Идея материального прогресса, о котором Вы говорите, не имеет прямого отношения ни к христианству, ни тем более к иудаизму. Мессианские взгляды указывают на мессию, а не людей, как агента улучшения мира. Соотвественно, прогресс был вначале (Бэкон) задуман как способ приближения конца света в соответствии с пророчеством из книги Даниила (где утверждается что перед приходом мессии резко увеличится объем знаний). Улучшения мира достигается не в результате приложения знаний, что не имеет значения, тк наш мир все равно обречен, а в том, что без такого понимания не наступит конец света, который и есть то самое улучшение, чаемое страждущими улучшить мир. Это катаклизм, а не процесс, и улучшение означает полное исчезновение существующего мира. С таким взглядом можно соглашаться, можно нет; по крайней мере в нем есть логика. К концу 18-го века прогресс сращивается с мелиоризмом, с которым он (как идея) не имел до того ничего общего. Последний ближе к суеверию, чем вере, тк не основан ни на эмпирическом знании, ни на откровении. Его основание - предрассудок о том, что живущие сегодня в каком-то смысле лучше живущих вчера, по критериям этого самого сегодня.
Мне видится противоречие - если мессия может создать царство своими силами, без людей как агентов - то что же он медлит, не начинает, а приходится нам знания наращивать для запуска процесса а без нас никак (притом наращивание бесполезное по приходу мессии).
В двух словах не объяснишь, потому что идея мистическая, основана на бэконовской концепции instauration (не знаю, как перевести). Очень грубо: приращение знаний - следствие глубокого изменения отношения к основам знаний, а не их накопление как таковое, которое лишь следствие этой перемены. Это отношение - не новое, а то, которым обладал Соломон, который единственный из смертных достиг равновесия мудрости и веры. Из этого синтеза возник Первый Храм, и новый синтез явится его восстановлением (instauration), что и приведет к появлении мессии. Мессия не может обновить мир, который его не поймет, тк не имеет ронятийной базы, как бы теперь сказали. То, что ныне называют научным методом - часть этой перемены, которая задумывалась гораздо шире , чем натуральная философия. Перемена основана на изгнании четырех идолов из храма знания. Что это такое - лучше почитать самому. В общем, поверьте мне на слово, что видимых противоречий между бэконовским апокалиптическим видением прогресса и Писанием нет. Вообще-то Новая Атлантида даже написана как бы от лица Соломона.
Спасибо! Как вам кажется, можно ли утверждать что Античность (знания лишь ради них самих, ради лучшего понимания мира) вновь возвращается?
Мне кажется что современный прогресс - это уже движение по инерции. Нет никаких великих задач (ни приближения мессии, ни построение коммунизма, ни колонизации космоса/Нового Света/Антарктиды/...) Всё что можно из реально достижимого на Земле уже почти сделали, а количество котлет и пианин ограниченно доступными ресурсами.
Античность никуда не девалась. Всегда были люди, которым знания было мало, и всегда были те, кому оно было безразлично. Они были и в античности, они есть и сейчас. Новая Атлантида не более нова, чем Новый Свет.
Да, это верно. Остатки былого племени разделились на два лагеря. Одни, грубо говоря, сделали идеалом защиту статуса кво: уберечь 9 миллиардов людей от голода, жары, холода и прочих несчастий. Придумать, чтобы у всех был телевизор, кондиционер, машина и холодильник - ад инфинитум. Даже это кажется все более утопичным. Другие страдальцы ломают головы, чем бы занять обладателей сокровищ, чтобы их жизнь имела пусть уже даже не смысл, но хоть какую-то не чисто животную цель. Как раз вчера читал одного такого футуролога. Ничего лучше, чем бегство из реального в виртуальный мир, он предложить не может. Он только желает, чтобы этот мир был изготовлен со знаком философского качества, возвышая душу, а не был лишь видео игрою с мочиловым плохих парней. Например, убежденный ленинец будет в жить в виртуальном мире, каждый день убеждаясь в победе коммунизма, тк в его мире учение Маркса всесильно, потому что оно верно. У каждого будет такой собственный мир, в котором они будут духовно обогащаться, и нужда в общем для всех мире отпадет, и гори он синим пламенем. Чем более читаешь о будущем, тем менее желания в нем обитать. Это уже даже не движение по инерции. Нет разницы между утопией и антиутопией.
Reply
Reply
Reply
Мне кажется что современный прогресс - это уже движение по инерции. Нет никаких великих задач
(ни приближения мессии, ни построение коммунизма, ни колонизации космоса/Нового Света/Антарктиды/...)
Всё что можно из реально достижимого на Земле уже почти сделали, а количество котлет и пианин ограниченно доступными ресурсами.
Reply
Да, это верно. Остатки былого племени разделились на два лагеря. Одни, грубо говоря, сделали идеалом защиту статуса кво: уберечь 9 миллиардов людей от голода, жары, холода и прочих несчастий. Придумать, чтобы у всех был телевизор, кондиционер, машина и холодильник - ад инфинитум. Даже это кажется все более утопичным. Другие страдальцы ломают головы, чем бы занять обладателей сокровищ, чтобы их жизнь имела пусть уже даже не смысл, но хоть какую-то не чисто животную цель. Как раз вчера читал одного такого футуролога. Ничего лучше, чем бегство из реального в виртуальный мир, он предложить не может. Он только желает, чтобы этот мир был изготовлен со знаком философского качества, возвышая душу, а не был лишь видео игрою с мочиловым плохих парней. Например, убежденный ленинец будет в жить в виртуальном мире, каждый день убеждаясь в победе коммунизма, тк в его мире учение Маркса всесильно, потому что оно верно. У каждого будет такой собственный мир, в котором они будут духовно обогащаться, и нужда в общем для всех мире отпадет, и гори он синим пламенем. Чем более читаешь о будущем, тем менее желания в нем обитать. Это уже даже не движение по инерции. Нет разницы между утопией и антиутопией.
Reply
Leave a comment