О принятии решений

Oct 23, 2022 14:32

Table of Contents



В критической ситуации ты не поднимешься до уровня своих ожиданий,
а упадешь до уровня своей подготовки.

В развитие этого поста (думали, я об этом забыл?), а также этого комментария, где меня попросили посоветовать что-нибудь по тактике, отправляющемуся в Вагнер. Мой ответ был в контексте "быстро вникнуть в "предметную область" и "алгоритмы работы"", здесь же напишу про то, что делать, если нет существенного ограничения по времени. Так сказать большой авторский гайд с лавандовым рафом и анимешницами.

Есть два главных направления в изучении/освоении тактики:
  • физическая отработка навыков и действий (например, овладение опорным пунктом или что делать при попадании в засаду - т.н. Standard Operating Procedures / SOP)
  • "ментальная" выработка правильных тактических решений

Сегодня про второе. Увы, опять получился малочитаемый лонгрид на 50 Кб, но кто захочет жить - прочитает и, возможно, что-то для себя подчерпнёт.




(картинка для привлечения внимания; кликабельно)

1 Уставы и наставления

Здесь и далее для экономии времени буду стараться не злоупотреблять интернет-ссылками. Если специальным образом не указано обратное, то у всех перечисленных книг есть электронные версии в интернете. Топ 3 сайтов для поиска: libgen.is, rutracker.org, flibusta.is.
  • С.А. Батюшкин "Общая тактика: батальон, рота" (2022)
  • С.А. Батюшкин "Тактика мелких подразделений в совместных действиях (по опыту конфликтов современности)" (2020)
  • А.В. Маркин "Основы тактической подготовки современного солдата" (2006)

Так как даже вагнеровцам и повстанцам приходится взаимодействовать с ВС РФ, то альтернативы российскому БУСВ нет. Проблема только в том, что последний БУСВ был опубликован в 2013 году и его днём с огнём не найти. Тут выручает Батюшкин, который пересказывает дубоватый, прямо скажем, БУСВ человеческим языком и регулярно переиздаётся. Например, его "Общая тактика" выходила в прошлом году, вышла в этом и скорее всего выйдет в следующем.

БУСВ по большей части ориентирован на общевойсковой бой, поэтому опускает всяческие чисто пехотные тактики, small unit tactics, боевые действия низкой интенсивности, асимметричные боевые действия и т.д., столь популярные в западных армиях и уставах. Поэтому в дополнение к БУСВ / "Общей тактике" Батюшкина я указал также "Тактику мелких подразделений" и "Основы тактической подготовки современного солдата".

От корки до корки нет смысла изучать, просто читаем первые главы и выделяем в читалке важные места (примерно как я делал здесь): термины и понятия, алгоритмы работы и прочее. Потом стараемся с помощью плоских и иерархических списков, таблиц, схем, ментальных карт и других приёмов наглядного отображения информации хоть как-то структурировать русское " толстописательство". Это даже в бумажной версии можно и нужно делать, а в электронной сам бог велел.

Для сравнения, российский и американский устав:





При том, что я люблю читать, у меня от простыни неструктурированного текста из российского устава сразу же вытекают глаза и плавится мозг. А какому-нибудь среднестатистическому призывнику или мобику тем более нужна наглядность на уровне комикса. Ну и найти в подобной работе что-то уже прочитанное, чтобы быстро перечитать и освежить в памяти, тоже нетривиальное занятие. В общем, люди, пришущие российские уставы, просто не выполняют свою работу добросовестно и до конца (сука, абзацы больше, чем на страницу!).

2 Анализ примеров из практики (case studies)

Голые концепции запомнить и интернализировать сразу сложно. Особенно, если вы в предметную область впервые погружаетесь. Поэтому очень полезны будут дополнительные материалы, иллюстрирующие данные концепции и позволяющие покрутить их в голове с разных сторон.

