Ваш вопрос свёлся к тому, что первично - увеличение знаний ради самих знаний (а станет от этого миру лучше или хуже, нам не важно - "если пианино способствует лучшему пониманию мира, не важно, улучшает оно сам мир или нет. Такой цели не предполагается") или - улучшение мира (а приведёт ли это к увеличению знаний - не обязательно. Например, теоретически с голодом можно бороться путём трансглюкирования всех, на кого еды не хватило - голод исчезнет. Другой путь улучшения мира - увеличить знания, но не ради знаний вообще, как в первом варианте, а только ради решения какой-то конкретной прикладной проблемы в мире).
Обсуждение сделало круг - то что мир улучшаем, это вопрос веры. Я бы даже сказал - такая вера - неотъемлемая часть христианства и иудаизма при которых и случился весь прогресс последнего времени (рай как потерянный лучший мир, попытка построения такого рая на земле своими силами, наставления через Адаму и Еву всем людям - трудиться, растить детей, etc. теорема малых дел для благополучия всех).
Идея материального прогресса, о котором Вы говорите, не имеет прямого отношения ни к христианству, ни тем более к иудаизму. Мессианские взгляды указывают на мессию, а не людей, как агента улучшения мира. Соотвественно, прогресс был вначале (Бэкон) задуман как способ приближения конца света в соответствии с пророчеством из книги Даниила (где утверждается что перед приходом мессии резко увеличится объем знаний). Улучшения мира достигается не в результате приложения знаний, что не имеет значения, тк наш мир все равно обречен, а в том, что без такого понимания не наступит конец света, который и есть то самое улучшение, чаемое страждущими улучшить мир. Это катаклизм, а не процесс, и улучшение означает полное исчезновение существующего мира. С таким взглядом можно соглашаться, можно нет; по крайней мере в нем есть логика. К концу 18-го века прогресс сращивается с мелиоризмом, с которым он (как идея) не имел до того ничего общего. Последний ближе к суеверию, чем вере, тк не основан ни на эмпирическом знании, ни на откровении. Его основание
( ... )
Comments 27
- увеличение знаний ради самих знаний (а станет от этого миру лучше или хуже, нам не важно - "если пианино способствует лучшему пониманию мира, не важно, улучшает оно сам мир или нет. Такой цели не предполагается")
или
- улучшение мира (а приведёт ли это к увеличению знаний - не обязательно. Например, теоретически с голодом можно бороться путём трансглюкирования всех, на кого еды не хватило - голод исчезнет. Другой путь улучшения мира - увеличить знания, но не ради знаний вообще, как в первом варианте, а только ради решения какой-то конкретной прикладной проблемы в мире).
Reply
Reply
(рай как потерянный лучший мир, попытка построения такого рая на земле своими силами, наставления через Адаму и Еву всем людям - трудиться, растить детей, etc. теорема малых дел для благополучия всех).
Reply
Reply
Leave a comment