«…- Фамилию позвольте узнать.
- Фамилию я согласен наследственную принять.
- Как-с? Наследственную? Именно?
- Шариков…»
(«Собачье сердце» Булгаков М.А.)
В детстве меня очень обижало, когда иногда во дворе нас со старшим братом обзывали «Шуриками». Было в этом что-то собачье. Наверное, тогда я начал задумываться о происхождении фамилии «Шуров».
Живу я в Подмосковном городе Шатура, куда мой отец с семьей, ещё до моего рождения, приехал жить в 1963-м. И с детства я знал, что в Шатуре живут другие Шуровы, по словам отца, не родственники - однофамильцы. Еще один вопрос из детства: «Почему Шуровы и не родственники?» Много позже, уже получив историческое образование, я серьёзно занялся генеалогическими исследованиями своей семьи и происхождением фамилии Шуров.
В мае 2000 г. передали сенсационное открытие британских ученых. В эксперименте, которые они проводили, принимали участие однофамильцы (если не ошибаюсь, Томпсоны), ранее незнакомые друг с другом. Оказалось, что 80 % исследуемых имели одинаковые гены, что говорит об их происхождении от одного общего предка. 20 % исследуемых, у которых гены оказались различными, признались, что их предки в свое время носили совсем другую фамилию и были
усыновлены Томпсонами. Россия конечно не Англия, территория много крат больше, но…»
Как произошла наша фамилия «Шуров»? Совершенно точно не от имени Александр, Саша, Шура. Иначе бы в России Шуровых было бы чуть меньше чем Ивановых, Сергеевых и Александровых. Несмотря на кажущуюся простоту, фамилия очень редкая, и Шуровых в России (и не только) совсем немного. Нагляден такой пример: среди участников Великой Отечественной войны Шуровых
900 человек. Для сравнения Александровых более 10 тысяч. В сегодняшней столице Москве на 1901 г. в телефонном справочнике упомянут только один Шуров, а в Санкт-Петербурге всего два…
Фамилия в общем редкая, и ниже я расскажу о моих версиях её происхождения. Ну, а вероятность того, что многие Шуровы родственники, а не однофамильцы, конечно есть.
Интересно на своей
странице в социальной сети написал профессионально занимающийся генеалогией Леонид Жуков. Есть в генеалогии несложное правило: на промежуток в сто лет приходится жизнь трех поколений. Значит, 400 лет - это 12 поколений. Тогда, в 12-ом поколении родится 212 = 4096 мальчиков. И если все они - женаты, то вместе с женами - всего: 4096 х 2 = 8192 чел. Плюс к этому времени живы представители 11-го поколения с их женами: 2048 х 2 = 4096 чел. Итого, и получаем - около 12000 чел. (не считая несовершеннолетних детей 13-го поколения). Это - чистая математика и она, конечно, не учитывает реалии жизни. Например, если в 10-м поколении Род потеряет только 200 мужчин, итоговая цифра уменьшится сразу на 2,5 тысячи. А ведь именно на жизнь 10-го поколения (рождения начала XX века) приходилось несколько войн, революции, голод, где реальные потери мужской части Рода могли быть больше.
Заинтересовавшись генеалогией своей фамилии и благодаря интернету и социальным сетям, мне стало ясно что, несмотря на небольшую статистическую величину в массе других фамилий, людей с фамилией Шуров, на просторах России и бывшей Российской империи немало. Причем, хорошо заметны несколько географических точек, где Шуровы встречаются не единицами, а большими группами (смотри карты в 3-й части).
Так где точка отсчета? Откуда (в географическом смысле) произошла фамилия Шуров? Кто были первый «Шур» и «сын Шуров»? Или центров происхождения фамилии несколько? И тогда не все Шуровы родственники, но и есть однофамильцы?
В документах, впервые фамилия «Шуров» упоминается в 1551 году. Есть такой забытый историк, князь
Щербатов Михаил Михайлович. В 1786 году он издал свою «Историю Российскую от древнейших времён». Вот в ней, при осаде русскими войсками Казани, он упоминает два раза воеводу Петра Шурова.
