Итак, как мы увидели качество взаимоотношений между родителями и ребенком влияет и на биохимию и на структуру мозга. Когда родители откликаются на сигналы ребенка, они помогают нервной системе созреть и не быть перегруженными стрессами. Они помогают биоаминным схемам установиться на умеренном уровне. Они делают вклад в здоровье иммунной системы и правильное функционирования механизма реагирования на стресс. Они помогают формированию префронтальной зоны коры головного мозга и способности ребенка удерживать информацию в уме, осознавать свои чувства и действовать сообразно им, сдерживать импульсивное поведение, что будет очень важным в его будущей способности вести себя в социуме.
Наиболее часто повторяющееся поведение родителей (и бабушки/дедушки, если они живут вместе с ребенком и проводят с ним много времени) будет зафиксировано в мозге ребенка в нейронных путях в качестве руководства в отношениях между людьми. Ребенок будет учиться тому, что ожидать от других людей в рамках тесных отношений. Отзывчивы другие люди к чувствам и потребностям друг друга или чувства и потребности надо прятать? Другие могут помочь мне справиться с эмоциями, помогут почувствовать себя лучше или они будут обижать и разочаровывать меня? Базовая психологическая организация формируется в ходе обучения, основанного на нашем эмоциональном опыте пережитом в самые первые месяцы жизни.
Еще одна важная причина, по которой социальное обучение так важно, состоит в том, что оно дает нам средства для восстановления после тяжелого стресса и несчастья. Обладая уверенностью в том, что значимые для человека люди отзовутся, когда ты будешь в них нуждаться, позволяет сохранить позитивный настрой при преодолении сложных ситуаций. Знание о том, как отвлечься от тяжелых чувств, когда ты не можешь ничего с ними сделать, позволяет пережить их. Люди, которые не владеют такими навыками с трудом поддерживают душевное равновесие. Их возбуждение часто застревает в положении «включено» или «выключено». В положении «вкл» они часто огорчаются и остаются огорченными долгое время, их мысли «застревают» на плохом, усугубляя печаль, им трудно выбраться из такого состояния самостоятельно. В положении «выкл» они подавляют свои чувства, избегают других людей, не рассказывают о своих переживаниях, остаются в печали так долго, как долго воспоминание о ее причинах остается в памяти. Эти две тенденции близки к категориям ненадежной привязанности - «избегающей» и «тревожной». «Дезорганизованная» привязанность характеризуется переходами от одной тенденции к другой.
Когда родители испытывают сложность в том, чтобы ответить на потребность своих малышей, потому что они сами в депрессии, одиноки, не справляются с управлением своими чувствами, живут с партнерами, которые не в состоянии оказать им должную поддержку, тонкий процесс раннего развития может пострадать и те же самые проблемы регуляции будут переданы следующему поколению.
Корни многих эмоциональных расстройств по сути своей являются регуляторными. Эмоциональные расстройства являются результатом целой цепи происшествий, корнями уходящих к сформированным в самые ранние периоды жизни схемы регуляции, на которые повлияли более поздние обстоятельства и последующие закрепления этих схем.
Все растущее участие женщин в экономической жизни, особенно в период, когда дети еще очень малы, делает все более затруднительным соответствие требований карьеры и требований материнства. В этот период жизни, для которого характерен особенно активный рост числе страдающих от депрессий, все о большем числе детей в дневное время заботятся незнакомые люди. Если раньше феминистки кричали о молодых матерях, «задыхающихся» в своих домах, когда для них невозможна никакая другая жизнь роль, кроме роли «мамы» или «жены», то нынешняя ситуация становится такой же угнетающей для младенцев и маленьких детей, чьи потребности в близости с матерью не учитываются и которые пытаются хоть как-то пристроиться где-то рядом с занятой жизнью своих родителей, которые все время где-то, но не с ними. Отношения все больше становятся своего рода «испытанием», заключенным в рамки времени проводимого с семьей.
В основе закрытости темы заботы о маленьком ребенке лежит допущение о том, что материнство является чем-то внутреннее присущим. Правда в том, что рождение ребенка и кормление его грудью - процессы настолько же физические, биологические, как и занятие любовью. И, как и сексуальная активность, они во многом культурно обоснованы. В обществах, живущих более простой жизнью, младенцы и дети всегда присутствуют в обычной повседневной жизни. Естественным является то, что детей держат на руках, успокаивают и воспитывают, постигают то, как с ними обращаться. Другими словами, психологическая подготовка к собственному родительству происходит через социальное обучение и наблюдение. Но в западном обществе, где люди отрезаны друг от друга жизнью в отдельных домах и квартирах, где работа оторвана от жизни в доме, такие возможности просто не возникают! Очень немного шансов увидеть то, как опытная мать обращается с младенцем или ребенком постарше и очень редко, когда получается попрактиковаться с детьми других людей.
Изоляция и отсутствие опыта - вот двойной стресс, который превратился в бич современного родительства. Молодые родители чаще всего полагаются на сове неосознанно полученное знание, основанное на собственном младенческом и детском опыте. Вот почему отчасти неработающие образцы поведения передаются из поколения в поколение.
Кажется, по иронии судьбы, после всех тех изменений, которые претерпело положение женщин на протяжении веков в западных обществах, в конце концов женщины хотят того, что наши предки принимали как должное: быть всем понемногу - быть частью социальной группы и выполнять какую-то работу, при этом наслаждаться заботой и воспитанием собственных детей. Очень похоже, что и детям нужно это же, несмотря на то, что, возможно, их никто и никогда об этом и не спрашивал.
Сью Герхардт «Как любовь формирует мозг ребенка»