О гормоне кортизол и его влиянии на нашу жизнь

Aug 28, 2013 13:37

Каждый день в нас работает внутренний биохимический завод, скрытый от сознания. Все виды эмоциональных и физиологических реакций происходит автоматически. Волны гормонов накатывают и отступают в течение дня, реагируя на события тела и вне его. Они участвуют в регуляции ежедневных ритмов сна и бодрствования, в процессе переваривания пищи, поддержания температуры тела, большей частью находясь под контролем гипоталамуса, в корковой лимбической зоне мозга. Эти химические вещества оттеняют генные проявления, изменяя поведение индивида с целью сохранить его благополучие. Серотонин помогает нам расслабиться, норадреналин заставляет быть настороже, а кортизол, достигая своего максимума ранним утром, обеспечивает нас энергией на каждый день. Эти ритмические потоки гормонов важны для нашего настроения в течение дня. Все основные системы организма связаны этой нейромедиаторной информацией, нашим «химическим» интеллектом.
Гипоталамус является одной из ключевых областей подкорки, участвующих в регулировании реакции на стресс. Он играет серьезную роль в обработке любого стрессового переживания и ли события, которой приводит к перезагрузке системы или сбою в обычной регуляторной деятельности. Гипоталамус может быть активирован нейрохимическими сигналами из миндалины, которая реагирует на социальные ситуации, вызывающие неуверенность и страх. В ответ гипоталамус запускает механизм реагирования на стресс, называемый ГГН-система (гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система). В результате ее надпочечники вырабатывают кортизол, который позволяет генерировать дополнительную энергию, необходимую для фокусирования на стрессе или постановки в режим «ожидание» всех систем организма до момента, когда со стрессом будет покончено.
Но если стресс не отступает и высокий уровень кортизола сохраняется долгое время, это начинает оказывать разрушительное действие на организм. Он может сделать лимфоциты, клетки иммунной системы, менее чувствительными или даже убивать их, а так же остановить производство новых. Это делает человека подверженным инфекциям, тормозит заживление ран и в некоторых случаях приводит к потере мышечной массы и остеопорозу. В головном мозге наибольшее влияние он оказывает на гиппокамп- долгое воздействие высокого уровня кортизола могут блокировать рецепторы кортизола, делая гиппокамп менее чувствительным к воздействию кортизола, что в свою очередь приводит к тому, что нарушается механизм обратной связи между гиппокампом и гипоталамусом, куда не поступает сигнал о необходимом прекращении производства кортизола. Без такой обратной связи стрессовая ситуация может застрять в положении «включено». При высоком уровне кортизола слишком много глютамата может попасть в гиппокамп и начать процесс отмирания нервных клеток. Гиппокамп начнет давать сбои, а поскольку гиппокамп является ключевым звеном в процессе обучения и запоминания, то человек, подверженный длительному стрессу, может стать забывчивым, несобранным, так же ухудшается способность обдумывать и управлять своим поведением. Так же кортизол может играть свою роль в формировании диабета и гипертонии через увеличение уровня глюкозы и инсулина в крови, который так же может приводить к накоплению жира и увеличению веса.
Но миндалина от кортизола «ловит кайф», кортизол все больше ее возбуждает и заставляет набирать обороты, она продолжает производить норадреналин, который в свою очередь подстегивает производство кортизола. Только передняя поясная извилина способна вернуть в рамки эту «разгулявшуюся» миндалину. Но чем дольше продолжается стресс, тем повреждается больше нейромедиаторов, которые в нормальном состоянии питают префронатальную зону коры и поясную извилину в том числе. Уровень серотонина и дофамина снижается, нервные клетки так же могут начать умирать.
Существует связь между высоким кортизолом и эмоциональными расстройствами, такими как депрессия, нервозность, склонность к самоубийству во взрослом возрасте, а так же расстройствами пищевого поведения, алкоголизмом, ожирением, сексуальному насилию. Механизм реагирования на стресс является настолько существенной системой нашего организма, что его неполадки оказываются в основе поразительного числа болезней.
Дети рождаются с ожиданием, что им помогут справиться со стрессом. У них есть тенденция к низкому уровню кортизола в первые месяцы жизни, пока родители и другие взрослые, заботящиеся о них, поддерживают их в эмоциональном равновесии через прикосновения, покачивания, поглаживания, кормление. Но их незрелые системы очень нестабильны и реакцтивны - из кортизол может подняться до очень высокого уровня, если на них никто не обращает внимания. Младенцы не могут самостоятельно управлять уровнем своего кортизола.
