Сперва я собрался написать большой текст об эстетике Питера Гринуэя, но потом решил остановиться на последнем его фильме - «Гольциус и Пеликанья компания» (а об эстетике как-нибудь позже
( Read more... )
"Гольциус" - несомненная удача, но при чем тут порнография. То чем они занимаются в фильме в ту эпоху называлось "либертинажем", пощекотать усы клерикальному тигру. Порнография это действительно "усилитель онаниста". Любая эстетизация его портит. Что уж говоритъ, когда даже Playboy и тот уступал Hustler'у по тиражам, а порно-фильмы заменили любительские видеоклипы.
Гринуэй часто занимается бравирует сексуальной откровенностью по тому же принципу - любит считать себя либертином. Хотя, на фоне сегодняшних европейских стандартов, это детские сказки, юбка покороче.
А вообще он жертва не только "литературного" подхода к кино, но и вообще - традиции восприятия любого фото-киноряда буквально (а стало быть, порнографично). "Просперо", например, неудачен тем, что все эти бесконечные обнаженные тела не воспринимаются естественно как у Караваджо, а скорее похоже на сцены в общественных банях. Он конечно великий борец, но кино так и не стало "высоком" визуальным искусством не потому, что средства плохи, а потому что, как он сам гениально заметил в одном интервью, "мы живем в эпоху визуального варварства".
Люди не осознают степень этого варварства. Это как бы, если бы спросили человека, что он думает о "Ходжи Мурате", а он стал бы разливаться, что запятые идут с удивительной, прямо музыкальной регулярностью, и параграфы все такие мощные, ритмичные... Одно японцы, наверно, имеют хоть какую-то элементарную визуальную культуру. Отчего так, не знаю. Литературность, текстовость одолела всё.
Прямо таки с языка сняли. Только вчера та же идея пришла в голову: "Книги Просперо" очень и очень сильно похож на "Гольциуса", но в первом случае (вы совершенно правы) - неудача, во втором полный успех.
Я думаю, Гринуэй как раз играет на разночтении двух смыслов порнографии: с одной стороны современная модель визуальности (порнографичная по сути) и с другой банальная продажа секса, подразумевающая унылый онанизм по ту сторону экрана. Гринуэй столь часто упоминал порнографию в своих интервью по поводу этого фильма, что стало казаться, что он говорит именно о втором смысле. Но для него порнография (и тут он этимологически прав) - вопрос изображения непристойного, порочного, развратного. Порно-графия - это по сути важная рубрика искусства. В связи с чем вспоминается его замечание о собственной бабушке, которая считала неприличным, если ножки фортепиано не закрыты тканью.
Гринуэй часто занимается бравирует сексуальной откровенностью по тому же принципу - любит считать себя либертином. Хотя, на фоне сегодняшних европейских стандартов, это детские сказки, юбка покороче.
А вообще он жертва не только "литературного" подхода к кино, но и вообще - традиции восприятия любого фото-киноряда буквально (а стало быть, порнографично). "Просперо", например, неудачен тем, что все эти бесконечные обнаженные тела не воспринимаются естественно как у Караваджо, а скорее похоже на сцены в общественных банях. Он конечно великий борец, но кино так и не стало "высоком" визуальным искусством не потому, что средства плохи, а потому что, как он сам гениально заметил в одном интервью, "мы живем в эпоху визуального варварства".
Люди не осознают степень этого варварства. Это как бы, если бы спросили человека, что он думает о "Ходжи Мурате", а он стал бы разливаться, что запятые идут с удивительной, прямо музыкальной регулярностью, и параграфы все такие мощные, ритмичные... Одно японцы, наверно, имеют хоть какую-то элементарную визуальную культуру. Отчего так, не знаю. Литературность, текстовость одолела всё.
Reply
Я думаю, Гринуэй как раз играет на разночтении двух смыслов порнографии: с одной стороны современная модель визуальности (порнографичная по сути) и с другой банальная продажа секса, подразумевающая унылый онанизм по ту сторону экрана.
Гринуэй столь часто упоминал порнографию в своих интервью по поводу этого фильма, что стало казаться, что он говорит именно о втором смысле. Но для него порнография (и тут он этимологически прав) - вопрос изображения непристойного, порочного, развратного. Порно-графия - это по сути важная рубрика искусства.
В связи с чем вспоминается его замечание о собственной бабушке, которая считала неприличным, если ножки фортепиано не закрыты тканью.
Reply
Ну это просто эпатаж, характерный для всех европейских режиссеров. Фон Триер вот вообще иначе не может.
Reply
Leave a comment