Страшная сказка

Oct 31, 2009 02:57



Если Вы окажетесь в мексиканской деревне первого ноября, в день El Dia de los Muertos, в домах вы обязательно увидите алтари, а на местном кладбище могилы, украшенные яркими гирляндами цветов, принесенными в дар деве Марии, чтобы она охраняла покой умерших - это отголоски древних верований. В воздухе разлит аромат горящей смолы el copal и сладко пахнет yauhtli. Сияющий солнечный цветок и сладкий анисовый аромат листьев как маяки для ушедших душ, как призыв возвратиться к их семьям через завесу, разделяющую два мира. Солнечный свет и жертва, любовь и потусторонний мир, кровь и золото - эти понятия определяют историю бархатцев -


Далеко-далеко на закате, за морем-океяном, за островом-Буяном,
лежит земля, в которой жили когда-то меднолицые люди,
отважные воины и строители ступенчатых храмов-пирамид в честь своих грозных богов.

Цветы и листья Yauhtli (дым, туман) - церемониальный символ великой власти жрецов,
Символ фатальной неизбежности смерти и ритуальных жертв.

Человеческая кровь питала великого бога плодородия и дождя Тлалока,
дающего питательные зерна кукурузы и толстобокие тыквы,
маслянистые бобы какао и огненный перец,
вызывала дождь и обеспечивала земное существование народа и государства.
Венками и гирляндами из цветов Cempoalxochitl (четыреста лепестков)
украшали прекрасные и грозные изображения змеи Шочикетцаль,
богини цветов и любви, принимавшей в жертву сердца избранных,
которым выпала честь воплощать собой божество.
С четырех строн света Великий храм столицы ацтеков был уставлен курильницами,
на которых жрецы сжигали священные растения:
смолу el copal (Bursera),
плоды Ololiuqui (Turbina Corymbosa),
листья Pipiltzintzintli (Salvia divinorum),
листья tlápatl (Datura stramonium),
листья picietl (Tabacum latifolia),
стебли péyotl (Lophophora williamsii)
листья Yauhtli (Tagetes Lucida).
цветы Cempoalxochitl (Tagetes erecta)
Листья, цветы и плоды, сжигаемые на алтарях вместе с ароматной смолой,
создавали ароматическую завесу между двумя мирами -
миром живых и миром мертвых,
а отвары и мази, приготовленные из этих растений,
облегчали жертвам последние часы жизни, вызывая сладостные видения.
На другом краю далекого континента, в царстве инков, похожие цветы называли Huacatay.
И там их тоже окружали почетом и использовали как лекарственные травы
для очищения и путешествий в сакральные миры.
Инки считали, что некоторые священные растения способны стереть грань между человеческим миром и миром богов,
побывав в котором человек обретет мудрость и знание.

С прибытием испанцев, бархатцы получили свое латинское название в честь мифологического римского божества - Тагея, обретенного на вспаханном тирренском поле и славившегося умением предсказывать будущее:
«Некогда пахарь тирренский,
В поле увидевший вдруг ту глыбу земли, что внезапно,
Хоть не касался никто, шевельнулась сама для начала,
Вскоре же, сбросив свой вид земляной, приняла человечий,
После ж отверзла уста для вещания будущих судеб.
Местные жители звать его стали Тагеем, и первый
Дал он этрускам своим способность грядущее видеть;»
Овидий, Метаморфозы

На испанских каравеллах бархатцы попали сначала в Северную Африку, затем распространились по всей Европе и Малой Азии. Яркие и красивые цветы так понравились европейским садоводам, что на сегодняшний день количество их декоративных гибридных сортов с трудом поддается классификации.



Высокорослые Бархатцы прямостоящие или африканские (Tagetes erecta L.) с однотонными желтыми цветками, попали во Францию из Северной Африки после 1535г, когда армии императора Карла V сражались в Тунисе. Позднее они распространились по всей Европе и получили название «африканские».



Французские беженцы-гугеноты, спасавшиеся в Англии от религиозных преследований, принесли с собой на Альбион в 1573 Бархатцы отклоненные (Tagetes patula) с тех пор, их называют «французские». Более миниатюрные и раскидистые растения с двухцветными соцветиями различных оттенков от желтого до красно-коричневого.

Декоративные сорта этих видов бархатцев чаще всего являются гибридными и им нечего предложить даже пчелам и бабочкам, они не имеют нектара, да и особым запахом не отличаются. Как пряное растение их использовать бессмысленно. Эти бархатцы, пожалуй, могут быть только ярким украшением стола в подходящей вазе.

Технические же сорта, выращиваемые в южных странах, в той или иной степени содержат эфирное масло различного состава, которое обладает своеобразным запахом теплого землистого оттенка с тонами фруктов, но иногда содержит неприятные оттенки изовалериановой кислоты. Возможно поэтому они и не нашли себе большой армии поклонников.



