Вчера в очередном письме
Александра Соколова из Китая вдруг выдала очерк китайского национального характера по поводу праздника: «Здесь тоже Рождество - формальный праздник. Просто возможность отдохнуть от рутины и побыть дома. Китайцы же все равно работают. С утра и до ночи. Если работникам столовой меньше еды нужно готовить, их посылают чистить пруд и бассейны, ремонтировать дома на территории школы и прочее. Китайцы работают с младенчества - начинают с "корзинного" возраста, когда их родители привязывают их к спине в корзинах и работают дни напролет. Они в полустоячем положении, привязанные. В то время, когда мы над нашими малышами трясем игрушками, учим ползать, переживаем, чтобы не плакали. Китайцы просто стучат по своим малышам палкой, чтобы замолчали. Или пересаживают с папы на маму. Это я на рынке наблюдаю. Потом в школе с 6 лет - по 12 часов в сутки, а в старших классах - по 13-14 корпят над учебниками. И как я уже понимаю по методу обучения на моем сыне - их как солдат занимают, чтобы занять. Они иероглифы свои заучивают тысячекратными повторениями, и такой же подход к математике и иностранным языкам и прочим наукам. Сыну задают по 5 страниц примеров в день - просто однотипных 5+10, 10+5, 5+10, 10+5, 5+10, 10+5, потом то же с умножением и т.д. Это - полевые заметки :)»
![](http://ic.pics.livejournal.com/shantinathini/29306709/596554/596554_original.jpg)
Вот такая «читательская аудитория» намечается у меня в более или менее отдаленной перспективе, ибо обсуждаем мы в переписке уже вполне реальную возможность перевода моих книг на китайский язык и выхода на местный книжный рынок. Действительно, китайцы одна из самых усердно читающих наций - и пока я разбираюсь с ситуацией в целом. Конечно, не стоит забывать о прославленном китайском пиратстве, так что
участь «мертвого классика» меня там может ожидать еще вероятнее, нежели в Росии, но ведь «волков бояться - в лес не ходить» :) Книжный рынок перенасыщенный - более полутысячи бумажных издательств по стране, однако продажи электронных версий занимают уже ¼ долю, где даже самиздат сразу попадает потенциально к 195 миллионам пользователей интернета. Если добавить наметившийся йога-бум в Китае, то значительная часть этой потенциальной аудитории может быть активизирована довольно легко и быстро. А поскольку для среднего китайца йога выступает скорее средством физподготовки к ударному коммунистическому труду, выбрали в качестве первой пробы мое методическое пособие по асанам без излишней религиозной пропаганды, ибо их
отношение к духовности мне известно на собственном горьком опыте. Впрочем, сама подготовка издания (особенно перевод на китайский) по расчетам Александры займет несколько месяцев, поэтому пока обозначаю саму тенденцию - и оставляю эту тему до фактических результатов.
![](http://ic.pics.livejournal.com/shantinathini/29306709/596942/596942_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/shantinathini/29306709/597118/597118_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/shantinathini/29306709/597426/597426_original.jpg)