Этот фрагмент очень похож по контексту на то, о чём идёт речь в
Никоновской летописи, крупнейшего памятника русского летописания XVI века. Названа она по имени патриарха Никона, которому принадлежал один из её списков. Для полноты картины, я посмотрел этот отрывок в оригинале (ПСРЛ. Том 13. Часть 1. стр. 165). Точнее, это «Повесть о поставленiи новаго града Свiязскаго, подъ 7059 г.», составная часть летописи. Как видно на иллюстрации ниже, тут упоминается не «Шуров», а «Туров». Кто-то ошибся, или князь Щербатов, или летопись? Попробую разобраться.
Начну с того, что в старых типографских (и письменных) шрифтах, написание букв «Ш» и «Т» очень похоже. Это просто одна и та же, только перевёрнутая, типографская литера. Это хорошо видно на фрагменте из Истории князя Щербатова.
Первый раз Никоновская летопись была издана типографским способом в 1904 году, и стала составной частью Полного собрания Русских летописей. С тех пор ни разу не переиздавалась. В оригинале же, может быть и не «Туров», а «Шуров». Почему? Во-первых, когда князь Щербатов писал свою историю, то в руках он держал оригинал летописи. И написал он - «Шуров». Конечно, он мог и ошибиться, но вот передо мной «История Татарии в материалах и документах», изданная в 1937 году. И здесь на странице 116 идёт речь о тех же событиях 1551 года. Только здесь их участник «Пётр Шуров». Ссылается этот труд на Никоновскую летопись. Причём, именно на ту страницу, размещённую мной выше, и в которой невозможно ошибиться и написать «Шуров» вместо «Туров». Значит у составителя сборника «История Татарстана» Николая Леонидовича Рубинштейна были основания, и другие источники, написать именно так.
В нескольких современных исторических работах рассказывается о событиях 1551 года, и в них упоминается «Пётр Туров». Например, в книге В.Д. Димитриева «
Мирное присоединение Чувашии к Российскому государству». Но источниками этой и других работ является именно типографский вариант Никоновской летописи, на которую они и ссылаются. И потому, они не дают ответа на поставленный вопрос.
Если всё же допустить, что в события 1551 года принимал участие «Пётр Туров», то в истории России в XVI веке есть ещё только одно упоминание этой фамилии. В 1590 году одним из
основателей города Саратов, «при впадении реки Гуселки в Волгу», был Фёдор Михайлович Туров, ставшим позднее первым городским головой.
Ответ только в оригинале Никоновской летописи, который я нашел, и выглядит он вот так.
1400 страниц плохо читаемого текста. Когда разберусь, обязательно дополню этот материал.
В Рязанских писцовых книгах XVI века, в 1594 году
фигурируют помещики Давыд Григорьевич Шуров и Истома Шуров. Вот в таком контексте они упоминаются: «…Да за Иваном же, что было за Некрасом за Медуховым, а преж того было в вотчине за Давыдом за Григорьевым сыном Шурова, жеребей в пустоши, что была деревня Гомзяковская да Бихинская тож, на реке Осетреце». И ещё в двух местах упоминается Давыд, и в одном Истом. Возможно, они как-то родственно связаны с тем воеводой Пётром Шуровым, участником покорения Казани. И видимо, с Давыдом Григорьевичем и Истомом связанно происхождение названия села Щурово под Коломной, и Шуровых в Воронежской и Липецкой областях. Подробнее об этом я расскажу в других частях этого рассказа. А местность, о которой идёт речь в писцовой книге, находится на территории современного Зарайского района Московской области. Речка Осетрец теперь зовётся Осетрик. Впадает она в реку Осётр, а та в Оку. Деревень же, Гомзяковской и Бихинской, давно уж нет.
И в писцовых книгах XVI века Тверской губернии есть упоминание «Шуров», но не фамилии. Там упоминается «Шуров починок» (небольшой населённый пункт).
В 1623 году в Приуралье
упоминается крестьянин Чусовского Нижнего городка Анциферко Григорьев сын Шуров. В этом сочетании имени и фамилии интересно для моих поисков то, что рядом с деревней Костино (откуда родом мой отец), - деревня Анциферово. Может Анциферко ушел на «Камень» из наших краёв? С учетом того, что на Урал русские пришли из центральной России. Да и имя Анцифер очень редкое. Интересно что, по легенде Анциферово основали новгородцы, после разгрома их Иваном III (именно в Новгороде упоминается в летописях «первый» боярин Онцифер). А всего по России 17 населенных пунктов «Анциферово» (часть из них в Новгородской и Псковской областях).
