Aug 28, 2013 13:40
Для детей стресс - это, возможно, то, что в большей степени связано с простым физически выживанием. Ресурсы малышей так ограничены, что они не могут самостоятельно выжить, поэтому для них крайне угрожающей является ситуация, когда мамы нет или она реагирует недостаточно быстро, обеспечивая младенца молоком, теплом или чувством защищенности, которые ему необходимы. Если эти нужды не удовлетворяются взрослыми, то малыш может погрузиться в ощущение собственной беспомощности и бессилия. Стресс для ребенка может оказаться травмирующим. Без помощи родителей он на самом деле может умереть.
Детский плач, вызванный душевной болью, когда ребенок чем-то глубоко опечален, так же несет важную информацию. Плач вызывает ответный стресс у родителя, прекращая опасное невнимание, обеспечивает отклик - и с ним выживание ребенка.
Недавние значимые исследования показали, что дети с надежной привязанностью не вырабатывают большого количества кортизола, в отличие от детей, не сформировавших надежной привязанности. Существует мощная связь между эмоциональной незащищенностью и дисфункциональными выбросами кортизола.
Мне не хотелось бы, чтобы сформировалось впечатление, что травма возникает только от экстремальных или длительных переживаний. Психическая травма, влияющая на формирование привязанности, так же может возникнуть от периодических случает игнорирования и насильственных действий. Система привязанности активизируется тогда, когда ребенок боится чего-то или нуждается в утешении, подбадривании, безопасности и для него травмирующим может оказаться то, в подобный момент он такой поддержки не получает.
Здоровая стрессовая реакция подобна сильной иммунной системе - она отвечает жестким сопротивлением стрессовым угрозам и в детстве и во взрослом возрасте. Но как и «социальный интеллект» ее формирование зависит от качества взаимодействия между младенцами и родителями. Кроме того, значимой оказывается возможность прекратить выработку кортизола в нужный момент, до того, как он заполнит все и вся. Иметь возможность переносить и принимать любые чувства, которые в нас возникают, зная, что, когда они начнут переполнять нас, можно будет найти способ с ними справиться - то ли через отвлечение от них, то ли находя облегчение в поддержке других - это безопасная стратегия привязанности. Небезопасные стратегии более сложны: индивиды с тревожным типом привязанности склонны встречаться с высоким кортизолом и чувством ошеломления эмоциями, избегающий тип приходит к характерному для низкого уровня кортизола состоянию отключенности. Оба эти способа влекут за собой сохранение проблемы, которая в дальнейшем будет проявлять себя в эмоциональной жизни.
Сью Герхардт «Как любовь формирует мозг ребенка»
отцы и дети,
дети,
проблемы,
развитие детей,
Заботливая Альфа,
здоровье,
воспитание,
мать-дитя,
цитаты и выдержки,
болезни,
книги,
сепарация