Самый просто вариант это "примеры из практики" (case studies) вроде советской "тактики в боевых примерах".
  • А.М. Адгамов "Тактика в боевых примерах. Взвод"
  • Е.Т. Марченко "Тактика в боевых примерах. Рота"
  • Ф. Кюльвейн "Отделение в бою"
  • Ф. Кюльвейн "Стрелковый взвод и рота в бою"
  • Ф. Кюльвейн "Бой усиленного батальона"
  • А. Лафарг "Роль одиночного бойца и мелкой пехотной части в бою"
  • А. Лафарг "Подготовка наблюдателя в пехоте"
  • FMFRP 12-2 Infantry in Battle
  • Adela Frame & James W. Lussier "66 Stories Of Battle Command"
  • Small Unit Actions During the German Campaign in Russia

И так далее. Это просто как вариант, подобных книг много. Вообще, почти любое исследование или работа о тактике в той или иной степени опираются на case studies. Вот, например, свежая 12-томная серия "Large Scale Combat Operations Series" от Army University Press. Если хотя бы ради любопытства открыть один из томов, сразу будет видно, что там в основном подобранные исторические примеры и их анализ.

2.1 Decision-forcing cases

Весьма полезным в нашем случае подвариантом "примеров из практики" являются так называемые "decision-forcing cases" (не придумал, как литературно это перевести). Это когда даётся вводная кейса, а потом изложение останавливается и обучаемому самому предлагается решение за протагониста. Обычно это делается под присмотром ведущего/инструктора, но можно заниматься подобным и самостоятельно.

Подробнее о том, как решение вырабатывается - в следующем пункте. Так как это пункт, во многом ради которого всё и пишет, поднял его на уровень выше.

3 Принятие решений (decision-making)

Военное дело, как известно, частично искусство, частично наука. Я лично склоняюсь к мнению, что первого там заметно больше, поэтому мне нравится немецкий подход. Даже у американских ковбоев, несмотря на весь их позитивизм и бихевиоризм, существует немало дебатов по поводу интуитивного (Клаузевиц) и аналитического (Жомини) принятия решений на войне. Возможно, что-нибудь из этого переведу в будущем.

Грубо говоря, кого вы будете больше слушать насчёт знакомства с женщинами: того, кто прочитал 100 книг по сексу, или который переспал со 100 женщинами? То-то и оно. Военное дело это больше институциональный и личный опыт, выработанная на их основе военная культура, врождённый талант офицера и командира, а также базирующаяся на основе всего вышеперечисленного интуиция.

Но так как вы только начинаете своей путь тактика и командира, никакой базы у вас нет, и интуиции базироваться не на чём. Посему альтернативы аналитическому/алгоритмическому принятию решений для вас нет. Вам надо не "гениальные" решения искать вроде совершенно безумной белиберды из "Игры Эндера" Орсона Скотт Карда, а быстро и технично проходить все стадии анализа боевой обстановки, выработки решения (замысла) и написания боевого приказа, ничего при этом не упуская и не забывая. Пусть лучше ваши первые решения будут несколько шаблонными, но основанными на учете всех факторов, чем взятой с полотка неграмотной отсебятиной.

Опять же, из-за "русского толстописательства" тема у нас не очень разработана, поэтому на американских примерах. Начать можно с американских методик и документов, потом творчески совместить их с российскими.

В идеале вы должны после прочтения описания кейса открыть шаблон боевого приказа (1, 2, 3) и сходу заполнить все пункты. Или даже в голове его составить. В реальности, однако, на первых порах вам придётся долго и мучительно проходить все стадии планировочного процесса вроде METT-TC (Mission, Enemy, Terrain & Weather, Time Available, Civilian Considerations), которые в свою очередь могут разделяться на подстадии. Например, для Terrain анализ осуществляется по аббревиатуре OCOKA (Observation and Fields of Fire, Avenues of Approach, Key and Decisive Terrain, Obstacles, Cover and Concealment), для Weather по PWTVCH. Полный чек-лист для боевого приказа роты выглядит примерно вот так.

Так как мы не настоящие волшебники, а только учимся, наши наброски дальнейших действий неплохо было бы прогнать через дополнительные чек-листы. Например, чек-лист принципов ведения войны (см. также интересный французский подход к снаряду и анализ FM 100-5 от Франца Гальдера - 1, 2). Если вдруг вы в своём командирском замысле вместо концентрации всех сил ввереных вам подразделений на одной важнейшей задаче распыляете их по куче разных мелких, то скорее всего вы что-то делаете неправильно и вам стоит пересмотреть свой замысел на бой.

