В этот раз я попробую вам показать монастырскую церковь Монте-Кассино и ее крипту. Напомню, на всякий случай, что все, что мы увидим, - это плод послевоенной реставрации. При этом церковь восстановили в том виде, в каком она была перед союзническими бомбардировками, а вот крипту, похоже, обустроили заново. И, как ни странно, именно новая, почти современная крипта показалась мне самым интересным местом монастыря.
Фасад церкви мы уже видели в прошлом очерке:
Внутри там сплошное барокко, да еще и плохо освещенное. Реставрация все еще продолжается, есть ряд пустых плафонов, которые несомненно были заняты живописью. Но даже если эти плафоны будут заново написаны, лучше ситуация не станет. Прямо скажем, не такой церкви я ждал в монастыре с 1500-летней историей.
Пресвитерий поближе:
Единственное, что понравилось (правда, на фото плохо вышло), - это большая фреска на задней стене церкви, прямо над входом. Святой Бенедикт, как мы помним, объявлен святым покровителем Европы, и здесь его представили именно в этом качестве - как праотца европейских святых. В самом низу на переднем плане мы видим (м.б. кажется? Но очень похож) Пия XII, против беатификации которого мы (я имею в виду православных и, заодно, евреев) так долго бились. Последнее время сила наших аргУментов стала мне казаться не такой уж и сильной. В Монте-Кассино, впрочем, уже все решили без нас.
На этом собственно я был готов откланяться, как вдруг обнаружилось, что можно спуститься в крипту. Крипта в Монте-Кассино - это вам не маленькая келья, а тоже очень большая церковь с тремя нефами и несколькими капеллами. Если "верхняя" церковь ориентирована на восток (это по солнцу было видно), то крипта - наоборот, на запад, так что если "верхнюю" церковь спустить вниз, то она не ляжет на крипту, а станет ее продолжением, но главные алтари расположены друг под другом. Было бы очень интересно прочесть какое-нибудь пространное объяснение иконографии крипты, потому что некоторые места меня поставили в тупик. Увы, путеводитель за 3 евро выдавал общие фразы, так что был здесь бесполезен. Так что рассказываю лишь то, что сам понял. К сожалению, запечатлеть все, чтобы потом на досуге разобраться, не получилось: с освещением было туго; иногда, когда оказывался один, я нагло щелкал со вспышкой (а что такого? св. Бенедикт - он и наш святой тоже). Общее впечатление таково: то, что наверху, это - веселые картинки для профанов, уступка времени; подлинный бенедиктинский дух нашел свое выражение здесь, в крипте.
Пресвитерий с главным алтарем и гробницами свв. Бенедикта и Схоластики:
Или я сильно ошибаюсь (латынь я не изучал, простите великодушно), или надпись на алтаре представляет собой цитату из 83 псалма: "Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни". Обратите внимание на изящное deficit anima mea.
Свод пресвитерия - это прекрасная мозаика, представляющая Христа как виноградную лозу (Ин. 15:1-6). Техника исполнения явно указывает на недавнее происхождение мозаики, но тема-то очень древняя:
Свод главного нефа не поддавался фотографированию, и я, к стыду своему, забыл, что там было изображено. А вот стены нефа поддались моему фотоаппарату. По левой стене символически изображено ветхозаветное богослужение, совершаемое Моисеем, Аароном и Давидом.
А справа показано, что в новозаветные времена Богу мы служим не отмененными жертвами и приношениями, а в духе и истине - своими добродетелями
Мой никчемный латинский подсказывает, что слева показаны целомудрие (castitas) и бедность (paveretas), справа - послушание (obedientia) и постоянство (stabilitas - не путать с пресловутой стабильностью от ВВП!)
Если встать лицом к алтарю, то слева и справа на стенах боковых нефов будут барельефные изображения основателей дочерних монашеских орденов (слева; я запомнил валломброзиан, цистерцианцев и камальдулов) и, огромная неожиданность, членов воинственных орденов (справа; там точно были тамплиеры, госпитальеры, тевтонцы). Видимо, и уставы рыцарских орденов неким образом подражали уставу св. Бенедикта.
