Краткое содержание предыдущих серий: Люмень -
вездесущ и
никуда от него не деться, ибо дёшево, надёжно и практично (с).
Так что перехожу к конкретике. :)
Тут меня в прошлый раз некоторые упрекали в цветовых искажениях.:) Так вот - тщательно выставленный цветовой баланс позволяет «на глазок» определить состав алюминиевого сплава нашей любимой кастрюльки. Чистый алюминий - серебристо белый металл и полированный блестит почти так же, как серебро. Добавки делают его темнее - от серого (Si,Fe,Mg) до темно-серого и почти черного (Сu, Zn).
Отливки из алюминиевого сплава обычно пористые, это хорошо видно даже невооруженным глазом. И невооруженным же глазом видна культура производства.
При этом качество литья - однородность, отсутствие раковин, наплывов и крупных пор выдвигается на первый план. Это - поверхность формы «черепашка», изготовленная на оборонном предприятии.
А это - обработка края формы-отливки. За долгие годы использования или хранения на ней появляются царапины, но на общую конструкцию и деформацию формы это никак не влияет.
Это - поверхность современной хлебной формы, предназначенной для промышленной выпечки хлеба. Заметна неравномерная пористость, которая приведет к скапливанию в углублениях нагара и ускорению коррозии.
Края у этой формы вообще никак не обрабатывались - видны следы отрезания одной отливки от другой. Ну правильно, чо. Промышленный дизайн, он такой промышленный.
Зато этой «парадной» форме для шарлоты на заводе старались придать даже некоторый глянец - полировкой или какой-то другой обработкой поверхность сглажена и блестит больше других форм. Но поры все равно видны.
Обработка края старой утятницы - приливы позволяют придать больше жесткости конструкции. Приливы на форме для «шарлотты» можно оценить на верхних фото.
Жесткость особенно важна была для тонких штампованных форм, поэтому чаще всего их края закатывали. Но если форма небольшая и тонкая, закатывание мало помогало - форма очень легко мялась прямо руками.
На эту форму, производства конца 80-х уже стали наносить антипригарное покрытие. Видны следы «напыления» тефлона первого поколения, которое поначалу царапалось на раз, даже при хранении.
Еще интересно изучать «товарные знаки заводов-изготовителей». Опознаны, правда, далеко не все. :)
Каменск-Уральский Литейный Завод.
Балезинский литейно-механический завод. На современных формах цену уже не отливают в алюминии. :) только артикул формы Л7 и марку сплава АЛ3. Кстати, эта марка сплава в ГОСТах не обозначена.
Литейно-механический завод.
Большая и прочная штампованная форма начала 80-х. Завод не опознан.
Здесь отлита вообще одна буква «Л». Кстати, на этой форме хорошо виден белый налет гидроксида алюминия.
И еще один неопознанный товарный знак на старой утятнице.
Утятница и это фото демонстрируют, что такая пористая поверхность, даже на штампованном алюминии прекрасно впитывает все, эту форму окружающее. Что не улучшает внешний вид снаружи и не приносит пользу, будучи изнутри.
Исходя из свойств алюминия, периодически стоит устраивать чистку рядов с помощью простейших подручных средств - пищевой соды, горчичного порошка и лимонной кислоты.
Из соды и/или горчицы и горячей воды удобнее всего приготовить кашицу и нанести на поверхность мягкой тканью.
Обычные или недавние загрязнения удаляются на глазах.
Застарелые - через несколько часов и при помощи жестких, но не царапающих, щеток.
Сильное потемнение можно удалить кипячением с раствором уксуса или лимонной кислоты, затем поверхность тщательно протереть содовым раствором для нейтрализации и тщательно промыть обычной водой.
Белый налет также счищается жесткой щеткой, смешенной с крупной солью. Кстати, неравномерные участки темнее-светлее - также говорят о неоднородности отливки.
Вода, кстати, особенно наша московская «родниковая» содержит в себе хлор, фтор и прочую таблицу Менделеева, так что после мытья формы лучше всего насухо вытирать, иначе после высыхания естественным путем, на форме останутся пятна и разводы.
Ну и, этааа. «Куличики», что в результате получается во всех этих формах.
И еще лайфхаки.
Из опыта - чем сложнее форма, тем гуще должна быть консистенция теста.
В штампованных формах удобно варить разнообразные пудинги, плотно запечатав их сверху фольгой и установив на водяную баню.
Литые формы можно вынуть из духовки немного раньше. Середина пирога успеет дойти до готовности за время остывания.
Из рекомендаций ГОСТ о подготовке хлебопекарных форм. Если форма не покрыта антипригарным покрытием, ее необходимо полностью покрыть растительным маслом и нагреть в печи для образования полимерной пленки.
Даже в непокрытых антипригарным покрытием формах, мы сами каждый раз создаем это покрытие, смазывая формы маслом и посыпая мукой, покрывая бумагой для выпечки. Единственный минус - пропитывать кекс фруктовым соком придется, вынув его из формы полностью остывшим.
Надеюсь, вы поняли, что всю эту алюминиевую простыню я написала с одной целью - похвастаться моими формами для выпечки. :)
Еще немного занимательного металловедения:
О «нержавеющей посуде»:
http://shakherezada.livejournal.com/252068.htmlО чугуне:
http://shakherezada.livejournal.com/101954.htmlИ когда-то давно был еще пост в сообществе pracooking, ссылка утрачена.
О меди и латуни:
http://shakherezada.livejournal.com/143149.htmlОтчасти и здесь:
http://shakherezada.livejournal.com/89065.html