Начало тут:
1,
2.
Вообще Баган чрезвычайно любопытен храмовыми комплексами, сохранившимися от древнего мегаполиса и встречающимися здесь буквально на каждом шагу. Именно за этими впечатлениями сюда едут туристы. Ведь, даже грандиозный камбоджийский Ангкор с похожими храмами, по сравнению с Баганом немного бледнеет - так велико здесь количество уцелевших архитектурных форм,
главным образом - пагод
и ступ.
Когда-то, во времена расцвета Багана, здесь стояло больше 10 тыс. таких объектов, построенных по всем правилам, на века. И, действительно, несмотря на прокатившиеся по этим территориям войны, землетрясения и прочие природно-исторические катаклизмы, более 2 тыс. религиозных памятников прошлого сохраняются по сей день.
Говорят, что бирманцы работают над реставрацией наиболее ценных объектов. Но честно говоря, в отличие от происходящего в соседней Камбодже, здесь, в Бирме, подтверждения сказанному я нигде не увидел. Конечно, хотелось бы надеяться, что не увидел лишь вследствие собственной невнимательности, ведь, потерять для всего человечества уникальные бирманские памятники было бы жаль.
Но сегодня их еще очень много, настолько, что ничего даже не надо искать. Они тут везде. Отдельные сооружения и целые комплексы,
стоящие по обочинам дорог,
выглядывающие из-за деревьев
или, с возвышения, открывающиеся на всем пространстве, какое способен окинуть глаз.
Некоторые из этих построек действуют и в них идут буддийские службы,
где, порой, можно увидеть молящихся так искренно, что к ним немедленно хочется присоединиться
или продлить какое-нибудь мгновение, вдруг сделавшееся волшебным,
а другие храмы - совершенно заброшены и находятся в запустении.
Только все они завораживающе монументальны,
не говоря уже о необъятных, архаичных и пульсирующих энергиях, которыми заряжен буквально каждый храмовый камень.
Здесь можно бродить не один день, наполняясь сразу и временем и вечностью.
Вдоволь побродили среди бирманских пагод и мы.
Кстати, в посещаемых храмах, или рядом с ними, в свободном доступе всегда есть вода, отстаивающаяся в специальных кувшинах
и еда.
Совсем немудреная и дешевая
для бирманцев. Посложнее и подороже
для туристов
Здесь на первой тарелке основное блюдо: курица, рыба, тыква, грибы, индийский огурец, рис, зеленый салат. А на второй, в центре -
нгапи, рыбная паста, сырец которой вы уже видели в первой части заметок. Тут ее любят и подают повсеместно - хочешь ешь, а не хочешь - занюхивай. Кроме нгапи на тарелке лежит всякая зелень (сверху и по часовой стрелке): лошадиная трава, разновидность зеленого лука, бамбук, вьетнамский кориандр, трава, которую гид назвала почему-то горчицей, хотя больше всего она напоминала шпинат и почищенный огурец.
В данной подаче блюда, несмотря на ее явную туристическую адаптированность, все же довольно много по-бирмански характерного.
Во-первых, бирманцы обожают видеть на столе разнообразие. Вот, чтобы принесли еду не из одной кастрюли и не из двух, а, хорошо бы, сразу из десяти. И добавили бы к этому еще десять закусок.
Во-вторых, бирманцы не терпят заранее интегрированных блюд, оставляя едоку максимум свободы по компоновке индивидуально-предпочитаемых им ингредиентов в своей тарелке. А поэтому они никогда не уложат содержимое своих поварских кастрюль на одну порционную поверхность, а принесут десять разных или, в крайнем случае, возьмут вот такое национальное блюдо, больше напоминающее менажницу и сложат свое разнообразие в него, так, чтобы все лежало отдельно. А кроме того поставят отдельную плошку с рисом и дадут отдельную миску с бульоном. И пожалуйста - собирай себе из всего, что лежит на столе, и суп, в своем варианте, и второе.
Очень разумный, надо сказать, подход, ранее мне уже ограниченно известный по Китаю и Вьетнаму, но в своей идеологически законченной форме существующий именно здесь, в Бирме.
- А хотите, - предложила Ома Си, когда мы устали обедать, прокатиться на бричке? Глянем на окрестности, проедем через местную деревушку?
- Конечно, хотим - ответили мы и полезли в «карету»,
по всем ощущениям грозившую вот-вот, не дожидаясь полуночи, превратиться в тыкву.
Бирманские пейзажи местами очень красивы, принципиально отличаясь от камбоджийских, ангкорских. Ведь Ангкор стоит прямо в джунглях и храмы, если их прилегающие территории не расчищены, тонут среди деревьев, а постройки Багана находятся на территориях вполне умеренно занятых растительностью и отлично дополняют собой пейзаж.
Покатавшись среди этих прекрасных видов наша бричка въехала в деревню. Обычную бирманскую деревню с грунтовыми улицами, пляшущими заборами,
бычками,
свиньями,
выглядывающими из-за изгородей и хилыми домиками
с дырявыми, бесстекольными окнами.
На улице, возле дома, довольно часто построено нечто похожее на скворечник.
Только это домик не для птиц, а для духов, которых бирманцы уважают и по мере своих возможностей непременно задабривают.
Естественность жизни бирманского крестьянина просто поражает. Его быт и ежедневные занятия предельно просты и напрочь лишены любых излишеств, а жилые дома иногда больше напоминают сараи и только по наличию столов и стульев иногда можно определить, что перед нами самый что ни на есть жилой дом.
Конечно, в тропиках нет зимы и поэтому у местного жителя ограничена потребность в качественном жилье и в одежде. Но пропитание все равно дается ему не даром. Основную еду: рис, пшеницу, бобовые надо выращивать в поте лица. По-особенному любим в Бирме арахис
который охотно едят во всех видах и уж точно обязательно подадут как закуску к пиву, а с помощью нехитрой приспособы
из арахиса жмут масло - основное растительное масло в бирманской кулинарии.
Собирая и уваривая пальмовый сок, делают сахар.
Для этого специально обученный сборщик взбирается на подходящую пальму и надрезает там мужской или женский пальмовые плоды,
с которых, в подставляемый сборщиком горшок, течет сок. Для сахарного производства годится только сладкий утренний сок, вечерний сок - горький.
Затем собранный пальмовый сок сливают в тазы и уваривают до густого остатка,
который как раз и есть сахар. В Камбодже его заливают в особые полусферические формы, а в Бирме и того проще - горячим и еще пластичным скатывают в «конфетки» вручную.
Из того же пальмового сока и риса делают брагу,
которую затем перегоняют, получая алкогольный напиток.
В общем, скучать местному населению разумеется не приходится.
Покатавшись среди деревенских домов и открывая нам некоторые из крестьянских занятий, бричка вдруг остановилась у одного из строений. Извозчик обернулся и что-то забормотал.
- Это его дом, - пояснила гидесса.
- И он приглашает вас к себе в гости.
Мы удивленно переглянулись. Ну, в гости, так в гости. Отказываться же, наверное, будет невежливо?
Продолжение следует..