Капеллы в левом нефе утопали во мраке, так что о них рассказывать нечего. А вот в правом нефе через решетки удалось увидеть капеллы св. Мавра и Плакиды - двух учеников Бенедикта (кое-что о них я писАл, когда рассказывал о Субиако). Святой Мавр был, насколько я понял, бенедиктинским пионером в Галлии
А святой Плакида выполнял схожую работу на Сицилии. На мозаике отец приводит юного Плакиду к Бенедикту.
Но интересны здесь были даже не эти мозаики со знакомыми персонажами, а загадочные, в духе египетских пирамид, барельефы на стене между двумя капеллами. Выкладываю их в том порядке, как они там помещены.
Левая панель:
Плоды Святого Духа - это понятно. Они там перечисляются: хвала Богу, мир, милосердие, мужество, достоинство, терпение. Похожие слова есть в английском, надеюсь, что они не ложные друзья переводчика.
Правая панель:
Тут тоже дары Святого Духа: вера, доброта (?), великодушие, скромность, постоянство, целомудрие.
А вот надписи со львами, похоже, образуют смысловую пару и выдают какое-то благопожелание: fiat pax et abundantia - это что-то вроде: "да будет мир и изобилие". Если кто-то переведет, буду признателен.
Вот такой неожиданный кусок Древнего Египта попался в крипте Монте-Кассино.
На этом мой поход по аббатству закончился (если не считать захода в магазин, где я разживился местным ликером и шоколадом). Времени было около 11-00, автобус до станции по расписанию дожен был прийти в 12-45, но никакой уверенности в его появлении не было, ведь первый раз он не пришел. Когда я ехал на такси, то видел в Кассино указатели: "Монте-Кассино - 9 км". 9 км плюс проход по городу - это часа два ходу, а поскольку ожидание автобуса, который мог и не приехать, только бы удлинило срок моего возвращения, то я и пошел пешком:
http://goo.gl/maps/jYNzJ.
Спускать вниз - дело легкое, ноги сами несут. Машин на дороге практически не было. К тому же, вышло солнце. Приехал я в Монте-Кассино в наглухо застегнутой куртке, а спустился вниз - с голым торсом. Очень приятная прогулка получилась. Хотя автобус, собака, все же решил выполнить свой второй рейс и проехал мимо меня сначала вверх, а потом вниз, но я его и тормозить не стал.
Аббатство остается на своем месте, а я медленно спускаюсь:
Чуть ниже есть еще и зАмок:
А еще ниже был и Археологический музей, в котором показывают то, что осталось от римского Кассинума. У меня по плану в тот день были старая Капуя и Сант-Анджело-ин-Формис, так что музеем пришлось пренебречь.
Из-за непонятностей с автобусом я не успел на намеченную мной электричку в 13-20 и пришлось ехать на следующей - в 14-10, а та еще в пути минут на 20 задержалась. В результате от задуманных 2 часов в старой Капуе, которые предполагалось потратить на амфитеатр и митреум (мы там уже бывали:
http://sibeaster.livejournal.com/60079.html и
http://sibeaster.livejournal.com/60254.html), оставался лишь час, так что было принято решение не размениваться на Капую, а подождать на станции Санта-Мария-Капуя-Ветере "метропоезда" до Сант-Анджело-ин-Формис. Их там по расписанию было два: на один я опоздал, судя по расписанию, а второго нужно было подожать часок. Каково же было мое удивление, когда выйдя из моего поезда на станции Санта-Мария-Капуя-Ветере, я узнал, что тот "метропоезд", на который я опоздал, еще даже не появился. Он в итоге опоздал на 50(!) минут, но это позволило мне им воспользоваться и последовать в любимую базилику Сант-Анджело-ин-Формис. Так что, невзирая на неприятности, итог дня плучился вполне достойным.