Или можно составить дополнительные чек-лист Standard Operating Procedures / SOP. Не знаете, что делать при попадании взвода в засаду? Найдите американские SOPы времён иракской/афганской войны и добавьте в список чек-листов, по которым вы будете проверять свой первоначальный командирский замысел / intent. Ночные действия - свой SOP. Бои в городе - свой SOP. У противника много БПЛА или тепловизоров, которыми он успешно пользуется - свои SOPы. SOPы могут быть даже если вы не моделируете реальную ситуацию, а играете в компьютерные игры (см. раздел 6.2), т.к. в каждой игре юниты могут быть реализованы по-разному и механика взаимодействия между ними может сильно отличаться в рамках даже одной серии (типа Close Combat Series). Поэтому чтобы избавиться от пагубной на войне привычки "держать всё в голове", можете начать тренироваться в военной бюрократии уже сегодня, играя в компьютерные игры и относясь к этому занятию со всей серьёзностью.

Наконец, после всех проверок, составляем сам приказ в соответствии с аббревиатурой SMEAC (Situation, Mission, Execution, Administration/Logistics, Command/Signal). Вот Джон Шихан, бывший верховный главнокомандующий ОВС НАТО, объясняет откуда есть пошёл SMEAC (спойлер: в ходе превращения ВС США из призывной армии в добровольческую из-за фиаско во Вьетнаме), почему эти пункты и именно в такой последовательности:

image Click to view



Помимо видео есть куча книг, инструкций и советов по каждой букве, входящей в вышеупомянутые аббревиатуры. To name a few:
  • Richard E. Neustadt "Thinking in Time: The Uses of History for Decision-Makers"
  • John Keegan "The Face of Battle: A Study of Agincourt, Waterloo, and the Somme"
  • S. L. A. Marshall "Men Against Fire: The Problem of Battle Command"
  • CALL 15-06. Military Decisionmaking Process (MDMP) Lessons and Best Practices Handbook
  • Bruce E. Stanley "Wargames, Training, and Decision-Making. Increasing the Experience of Army Leaders"
  • Brendan McBreen "Order: A User's Guide"
  • П.А. Иваньков & Г.В. Захаров "Местность и ее влияние на боевые действия войск"
  • И.А. Соколов "Топографическая карта и местность"
  • Patrick O'Sullivan "Terrain and Tactics" 1
  • Norman Wade "The Battle Staff SMARTbook"
  • B-GL-331-002 Staff Duties in the Field
  • Christopher Larsen & Norman Wade "Opfor Smartbook 3. Red Team Army"

Если ещё больше заморочиться, то можно добавить сюда ограничения по времени (1, 2), создание предварительного боевого распоряжения/приказа (WARNORD), какую-нибудь методологию управления процессом планирования вроде BAMCIS/TLP 2, разбор полётов в виде after action review (AAR) и "извлечение уроков".

Вот пример шаблонов и чек-листов в Google Sheets:




И для совсем упоротых можно тренироваться отдавать короткие боевые приказы голосом. Вряд ли при попадании в засаду или под артобстрел у вас будет время для полноценного анализа ситуации и отдачи письменного приказа. Скорее, вам надо будет мысленно, но ничего не упуская, быстро проанализировать ситуацию и отдать соответствующие команды в понятном для подчинённых формате. То есть без (излишнего) мата и помощи себе жестикуляцией, а, например, чётко оттарабанив 5 W's (Who, What, Where, When, Why) из раздела "MISSION" боевого приказа.

Но для этого все или большая часть алгоритмов и чек-листов должна быть интернализована и прогоняться подсознательно (и вами, и подчинёнными). Если вы даже в мирное спокойное время, при наличии интернета и уставов под рукой, тратите по 30-60 минут времени на составление простых приказов, маловероятно, что в боевой обстановке вы вдруг внезапно подниметесь до уровня своих ожиданий (см. эпиграф). Скорее, в стрессовой обстановке вы полностью "рассыпетесь" и окажетесь неспособным управлять боем.

Вот майор B.B. McBreen, которого я как-то переводил, пишет о важности тренировки отдачи вербальных приказов. Вишенкой на торте здесь, кстати, будет отдача приказов не просто голосом, а отработанным "командирским голосом" 3. Чтобы люди слушались вас в спокойной обстановке и слышали в боевой.

