Норма и не норма в развитии ребенка. Часть 4.

Jan 23, 2016 23:04

Оригинал взят у tatiana_ch в Норма и не норма в развитии ребенка. Часть 4.
Часть 1 здесь - http://shakti-osher.livejournal.com/95546.html
Часть 2 здесь - http://shakti-osher.livejournal.com/95946.html
Часть 3 здесь -  http://shakti-osher.livejournal.com/96060.html
Разум и чувства

- Скажите, пожалуйста, до какого возраста можно откорректировать развитие ребенка?

- Поскольку существует такая вещь как психотерапия, в принципе, всегда можно корректировать. Я не знаю возраста. Я не очень верю в психотерапию пожилого возраста, там, на мой взгляд, корректировки не может быть - если чего-то нет, то его взять неоткуда, там может быть только поддерживающая терапия. Во всяком случае, до позднего зрелого возраста, вне всякого сомнения.

- Зрелый когда?

- «Пока с ярмарки не начал ехать», условно говоря. Я не знаю. Опять же, каково развитие. Кто-то в 45 уже ощущает себя пожилым, пожившим человеком, который уже однозначно «с ярмарки едет», а кто-то не вышел из тинейджерства к 45-ти годам.

- Как лучше научить ребенка считывать чужие чувства, реагировать на них?


- Хорошо, что вы задали этот вопрос. Здесь всё очень просто - чувства надо проявлять, то есть они должны быть, ребенок должен сталкиваться со всеми эмоциональными проявлениями, которые есть, и иметь возможность связать их со своим поведением. Он должен понимать, что я делаю это - и это мать выбешивает. Я делаю вот это - и она попадает в состояние сентиментального умиления, и начинает размазывать по столу розовые сопли. Соответственно, я делаю вот так - и меня все не одобряют. Я делаю вот так - и бабушку это радует, а дедушку, пожалуй, это раздражает. Ребенок должен с самого рождения сталкиваться со всей гаммой человеческих чувств и иметь возможность связать их со своим поведением.

- С интеллектом чувства как связаны?

- С интеллектом практически нет. Я вам рассказала историю про Настеньку. Как это связано с интеллектом?

- Если он научится считывать эмоции и понимать, что это приведет к одному, а это к другому, он будет манипулировать взрослыми.

- Ребенок начинает манипулировать взрослыми, достигнув полутора лет, автоматически по программе «я могу вас сделать». Почему это связано специально с эмоциями, я не поняла. Может быть, вы уточните? Допустим, я знаю, что вы любите яйца-пашот и терпеть не может яйца-кокот. Приглашая вас в гости, я буду готовить яйца-пашот - это манипуляция? Ребенок знает, что папа любит чай с двумя кусочками сахара и лимоном, а дедушка пьет чай без сахара, но с двумя пакетиками. И желая получить положительное поглаживание, он папе к приходу готовит тот чай, а, соответственно, дедушке - тот. Это манипуляция?

- Если он что-то хочет получить - приносит чайку.

- Дело в том, что это не вопрос ребенка, это ваш вопрос. Если вы в ответ на принос чайку включаете ему мультики, то, согласитесь, это не имеет отношения к ребенку, это имеет отношение к вам.

- Вы говорите - педагогическая запущенность, но при этом в развивашки отдайте…

- Можно отдать ребенка на улицу, можно отдать ребенка в развивашки - и то, и другое близко. Если мы говорим о маленьком ребенке, а не о более взрослом, который получает образование, то это близко к тому. Честные мамы из рабочих кварталов когда приходят ко мне со своими маленькими детьми, когда я говорю: «Ему полтора года, зачем вы его отдали в группу «Умники и умницы»?» - «Господи, чтобы полтора часа без него кофе выпить», - честно говорят мне мои рабочие мамы с табачной фабрики. Мамы с высшим образованием часто в этом месте делают серьезное лицо.

- Как вы относитесь к методикам правополушарного развития у детей? Методика Жохова, например.

- Знаете, никак не отношусь. Помню, дружила с Александром Захаровым, он всё носился с этой идеей лет 25-30 назад, что обязательно развивать надо то полушарие, сё полушарие. Дело в том, что межполушарная асимметрия формируется к семи годам, она реально формируется с нейрофизиологическим подтверждением, поэтому все эти притопы и прихлопы - не знаю. Кроме того, вы же понимаете: 20% праворуких, 7% или 8% леворуких, все остальные амбидекстры. Я думаю, что вреда особенного не должно приносить. Дети очень устойчивые.

- Вы говорите, проскользнула такая тема, что в школе усредняют детей.

- Нет, что вы, их не усредняют.

- Убивают творчество.