А.В. Висковатов в своей книге «Краткий исторический обзор морских походов русских и мореходства их вообще до исхода XVII столетия» описывая 1667 год и строительство при царе Алексее Михайловиче первого русского фрегата «Орёл» в селе Дединово, упоминает Коломенского кабацкого голову Макарку Шурова. Он же за тем же годом есть в «Дополнениях к Актам Историческим», том 5, изданным в Санкт-Петербурге в 1853 году. Вот, опять Шуров из Коломны. Кстати, от Коломны до моего Костино всего 50 км. Совсем недалеко даже по тогдашним меркам. Возможно, с этим Шуровым меня и связывает какая-то родственная связь.
В книге «Калужская старина», изданной в 1904 г., упоминается «крестьянин Аксён Григорьев сын Шуров» из села Дереево. Он 24 января 1710 года получил земельный участок в Ловышенском стане. Села такого сейчас уже нет, а территориально это рядом с городом Верея под Можайском в Подмосковье.
В том же 1710 году
в переписной книге дворцового села Сарапула Арской дороги Казанского уезда переписи казанского коменданта Н.А. Кудряцова упоминается «Алексей Иванов сын Шуров у него жена Парасковья Савинова сын Василий».
Шуровы из Сарапула и Чусовского вряд ли местные. Скорее, они из Центральной России и это их промежуточные пункты по пути дальше к «лучшей жизни», в далёкое и желанное «
беловодье». Упоминаются они в населенных пунктах стоящих на дороге (по рекам Кама и Чусовая) за Урал. Других путей на Екатеринбург и дальше тогда не было. Возможно это предки Шуровых живущих сейчас за Уралом и дальше. И если меня лично (кроме фамилии) что-то и роднит с этими Шуровыми, то только возможно их предки, но не их потомки. А вот Шуров Аксен из Боровского уезда для меня интересней тем, что Верея - это один из современных центров Подмосковного старообрядчества, а участок выделенной ему земли находится между Вереей и Боровском. Боровск же, один из центров Российского старообрядчества. Именно здесь в 1666 году отбывал ссылку старообрядческий духовный лидер протопоп Аввакум и была замучена до смерти боярыня Феодосия Морозова, известная всем по картине Сурикова. О том же, что происходило именно в этом году в другой части Подмосковья и как это связано со старообрядчеством чуть ниже.
В историко-юридическом сборнике, изданном в 1891 году в Витебске, в документе от 1713 года упоминается Iwaszko Szurow. Это по-польски, а по-русски - Ивашка Шуров. Почему по-польски? Сейчас город Витебск находится в Республике Беларусь, а тогда, в 1713-м, это было Великое княжество Литовское, которое в свою очередь, после Люблинской унии 1569 года, входило в одно государство с Польшей - Речь Посполитую. Потому и делопроизводство в Витебском воеводстве велось на польском языке. Возможно, этот Ивашка и связан с моими очень дальними предками, но он точно имеет отношение к Шуровым, которые сейчас живут в Белоруссии, Смоленской области и в Забайкалье. Об этот подробнее далее в моём рассказе.
Я рассказал о наиболее ранних упоминаниях Шуровых в различных документальных источниках, теперь же расскажу о родине моих предков Шуровых: есть в Подмосковье территория, называемая
Гуслицей (части Орехово-Зуевского и Егорьевского районов), а жители её сами себя называют ГУСЛЯКАМИ. Владимир Алексеевич Гиляровский пишет о них
во многих своих рассказах. И по ныне, значительная часть населения его - старообрядцы (поповцы белокриничского согласия (т.н. «австрийцы»)). Государственный прессинг старообрядцев-староверов в царские времена был очень сильным. До многого доходило, вплоть до запрета на крещение и венчание. А что для крестьянина и христианина может быть страшнее… Вот, и уходили из Подмосковья староверы «по Рассее», туда где порядки послабее и власти государственной поменьше. И ещё - малоземелье. Семьи большие, детей больше десятка. На младших землицы и не хватало…
Место, где стоял дом, до сих пор называют «Шурова усадьба»
Ну, а в центре этой Гуслицы как раз та самая деревня Костино, родина отца и всех моих предков Шуровых по мужской линии. Именно здесь жил в последние годы правления Царя Михаила, первого из Романовых, крестьянин Сергей. Был ли он родом из этого Костино и была ли у него уже тогда фамилия, наверное, уже никогда не будет известно. А известно по документам только одно, что в 1666 году у него родился сын Василий. И вот именно он стал основателем рода моих Шуровых. Потом были Марка Васильевич, Осип Маркович, Ефрем Осипович, Семён Ефремович…, но об это ниже.
