1940 год, живописный городок Кастелькута, Сицилия. Фашистская Италия вступает в войну. 13-летний Ренато, в целом от лица которого и ведётся повествование, допущен к местному братству «наблюдателей». Предметом наблюдений, и как следствие подростковых аутоэротических игр, является Малена - женщина, чья жизнь разрушена по причине красоты. Она является объектом вожделения со стороны каждого мужчины и мальчика в городе, в то время как для Ренато, она больше похожа на сон, на героиню сновидений, женщину, которую он хочет защитить, возможно, даже от самого себя.
«Малена», фильм основанный на рассказе Лучано Винцензони, и адаптированный
Джузеппе Торнаторе, имеет сюжет отчасти напоминающий «Амаркорд» Феллини. Как и ещё одна работа Торнаторе
«Новый кинотеатр Парадизо», «Малена», пребывает в некой ностальгии по прошлому, стараясь смотреть вперёд через глаза одного молодого мужчины. Кроме этого, действие в обоих фильмах разворачивается на фоне Второй мировой войны, и сосредотачивается на созревание молодого героя и последующей потери им невинности. В конечном счете, «Малена» - это действительно история именно молодого героя - Ренато. Он-рассказчик смотрит назад через туманы десятилетий, в детство, и эмоционально направленная история, помогает ему превратиться в человека. Когда фильм только начинается, он резвится в коротких штанишках (как знак детства), но, прежде чем заканчивается сюжет картины, он делает символический переход на длинные брюки (зрелость).
Первые две трети фильма заняты смесью навязчивого вуайеризма и фетишизма Ренато по отношению к Малене, а отсутствие контакта между ними, скорее служит рассмотрением Малены как собирательно-воображаемого образа, нежели как реального человека, или лишь характера взбудоражившего воображение Ренато. К финалу история приобретает ностальгическое настроение, временами сменяясь с любопытной смеси фантазии на трагический сюжет, в котором молодой человек вырастает глядя с замиранием на женщину, и, по сути женится с мыслью о ней.
8 из 10