось, многое на месте я понял неправильно и, соответственно, неверно отобразил это в журнале. Пришло время покаяния и исправления ошибок.

Итак, о предыдущей поездке сюда можно прочесть здесь: http://sibeaster.livejournal.com/60970.html и http://sibeaster.livejournal.com/61368.html. Изложенное в первом очерке - правда и ничего, кроме правды; во втором -увы, содержит некоторые, мягко говоря, неточности. Хороший путеводитель на итальянском, английском и немецком находится здесь: http://www.diocesidicapua.it/basilicainformis/index.htm.

Вкратце напоминаю. Мы с вами сейчас будем рассматривать церковь маленького бенедиктинской обители, дочки уже увиденного нами Монте-Кассино. Основателями Сант-Анджело-ин-Формис были 1) Ричард Дренго, первый норманнский князь Капуи (1058-1078),  и  2) Дезидерий, в миру бывший принцем из беневентского княжеского дома, затем превратившийся в одного из самых успешных (в обоих смыслах: и в мирском, и в духовном) аббатов Монте-Кассино (1057-1087), а под конец жизни против воли вознесенный на папский трон под именем Виктора III (1086-1087). Об обоих этих интереснейших людях уже было написано  http://sibeaster.livejournal.com/60970.html, так что не буду повторяться. Эти два человека, противоположные во всем, совместными трудами создали монастырь Сант-Анджело-ин-Формис и украсили тамошнюю церковь прекрасными фресками. Именно этими фресками уставшие от стандартных туристических маршрутов путешественники и едут смотреть в Сант-Анджело-ин-Формис.

Добраться сюда можно поездами MetroCampania Nord (расписание здесь: http://www.eavcampania.it/web/content/orario-ferroviario)  направления Неаполь - Пьедимонте-Матезе (Napoli - Piedimonte-Matese). Выйти нужно на станции Sant Angelo in Formis, а далее пройти минут 15 пешком. Будьте внимательны: поезда по этой линии ходят по будням очень редко и, как мне довелось убедиться, нередко опаздывают, а по воскресеньям не ходят вообще.

Вот цель нашего визита:



Как выяснилось из путеводителя, портик и фрески в нем, судя по последним исследованиям, на один век моложе Ричарда Капуанского и аббата Дезидерия, то есть относятся к XII веку. Оригинальный портик XI века, увы, обрушился. Колонны, напротив, древнее обоих портиков, потому что взяты из ранее существовашего на этом месте храма Дианы.



Над входом в церковь нас встречает архангел Михаил, который, несмотря на XII век, все еще носит византийские церемониальные одежды. А еще выше медальон с молящейся Богородицей несут два ангела.



Ваш поокрный слуга - еще тот латинист, поэтому пропустил надпись над дверью (под Михаилом), предлагающую входящим подражать добродетелям Дезидерия: "Conscendes celum si tecognoveris ipsum - ut Desiderius qui sancto flamine plenus - complendo legem deitati condidit aedem - ut capiat fructum qui finem nesciat ullum"
Далее идут сцены, которые я ранее счел относящимися к житию св. Бенедикта, но которые, как следует из путеводителя, повествуют о прославленных египетских подвижниках Антонии Великом и Павле Фиваидском.
1. Слева Антонию Великому мешает жить и молиться мерзкий сатир, а справа Антоний стоит у входа в келью св. Павла:



2. Антоний и Павел приветствуют друг друга.



3. У Павла не оказалось в келье хлеба, чтобы угостить дорого гостя, и это упущение любезно исправляет ворон.



4. Вернувшийся домой Антоний узнает о кончине своего собрата по подвижничеству: он видит двух ангелов, уносящих душу Павла на небо.



Церковь представляет собой трехнефную базилику с тремя апсидами - большой центральной и двумя маленькими боковыми. Во времена Ричарда I и Дезидерия вся внутренняя поврехность стен была покрыта фресками. Сохранились, увы, не все. Часть фресок просто исчезли под действием времени, чать была заштукатурена, и поверх были написаны новые фрески (тут нельзя сказать - худшие, просто разительно другие). Увы, ремонт, свидетелем которого я был два года назад ( http://sibeaster.livejournal.com/61368.html) так и не закончился, так что весь правый неф и половина главного нефа закрыта непроницаемыми лесами. Мое прежнее предположение, что идет реставрация фресок, оказалось ошибочным: в этот раз я прочитал паспорт работ, вывешенный на лесах и внутренне содрогнулся. Речь в нем идет о стабилизации конструкций базилики, то есть реставраторы бьются уже не за фрески XI века, а за сохранность самого здания, угрожающего рухнуть. Так что поспешите приехать сюда, пока церковь еще стоит на месте.

В главной апсиде мы видим Христа Вседержителя в окружении четырех евангелистов (точнее, их символов - животных Апокалипсиса):


Евангелисты поближе:






На нижнем ярусе изображены три архангела Гавриил, Михаил и Рафаил, а по бокам аббат Дезидерий (он же папа Виктор III) с моделью храма в руках и святой Бенедикт со своим уставом. О том, что фигуры по бокам столь знамениты, я узнал только дома и поэтому даже и не предприянл попытки их запечатлеть. Очень жалко.



Подлинные фрески XI века есть и в малых апсидах. В правой - Богородица с Младенцем и двумя ангелами (вверху), а также неизвестные мученицы (внизу):






В левой апсиде должен быть Христос с двумя неопознанными святыми (наверху) и мученики (внизу). Что-либо разглядеть трудно - время, в отличие от Бога, неумолимо.



На этом мы прервемся. В следующий раз, уже вооружившись путеводителем, я попытаюсь показать вам фрески на стенах нефов.

Кампания, Сант-Анджело-ин-Формис

Previous post Next post
Up