Фрагмент генеалогического дерева с моей мужской линией
Год 1666-й на Руси примечателен ещё тем, что именно с него принято считать начало раскола Русской Православной церкви после Никонианских реформ. Именно следствием церковного раскола стало появление в России такого социально и культурологически значимого явления как СТАРООБРЯДЧЕСТВО. Правда, на Руси в то время шел не 1666-й (и этой пугающей цифры никто и не знал), а 7174 год, потому как считали тогда годы не от Рождества Христова, а от Сотворения Мира. Сейчас кстати, в этом летоисчислении 7523 год, а не 2015-й.
Старообрядческая часовня в деревне Костино
На дороге моих генеалогических изысканий мне очень повезло. В середине 2000-х я обнаружил сайт
«Старообрядческое Подмосковье», который объединяет людей, ведущих поиск родственных связей выходцев из Гуслицы. А ведет этот сайт Владимир Андреевич Соколов. География моих поисков и поисков на этом сайте совпали, и я почерпнул очень много недостающей мне информации, сам в свою очередь, оказав ту же услугу. Результатом работы сайта, и прежде всего Владимира Соколова и его супруги Галины, стала вышедшая в 2014 году книга
Старообрядческие фамилии Восточного Подмосковья».
Обложка книги
В книге (в том числе) расписана документально подтвержденная родословная моих Шуровых, начиная с Василия сына Сергеева, родившегося в 1666 году в деревне Костино Богородского уезда Московской губернии, государственного крестьянина, до моих сыновей. Итого - 13 поколений моих Шуровых.
1. Сергей (родился в первой половине XVII в.);
2. Василий (1666 - после 1719);
3. Марка (1711 - 1771);
4. Осип (1734 - после 1771);
5. Ефрем (1767 - 1827);
6. Семён Шуров (1789 - после 1858);
7. Иван Шуров (1820 - после 1888);
8. Пётр Шуров (28.9.1851 - после 1900);
9. Иван Шуров (1870 - 1953);
10. Денис Шуров (1911 - 1942);
11. Виктор Шуров (род. 1935);
12. я;
13. Два моих сына.
Так вот, по документам из моего генеалогического дерева, фамилия Шуров у моих предков появляется на рубеже XVIII и XIX-го веков (хотя существовать она могла и НАМНОГО ранее, только переписчиков крестьян она особо и не интересовала, интересовало их количество, читай Н.В. Гоголя «Мёртвые Души»). К этому времени потомки Василия Сергеева носили не только фамилию Шуров, но и Сергеев, Марков, Акимов и Ходнев. Сергеевы, Акимовы и Марковы явно от Сергея, Акима и Марка (они есть в генеалогическом дереве), - в одной деревне много Шуровых, и возможно отдельные дома по имени главы народ мог начать называть «Шуровы Сергеева», «Шуровы Маркова», ну а потом остается только Сергеев и Марков. С Ходневыми видимо также, только фамилия Ходнев от чего другого.
С начала XIX-го века появляются документально зафиксированные выходцы в другие края (но явно были и ранее, - напоминаю, Костинские крестьяне не крепостные, а государственные). И что интересно, дома в Костино по документам у родственников ещё нет фамилии (переписчики…), а там, в далёких краях Костинских выходцев регистрируют уже Шуровыми! А это лишь подтверждает наличие фамилии (Шуров) в семье задолго до XIX-го века.
На рубеже XVIII и XIX веков в Костино жил мой прямой (по документам - ещё бесфамильный) предок, прапрапра… Семён Ефремович (1789 - после 1858) с женой Матрёной Фоминичной (1792 - после 1869). Семён правнук того Василия Сергеева. И было у него четыре сына, Федот, Иван, Федул, ещё один Иван (такое тогда бывало) и одна дочка - Анисья. Так вот, второй сын Иван Семёнович (1820 - после 1888), - это мой прямой предок. А вот третий сын (о первом я ещё расскажу) - Федул Семёнович (1821-после 1858), видимо после женитьбы сначала переезжает жить в соседнюю деревню Елизарово. Но вскоре, по каким-то причинам, уезжает жить на Урал. Возможно к кому-то, кто уехал раньше. Там он записывается как выехавший из деревни Елизарово, Богородского уезда, Московской губернии. Но самое главное! Там он записывается Шуровым! На Урале Федул перешел из крестьян в купеческое сословие. Владел торговыми лавками в Hижнесалдинском и Hижнетагильском заводах, торговал тканями. Какое-то время проживал в Нижнем Тагиле, обосновавшись в итоге в Екатеринбурге, где основал
мануфактуру.
