Сперва я собрался написать большой текст об эстетике Питера Гринуэя, но потом решил остановиться на последнем его фильме - «Гольциус и Пеликанья компания» (а об эстетике как-нибудь позже
( Read more... )
Есть что-то похожее на отрезвление, но заказ как таковой еще не сформирован, поэтому пока лишь в форме осторожных высказываний о Сноудене или толерантности. В Европе большую работу проделал на этот счет пессимизм в отношении ЕС (когда вместо свобод новые члены получают ограничения и квоты). Гринуэй же в этом смысле всегда был инфан террибль. Но у него цинизм власти дан через эстетику, поэтому не так возмущает. И все же можно заметить, эволюцию темы. Если в более ранних фильмах - это власть бандита (Повар, вор, его любовница и ее любовник), частного фонда (Живот архитектора) или изгнанного правителя (Книги Просперо), то в последних фильмах - это именно властная верхушка общества (Ночной дозор, Гольциус), которая держит за собой право в любой момент заткнуть рот художнику.
"Гольциус" - несомненная удача, но при чем тут порнография. То чем они занимаются в фильме в ту эпоху называлось "либертинажем", пощекотать усы клерикальному тигру. Порнография это действительно "усилитель онаниста". Любая эстетизация его портит. Что уж говоритъ, когда даже Playboy и тот уступал Hustler'у по тиражам, а порно-фильмы заменили любительские видеоклипы
( ... )
Прямо таки с языка сняли. Только вчера та же идея пришла в голову: "Книги Просперо" очень и очень сильно похож на "Гольциуса", но в первом случае (вы совершенно правы) - неудача, во втором полный успех.
Я думаю, Гринуэй как раз играет на разночтении двух смыслов порнографии: с одной стороны современная модель визуальности (порнографичная по сути) и с другой банальная продажа секса, подразумевающая унылый онанизм по ту сторону экрана. Гринуэй столь часто упоминал порнографию в своих интервью по поводу этого фильма, что стало казаться, что он говорит именно о втором смысле. Но для него порнография (и тут он этимологически прав) - вопрос изображения непристойного, порочного, развратного. Порно-графия - это по сути важная рубрика искусства. В связи с чем вспоминается его замечание о собственной бабушке, которая считала неприличным, если ножки фортепиано не закрыты тканью.
Comments 7
Актуально. Новый вызов, отрезвление, переоценка?
Reply
Гринуэй же в этом смысле всегда был инфан террибль. Но у него цинизм власти дан через эстетику, поэтому не так возмущает. И все же можно заметить, эволюцию темы. Если в более ранних фильмах - это власть бандита (Повар, вор, его любовница и ее любовник), частного фонда (Живот архитектора) или изгнанного правителя (Книги Просперо), то в последних фильмах - это именно властная верхушка общества (Ночной дозор, Гольциус), которая держит за собой право в любой момент заткнуть рот художнику.
Reply
Reply
Reply
Reply
Я думаю, Гринуэй как раз играет на разночтении двух смыслов порнографии: с одной стороны современная модель визуальности (порнографичная по сути) и с другой банальная продажа секса, подразумевающая унылый онанизм по ту сторону экрана.
Гринуэй столь часто упоминал порнографию в своих интервью по поводу этого фильма, что стало казаться, что он говорит именно о втором смысле. Но для него порнография (и тут он этимологически прав) - вопрос изображения непристойного, порочного, развратного. Порно-графия - это по сути важная рубрика искусства.
В связи с чем вспоминается его замечание о собственной бабушке, которая считала неприличным, если ножки фортепиано не закрыты тканью.
Reply
Ну это просто эпатаж, характерный для всех европейских режиссеров. Фон Триер вот вообще иначе не может.
Reply
Leave a comment