Тем не менее, постепенно они привыкают к неприятным ситуациям, если они уверены, что ситуация будет исправлена взрослыми. И кортизол в этом случае высвобождается не так легко. Как только устанавливается более-менее четкий режим сна и бодрстования (обычно в возрасте 3-6 месяцев), устанавливается и нормальный ритм выработки кортизола, когда он достигает своего пика ранним утром при пробуждении малыша. Однако практически все раннее детство (до 4х лет) уходит на то, чтобы установилась взрослая схема выработки кортизола с высоким уровнем утром и низким - вечером.
До сих пор существует неразбериха в понимании того, как помочь маленькому ребенку справиться с расстройством. Метод «оставить проплакаться и не брать на руки, чтобы не избаловать» до сих пор популярен. Ребенок, чей стресс (а соответственно высокий уровень кортизола) не снимается действиями взрослых, серьезно страдает. Такое отношение подрывает уверенность ребенка в родителях и в мире в целом, делая его еще более зависимым. Есть определенные доказательства, позволяющие предположить, что высокий уровень кортизола может оказать токсическое воздействие на развивающийся мозг. В частности, слишком больше количество кортизола может негативно повлиять на развитие глазнично-лобной и префронтальной зон коры головного мозга - зон, ответственных за распознавание социальных сигналов и приведение поведения в соответствие в социальными нормами.
Гиппокамп так же может пострадать от раннего стресса - при слишком высоком уровне кортизола в это чувствительный период может сформироваться недостаточное количество рецепторов кортизола. Это означает, что в будущем при повышении уровня кортизола при стрессе, меньше количество рецепторов сможет захватить его, и кортизол может наводнить гиппокамп, затрудняя его рост. С другой стороны, у детей, которые получают нужное кол-во прикосновений, которых держат на руках в младенчестве, которые получают достаточное количество внимания в детстве, было обнаружено изобилие рецепторов кортизола в гиппокампе во взрослом возрасте. Это означает, что им легче справляться с кортизолом, выделяющемся при стрессе, т.к. ему есть куда уйти.
Фактически система реагирования на стресс формируется в зависимости от того, с каким кол-вом стрессов ей пришлось столкнуться в период формирования, а так же от того, насколько ей помогали восстановиться.
Важно так же обратить внимание на еще один аспект. У некоторых людей обнаруживается необычайно низкий базовый уровень кортизола, что так же связано с некоторыми болезнями. Почему? Ученые полагают, что это один из способов организма реагировать на продолжительный выборос кортизола - если организм сталкивается с высоким уровнем кортизола на протяжении длительного периода, то со временем он начнет закрывать рецепторы кортизола. Этот процесс известен как «отрицательная обратная связь». Это попытка отключиться от болезненных чувств путем их игнорирования, замыкания в себе и отрицания болезненного опыта - лучше вообще ничего не чувствовать, чем иметь дело с болезненным опытом на протяжении долгого времени. Но эта стратегия может привести к состоянию эмоционального оцепенения и, возможно, временной потерей контроля за сознанием. Дети в таком состоянии и дут по пути пассивного копирования, учась не замечать болезненных или стрессовых происшествий, к сожалению, это может привести к отключению чувств вообще. Исследования показывают, что пренебрежение ребенком и его потребностями в самом раннем возрасте играют ключевую роль в формировании низкого базового уровня кортизола на всю оставшуюся жизнь.
Здесь могут быть пересечения с привязанностью избегающего типа, которая формируется, когда дети чувствуют негативное отношение к себе, которое может перерасти во враждебность или излишнюю критичность. Со своей стороны дети чувствуют злость, хотя живут в семейной культуре, которая не выносит такого самовыражения со стороны детей. Поэтому им приходится подавлять свои чувства. Но подавленные чувства никуда не исчезают. Именно по этой причине подавляемые чувства  порой прорываются - непредсказуемо и неконтролируемо. Чаще всего это происходит с ровестниками. Может показаться парадоксально, но именно те дети, которые демонстрируют наиболее деструктивное поведение, в наибольшей степени пытаются подавить собственные чувства. Наиболее агрессивные мальчики в школе - это не те, у кого зашкаливают гормоны стресса, а те, у кого наблюдается самый низкий уровень кортизола.
Низкий уровень кортизола так же связывают с общим недостатком положительных чувств и эмоций в жизни. У больных алекситимией (сложность выражения чувств словами) наблюдается низкий базовый уровень кортизола. Сложность в назывании и проговаривании чувств восходят, возможно, к самой ранней коммуникации между ребенком и взрослым. Если мать не  учит ребенка облекать в слова телесные ощущения, он, вероятно, не обретает навык организовывать свои чувства и ощущения.
Сью Герхардт «Как любовь формирует мозг ребенка»

отцы и дети, дети, развитие детей, Заботливая Альфа, здоровье, воспитание, психология, мать-дитя, болезни, книги

Previous post Next post
Up