Его сын Андриан Федулович Шуров (1846 - 1910) стал купцом II гильдии. Владел
фаянсовой фабрикой. На улице Бороздинской у него был
большой дом и магазин. Выпускаемую фаянсовую посуду он обозначал
собственным клеймом.
Клеймо "Шуров"
Гончарно-посудная фабрика в Екатеринбурге перешла к Андриану Федуловичу в 1884 г. от тестя Симона Панфиловича Афонина (фабрика существовала по одним данным с 1840 г., по другим с 1848 г.). В 1870-е гг. она производила продукции на 1 тыс. руб. В 1890 г. она при 30 рабочих произвела продукции на 14 тысяч рублей. А.Ф. Шуров торговал изделиями своей фабрики, а также аналогичной продукцией московских фабрик (4 лавки на Главной торговой площади, против Старого гостиного двора). Кроме того, торговал на Ирбитской и Нижегородской ярмарках. Участвовал в Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге в 1887 г.: экспонировал полуфаянсовую и глиняную посуду. Член попечительского совета старообрядческого Свято-Троицкого храма.
До августа 2015 г. у меня не было информации о детях Андриана Федуловича. Соответственно и информации о современных потомках этой ветви Шуровых. Найти и разобраться с детьми Андриана Федуловича Шурова мне помог екатеринбуржец - Микитюк Владимир Петрович, научный сотрудник Института Истории и Археологии УрО РАН. По различным документам и упоминаниям в тогдашней прессе, известны дочери Андриана - Афанасия и Анфиса, и сын - Пётр Андрианович Шуров (1872 - после 1915). Пётр был доверенным отца на Ирбитской ярмарке (1893). В нач. ХХ в. арендовал спичечную фабрику Белоносова в Сысертском заводском поселке, а затем возглавил глиняно-посудное заведение (Бороздинская ул.). Ну, а ещё Пётр Андрианович был знаменит скандалами: газета «Уральская жизнь» от 1 октября 1903 года рассказала читателям о жестоком обращении Петра Шурова с лошадьми на своей заимке. За это он был оштрафован на 10 руб. В 1903 г. вместе с Ф.Е. Войтеховым устроил шум и оказал сопротивление полицейскому Вандаловскому, за что в 1904 г. получил 2 месяца ареста без замены срока штрафом. В 1908 году Петр Андрианович выбыл из купеческого сословия из-за не выборки сословного свидетельства. В Российской Империи, в отличие от других сословий, пребывание в купечестве не было пожизненным. Купец обязан был выбирать (оплачивать) гильдейское свидетельство ежегодно. Если же в установленный срок он не возобновлял свидетельство, то вместе с членами своей семьи выбывал из гильдии. Вот и Пётр по каким-то причинам не оплатил в срок стоимость гильдейского свидетельства, и выбыл из купеческого сословия. Возможно, причина ещё в том, что после изменения Российского предпринимательского законодательства в начале ХХ века, купеческое сословие уже не имело многих значимых привилегий, а заниматься торговлей можно было и в качестве мещанина, не уплачивая очень большой ежегодный взнос (гильдейское свидетельство). Далее о Петре: в ноябре 1911 года он попал под суд по обвинению в получении обманом 500 руб. с вдовы бирского торговца Гагарина, судом присяжных признан виновным и приговорен к 1 году арестантских рот. До вступления приговора в законную силу выпущен на свободу под залог, скрылся и несколько лет, прятался. Арестован в мае 1914 г. В силу потери юридической дееспособности, после смерти в 1910 году отца Петра - Федула Семёновича Шурова, магазин и фабрику наследовал сын шебутного Петра - Иван Петрович Шуров, которому на тот момент исполнилось 20 лет. К сожалению, больше об этой семье мне ничего не известно. Остались ли они в Екатеринбурге после революций 1917-го или нет, вопрос, который своими поисками я попытаюсь решить. Мне известны несколько Шуровых, жителей Екатеринбурга (Свердловска), с «подходящими» отчествами, но это пока ни о чём не говорит.