- Не убивает там никто творчество. Просто наша стандартная программа обучения построена на левополушарных вещах, то есть одна задача - одно решение. На самом деле это правда. Или вы хотите сказать, что по-настоящему творческий человек скажет, что в предложении: «Птичка полетела на юг» - четыре подлежащих и пять глаголов? Нет, конечно. Там одно подлежащее и один глагол. Обучение построено на этом, поэтому не сокращать хотя бы период креативности.

- В восемь лет в школу идти?

- О, индивидуально абсолютно. Кому-то уже в шесть надо, кому-то в восемь.

- Очень многие стали использовать домашнее обучение. Как вы к этому относитесь, не считаете ли, что это ребенка как-то ранит в социальном развитии?

- Да нормально. Послушайте, у нас поколениями дворяне получали домашнее образование, и не сказать, чтобы наши дворяне были уж таким совсем отстающим классом. Конечно, кончилось у них всё плохо. Но с другой стороны, ведь у всех всё плохо кончается, вы же понимаете, что и древние империи все рухнули, я уже не говорю про Эхнатона.

Речь идет о том, что дети - очень неустойчивая система.  Если мама хочет себе головную грыжу и хочет ребенка учить дома, она имеет на это право, это ее ребенок, хочет - с кашей съест. Помните, фразы из школьных сочинений, я очень их люблю: «Чем тебя породил, тем тебя и убью», - сказал Тарас Бульба и отошел на три метра. Но, конечно, при этом надо учитывать: если мы ребенку даем домашнее образование, то мы где-то должны обеспечить ему социальное развитие тоже. Это тоже придется нам организовать. Если в школьном варианте мы не должны это организовывать, ребенок у нас будет гулять, а потом они вместе идут из школы, потом они еще ходят в кружок, на продленку и еще куда-то, то маме, которая занялась образованием ребенка дома, об этом надо подумать. Вот и всё.

- Скажите, пожалуйста, есть ли какие-то нормы по развитию двойняшек? На что нужно обратить внимание?

- Двойняшки обычно всегда чуть-чуть запаздывают. Это нормально, потому что они либо зациклены друг на друге, либо они делят пополам. Я помню, ко мне приходили двойняшки, мальчик и девочка, - там мальчик умел считать, девочка умела читать, им было 6 лет. Воспитательница сказала, что они оба умственно отсталые. Это еще ладно. Речь шла о том, что мальчик умел завязывать шнурки, а девочка - застегивать пуговицы. Причем мальчик завязывал обоим, а девочка застегивала обоим. Если хочется очень норму, то их надо разделять и заниматься отдельно с одним, отдельно с другим, иначе они поделят что-то.

- Правильно ли я услышала, что родитель внутри себя сам определяет, что есть для него норма?

- Конечно. Причем не внутри себя, а желательно это как-то вывести в сознание, то есть если вы будете на бессознательном уровне это определять, то дальше вам придется жить по Юнгу: коллективное бессознательное.

- Дальше родитель взаимодействует с социальными структурами - детским садом, школой, у которых есть эта кривая.

- Это если он выбирает. Только что сейчас задали вопрос, что можно выбрать не взаимодействовать со школой, например.

- Допустим, он выбирает взаимодействие. И школа говорит: «Ваш ребенок - не норма». А у меня в голове есть понимание, что мой ребенок - норма. Как тогда? Какие действия родителя?

- Родитель выбирает не то, «норма или не норма» его ребенок. А он выбирает, что такое для него норма. Например, он выбрал: норма - это полноценная социальная адаптация. И тогда он ведет своего ребенка по маршруту к полноценной социальной адаптации. Если, например, у ребенка есть какое-то очевидное нарушение развития, тот же синдром Дауна, раз уж мы о нем говорили, то родитель его обучает как может, и ведет его к полноценной социальной адаптации, например, к работе в универсаме по соседству, где его все будут любить и радостно принимать. Речь идет о том, что мы принимаем решение о маршруте для нашего ребенка, если у него есть какие-то несовпадения с общим выражением лица наших структур.

- Если говорить не о родительском контексте, а, допустим, о воспитателе, который работает с этими детьми - он может внутри себя определять свою норму?

- Да. Более того, он это делает, мы с этим ничего не можем поделать. Воспитатель всегда это делает. Если у учительницы первых классов есть ощущение, что ребенок, который отсиживает 45 минут, время от времени поднимая руку - это норма, а ребенок, который этого не может сделать - это не норма, нам надо иметь в виду, что у нее в голове есть вот это.

- Стоит тогда поменять учителя, если мы видим, что у нее устойчивая норма противоречит, как бы она всё время гнобит ребенка?

- Думайте, взвешивайте.

- Для социализации старших дошкольников и младших школьников есть какое-то понятие достаточного количества человек в группе?