Родина Бархатцев мелких (Tagetes minuta), они же (Tagetes glandulifera) - умеренный пояс и гористые области Южной Америки, включая Аргентину, Чили, Боливию, Перу, и Парагвай. Они служат основным эфиромасличным сырьем, возделываемым в Латинской Америке и Северной Африке.

Цветки и листья этого вида бархатцев содержат от 1,5 до 2,5% эфирного масла с теплым землистым камфарно-бальзамическим ароматом с тонами цитрусов и горьковатым вкусом, его чаще других используют в пищевой промышленности для ароматизации табака и напитков, включая кока-колу.
Выведены сорта с преимущественно лимонным оттенком аромата, однако считается, что запах и этих бархатцев на любителя. Видимо, поэтому они так и не стали в Европе популярны как пряная трава, а выращивают их тоже только как декоративные растения.
Хотя, если декоративные бархатцы мелкие ничем на дачных клумбах не обрабатывали, листья и цветки вполне можно использовать как приправу - они хорошо сочетаются в блюдах с шалфеем, лавандой, миртом, лимоном и вообще с цитрусовыми.



Самые миниатюрные из всех видов культурных бархатцев - Бархатцы тонколистные, или мексиканские (Tagetes tenuifolia), они же (Tagetes signata), также давно выращивают в культуре для получения эфирного масла с сильным лимонно-бальзамическим ароматом. Небольшими съедобными цветами можно украсить салаты, десерты или торты.
И листья, и цветки двух мелких видов бархатцев хорошие репелленты и отпугивают летающих насекомых.

Яркие оранжево-желтые цветки бархатцев содержат краситель - ксантофилл, хорошо растворяющийся в жировой среде, почти наравне с каротином. А его основной компонент - лютеин обладает офтальмологической активностью.

А как же бархатцы на исторической родине? Нужно сказать, что за 400 лет селекция шагнула далеко вперед, и сегодня виды бархатцев Старого и Нового света очень сильно отличаются.
По-прежнему на родине используют в пищу не только и не столько цветки, сколько листья - они сохранили свой неповторимый сладко-анисовый аромат, напоминающий эстрагон. Правда, смакуя молодой кукурузный початок, сваренный в воде с добавлением Yauhtli, что придает кукурузе легкий анисовый привкус, никто из современных ацтеков и инков не вспоминает о культурном шлейфе, тянущемся за этим ароматным растением.

По сравнению с обычным эстрагоном, Мексиканский его тезка, Tagetes Lucida, имеет более сильный и несколько более грубый запах, который чувствуется даже на значительном расстоянии и хорошо сохраняется при высушивании. Сегодня мексиканский эстрагон выращивают на юге США и в Мексике как пряное растение, которое очень хорошо подходит к острой пище, которую любят в Мексике и Южных Штатах. Также как обычный эстрагон листья мексиканского эстрагона используют как приправу для супов, соусов, блюд из курицы.

Свежие молодые листья уроженцев каньонов Южной Аризоны, многолетних кустарничков с кружевной листвой и запахом, напоминающим запах лимона и мяты, с легким камфарным оттенком - Тагетес Леммона и Тагетес Нельсона используют как приправу к тушеному мясу или заваривают как чай в Чили, Перу и Аргентине. Видовое название и то и другое растения получили по именам ботаников, впервые их описавших.

С листьями перуанских тагетесов готовят простую острую приправу из желтых чили Rocoto - Salsa De Huacatay. Чили, килькинью и листья тагетеса измельчают в пасту с небольшим количеством чеснока, растительного масла и сока лайма и подают к мясу, картофелю или рыбе.

Какие именно бархатцы одичали и растут в Западном Закавказье можно узнать из нескольких источников. Например, «Флора Абхазии», 1982г утверждает, что там одичал только один вид - именно Tagetes minuta (хавердула - грузинское название). Впервые в дикорастущем виде растение отмечено как сорное в окрестностях Сухуми в 1965г, и распространилось дальше. Более ранние источники по флоре Кавказа называют и два других вида бархатцев, упоминая, что они разводятся только как декоративные растения в цветниках.
Одновременно, те же источники указывают и на Сафлор красильный (аспур - армянское название, алисарчули - грузинское) как культурное растение, разводимое как ценный краситель и источник жирного масла.
Критерий истины один - практика. На верхнем фото несомненно бархатцы, сфотографированные мной на Москворецком рынке. (Можно кликнуть и посмотреть в увеличенном виде). Запах сушеной специи гораздо слабее, чем свежих цветков. Горьковато-пряный, теплый, очень похожий на запах сафлора, и на все вообще сложноцветные специи. Подозреваю, что и красящая способность у них близка к цветкам сафлора.
А теперь главное: бархатцы у нас рынках не продаются. Их привозят сюда в очень небольших количествах и исключительно для собственного употребления и для приготовления собственно абхазских специй и приправ, которыми и торгуют на рынках.
(Для садоводческих экспериментов могу предоставить семена).

бархатцы, натуральные красители, пряности при деле, съедобные цветы, сложноцветные

Previous post Next post
Up