Интересно ещё то, что в Екатеринбург семья Федула Шурова перебралась в середине XIX века из Костино не одна. Тогда же там поселились другие выходцы из Костино - Афонины, Шлыковы, Чекаловы и Янины. Или приехали к кому-то, поселившемуся там раньше?
Сейчас в Свердловской области, в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Камышлове проживает много Шуровых. Ранее я предполагал, что они потомки Андриана Федуловича Шурова. Но всё оказалось совсем непросто. Ниже я подробно объясню почему.
У Федула (уехавшего на Урал) в Костино остался старший брат (тот самый - первый) Федот Семёнович (1807-1842), ну и мать с отцом и ещё двумя братьями. Так вот, у Федота было три сына, один из них Ананий Федотович Шуров (1830-1876) уехал жить в Киев. Стал там
купцом II гильдии. В центре Киева построил большой дом на Константиновской 33/8.
Дом купца Шурова в Киеве
Ананий Федотович основал там Киевскую ветвь Шуровых, современным представителем которой является
Константин Викторович Шуров, Председатель Русской Общины Украины. Он мой шестероюродный брат (это наша степень родства). Константин рассказал, что в Киеве живут и другие Шуровы. С его слов, предки их из Воронежа. Родственники ли они или однофамильцы? Время и поиски покажут.
Киевлянин Шуров Константин Викторович
Click to view
Константин Шуров в программе "Политика с Петром Толстым" (02.04.2014)
У моего прапрадеда Петра Ивановича Шурова (1851 - после 1900), так же жившего в деревне Костино, было двенадцать детей. Так вот, двое из них Григорий Петрович Шуров (1874-1933) и Дмитрий Петрович Шуров (1887-1941) уехали жить в город Пермь. Дмитрий Петрович в 1941 году был
репрессирован, была ли у него семья мне неизвестно. А у Григория Петровича было две дочери и сын -
Николай Григорьевич Шуров, заслуженный артист РСФСР.
Николай Григорьевич Шуров
Актерская судьба помотала его по стране. Жил и работал в театрах Свердловска, Ижевска, Березняков, Орджоникидзе (Владикавказ). В конце концов вернулся в родную Пермь, где сейчас живут сын и внук Николая Григорьевича. Сын, Сергей Николаевич Шуров - заведующий кафедрой ПНИГУ.
Мой прадед Иван Петрович
Мой же прадед Иван Петрович (1870 - 1953) (он на фото) совсем немного отстал от своего отца. У него было "всего" 10 детей, семь сыновей и три дочери. Пятеро от первого брака (жена умерла), и пятеро от второго. Он, кстати, одним из первых в Костино вступил в колхоз, но быстро разочаровавшись, вышел, и до конца жизни в него так и не вступил. С Иваном Петровичем связана одна такая интересная история, о которой до сих пор рассказывают как о чудесной легенде: где-то в начале 1950-х начался в деревне Костино пожар (дед Иван жил тогда уже не у железной дороги (место на фото), а в центре деревни). Горели пять соседних домов. Тогда мой прадед, по словам - большой богомолец, взял в руки икону Богородицы и начал кругами обходить свой дом. И, на глазах толпы народа, произошло Чудо! Огонь перелетает через дом Ивана Петровича Шурова, и затем сгорают следующие пять домов… Дом прадеда остаётся целым! Пришлось потом перед местным участковым, не поверившим в «чудо», и почувствовавшем в этом всём что-то не то - «крупно проставляться».
Его сын и мой дед, Денис Иванович Шуров (1911-1942) был седьмым по счету ребенком. Женился дед на Костинской девушке Пелагее Собакиной. В 1935 году родился первый сын - мой отец, Шуров Виктор Денисович.
1941 год. Семья моего отца (ему 6 лет)
И молодая семья переехала жить в соседний поселок (теперь город) Куровское, где дед уже работал на ткацкой фабрике. Именно сюда, в Куровскую, в первую очередь ехали жить и работать парни и девушки из Костино. И именно здесь сейчас живёт много Шуровых. Все они мои родственники в разной степени родства.