- Нет, ну, что вы? Это очень зависит от темперамента ребенка, от силы его нервной системы. Есть дети, которые вообще не переносят толпу, ребенка нельзя привести ни на один праздник.

- Если у него есть только один друг, и он с ним всё время общается?

- Если у ребенка есть один друг, с которым он общается, это уже хорошо, особенно если мы имеем дело с ребенком, у которого процесс торможения преобладает над процессом возбуждения. У них, как правило, один друг - это для них абсолютная норма. А если ребенок совсем не может установить контакт, кроме как с одним ребенком, конечно, с этим надо работать - пытаться еще с кем-то его свести.

- Если он один на один, то он может.

- Если он с любым из этих пяти детей может один на один установить контакт, значит, с ребенком всё в порядке.

- Для левшей и правшей понятие нормы может быть разным?

- Конечно. Дело в том, что наша культура, материальная культура, устроена под правшей. Допустим, в японской культуре - нет, они пишут сверху вниз и едят палочками. У нас, конечно, левшам труднее.

- Что с ними делать?

- Ничего не делать. Я одно время тусовалась с Захаровым, который считал, что немедленно нужно с этим что-то делать, но я так и не поняла, что. Ничего. Принимать так, как есть, и отдавать себе отчет, что в материальном мире, который устроен для праворуких, левши встречаются с дополнительными трудностями. Точно так же, как ребенок в очках встречается с дополнительными трудностями, ребенок с плоскостопием встречается с дополнительными трудностями. Ну и что?

- Уже есть ощущение, что у него и внутри всё по-другому устроено?

- Это иллюзия, сформированная американскими фильмами, в основном.

- Можно про совсем маленьких? Как можно раньше диагностировать отклонение от нормы, если они не очевидны, те же микропоражения мозга?

- Если на первом году жизни невролог ставил какие-то диагнозы, неважно какие, то это нужно помнить. Ничего специального с этим делать не надо, просто запомнить, потому что это может сыграть в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

- Что с этим делать?

- Слушайте, всё, что я могу сказать по этому поводу, написано в моей книге «Дети-тюфяки и дети-катастрофы».

- Как биолог, скажите, у кесарят всех такие есть поражения?

- Нет, конечно, не у всех, хотя наша медицина считает кесарят группой риска.

- А если гипо- и гипертонус при рождении ставили?

- Тоже ничего не значит. Надо знать, что оно было, но, как правило, в 19 случаях из 20 ничего не значит.

- Насколько может сильно повлиять на ребенка, если на него при оценке нормы и не нормы навешали какие-то ярлыки?

- Если у вас есть малейшая возможность пресечь навешивание на вашего ребенка любых ярлыков, включая «очень одаренный ребенок», пресекать всегда.

- Как? Если это делают родители на площадке, учитель в школе?

- По возможности. Вы же не 24 часа с ребенком, но если есть малейшая возможность это пресечь - это нужно сделать.

- Насколько нужно участвовать в играх ребенка дошкольного возраста?

- Насколько вам приятно.

- Если прямо хочется бесконечно с ним играть?

-  Я рекомендую вам провести эксперимент: дайте себе волю, поиграйте с ним бесконечно. Когда вас затошнит, вы поймете.

- Вы говорили про игрушки из пластмассы. А как вы лично относитесь к конструктору «Лего»?

- Он такой сладенький.

- Скажите, есть какие-то маячки, что что-то очень явно забирает жизненные силы? Сейчас какая-то просто жуткая ситуация с суицидами у 18-летних. Где искать эти корни?

- Я думаю, это индивидуально. Сказать так: знаете, всё дело в том, что в 2,5 года границы не поставили… нет. Я думаю, что всё-таки это индивидуальные вещи. Но очень суицидные вещи - это, конечно, ранняя детская одаренность. Если вдруг тут это досталось, и вы начали в это играть, нужно, конечно, смотреть, смотреть и смотреть. Потому что, понимаете, он вернется обратно в норму. К концу подростковости, к 15, 16, 17, 18 годам. 17 лет прожил одаренным, а потом понял, или ему сказали: «Ты такой, как все, чего ты выкобениваешься?» И он сам видит, что он такой, как все, он не может ничего другого - это, конечно, ужас. В это лучше не играть совсем.

Катерина Вадимовна Мурашова
Практикующий детский и семейный психолог с более чем 15-летним опытом работы

Автор многих известных книг, среди которых: «Ваш непонятный ребенок», «Любить или воспитывать?», «Все мы родом из детства», «Что делать, если в семье растет гипо- или гиперактивный ребенок»

Детский писатель

Подготовила Тамара Амелина

отцы и дети, дети, проблемы, развитие детей, психология, мать-дитя, перепост, обучение, Екатерина Мурашова, поведение ребенка

Previous post Next post
Up