А потом была война. Дед Денис ушел в ряды ополчения. И осенью 42-го моя бабушка Поля получила извещение: «Ваш муж Шуров Денис Иванович пропал без вести»… Прошло много лет, и только в 2013 году я сумел найти братскую могилу, где он захоронен, а 9 мая 2014 года мой отец и его сестра (моя тётя - Раиса Денисовна Евментьева) побывали на могиле своего отца на Новгородчине под Старой Руссой.
Став в 30 лет вдовой, моя бабушка в тяжелые военные и послевоенные годы сумела вырастить и поднять сына и дочь. Сын (мой отец - Виктор Денисович Шуров) получил высшее очное образование, и по распределению далеко не покинул родные края. Несколько лет жил и работал в соседнем Егорьевске. Женился в 1958 году на Куровской девушке Марии Алексеевне Бариновой (род. 1936 г.). В Егорьевске в 1960 году родился мой старший брат Игорь. А в 1963 году отца перевели в город Шатуру, поднимать мебельное производство на новом комбинате, где уже в 1965 году родился и я.
1977 г. моя семья. Мне 12 лет.
Один из братьев деда Дениса - Иван Иванович Шуров (1910-1942) уехал жить в Ликино-Дулёво. Перед войной он занимал должность Председателя Горисполкома. Если посмотреть на год его рождения, то шел ему в это время третий десяток лет. Неплохой карьерный рост! Возможно это как-то связано с тем, что в это же время, в Орехово-Зуево первым секретарём райкома ВКП(б) был Шуров В.Я. Он-то и подтянул однофамильца Ивана Шурова по карьерной и социальной лестнице. Мой отец вспомнил такую историю. В 1941 году, прямо перед войной, Иван Иванович Шуров приезжал из Дулёво в Костино навестить отца и родню. И сильно поспорил с моим дедом и своим братом Денисом Ивановичем. Причём, причиной ссоры был Никита Сергеевич Хрущёв. Да, да! Хрущёв. А, причём здесь Хрущёв и кто такой Шуров В.Я. из Орехова, я объясню и расскажу ниже в этом рассказе. Ну, а живущие сейчас в Ликино-Дулёво Шуровы - потомки Ивана Ивановича Шурова.
Другой брат моего деда - Фирс Иванович Шуров (1918-1960-е) после участия в Великой Отечественной войне, воевал ещё и в Японскую кампанию. Домой он не вернулся. Остался жить во Владивостоке. Мой отец с ним когда-то переписывался, и я знаю, что у него было много детей. В современном телефонном справочнике Владивостока нашел четырех Шуровых. Возможно получится как-то с ними связаться, и тогда этот рассказ получит дальневосточное продолжение.
Таким вот образом разбрасывала жизнь Костинских Шуровых по стране. Вот и Шуров Александр Федулович (1921-1981) поездил по стране. Долгое время жил под Братском в Заярске, где родились его дети. В итоге же - осел в Подмосковном Подольске. Живущие здесь ныне Шуровы его потомки. Часть из них живёт в Москве.
В составленном генеалогическом дереве «моих» Шуровых есть те, кто в молодости попал «под переписку», а потом пропал. Таких около 20-ти человек. Допускаю, что кто-то мог умереть в детстве, но всё же, большая часть ушла из Костино и начала новую жизнь в новых краях. Вот такие концы и интересно находить и связывать. Например, моя родственная связь с Федулом Семёновичем Шуровым из Екатеринбурга была только моим предположением, а потом всё «срослось». Или, еще в середине 2014 года вышеупомянутый Ананий Федотович Шуров (из Киева) был у меня среди «потерянных», но теперь Киевская ветвь Шуровых составная часть генеалогического дерева ШУРОВЫХ от Василия Сергеева из деревни Костино.
Так выглядит генеалогическое дерево от Василия Сергеева из д. Костино
Все вышеперечисленные люди мои родственники разной степени родства и, соответственно, все они включены в генеалогическое дерево. Широка их география, и видимо, не мал процент от общего количества Шуровых. В следующих же частях я расскажу о других известных мне Шуровых, родственную связь с которыми я ещё не сумел доказать или найти.
Продолжение читайте во второй части ЗДЕСЬ СПИСКИ ШУРОВЫХ, УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Шуров Олег Викторович
Московская область, город Шатура
17.03.2016
p.s. Возможно моя публикация заинтересовала кого-то из Шуровых, у кого есть дополнительная информация по теме рассказа. Пишите мне olsh07@yandex.ru