4 Нарративы

От отдельных случаев/кейсов к более пространному описанию ситуации. Художку и мемуары мало читаю, поэтому тут по большей части основываясь на мнениях других людей. Если кто сможет что-то добавить, позволяющее невоевавшим и даже неслужившим заранее проникнуться ощущением общевойскового боя в небольших формированиях (скажем, от отделения до батальона) и получить какие-то инсайты - милости просим в комменты.

4.1 Художественные

4.1.1 "Дни сурка" или "даффердрифты"

Художественная литература, где главным plot device является цикл "Дня сурка". На мой взгляд, наиболее педагогично по сравнению с двумя следующими разделами, потому что у читающего есть возможность подумать о будущем, встретить его, сравнить ожидание и реальность, после чего вернуться в прошлое и всё исправить. С линейным повествованием и мемуарами ситуация каждый раз разная. Большая часть книг ниже переведена на русский.

Самое важное тут не читать это как художественную и развлекательную литературу, а воспринимать как учебники и работать над ними согласно п. 3.
Year Title Authors 1904 The Defence of Duffer's Drift E.D. Swinton 1922 The Battle of Booby's Bluffs Major List Single 1929 Defence of Bowler Bridge: A Study in Minor Tactics H.E. Graham 1979 The Rise, Fall, & Rebirth Of The 'Emma Gees' (Part 1) Major K.A. Nette 1988 Defense of Hill 781: An Allegory of Modern Mechanized Combat James R. McDonough 2001 An Attack on Duffer's Downtown Russell W. Glenn 2001 Defense of Duffers Drift Brigade Support Area Reginald Scott et al. 2004 JCAS and the Defense of Duffer’s Wadi Matthew Neuenswander et al. 2008 Nightmare on Wazir Street Mark Osterholm 2009 Defense of Jisr al-Doreaa Michael Burgoyne et al. 2016 Defense of Battle Position Duffer. Cyber Enabled Maneuver in Multi-Domain Battle Robert Leonhard 2017 Dominating Duffer's Domain: Lessons for the U.S. Army Information Operations Practitioner Christopher Paul et al. 2017 Dominating Duffer's Domain: Lessons for the U.S. Marine Corps Information Operations Practitioner Christopher Paul et al. 2018 Гадюкинский мост Ростислав Марченко 2019 Перевал Ростислав Марченко 2021 The Resupply of Duffer's Drift William C. Latham Jr.

dargot также напомнил про существование жанра книг-игр. Отдельный раздел создавать не будут, поэтому укажу здесь:
  • John Antal "Infantry Combat: The Rifle Platoon - An Interactive Exercise in Small-Unit Tactics and Leadership"
  • John Antal "Armor Attacks: The Tank Platoon - An Interactive Exercise in Small-Unit Tactics and Leadership"

4.1.2 Линейные

Кто знает хорошие military fiction про тактической уровень? Накидайте в комменты.
  • Ростислав Марченко "Кровавый песок"
  • Harold Coyle "Team Yankee: A Novel of World War III"
  • Kenneth Macksey "First Clash: Combat Close-up in World War Three"
  • Ralph Peters "Red Army"
  • Thomas Clancy "Red Storm Rising"

4.2 Нон-фикшн

4.2.1 Мемуары

Тот же вопрос про мемуары.
  • В.А. Курочкин "На войне как на войне"
  • В.Н. Анчишкин "Встречный бой"
  • В.В. Быков "Его батальон"
  • А.А. Бек "Волоколамское шоссе"
  • Б. Момыш-улы "За нами Москва. Записки офицера"
  • Натаниэль Фик "Морпехи"
  • Erwin Rommel "Attacks"
  • James R. McDonough "Platoon Leader: A Memoir of Command in Combat"
  • Charles B. MacDonald "Company Commander"

4.2.2 Памфлеты и эссе


5 Игры на принятие тактических решений (tactical decision games)

Что это такое, думаю, объяснять особо не надо. Кто не знает, это что-то вроде шахматных этюдов, которые используются для тренировки шахматного мышления. Вот то же самое, но для мышления тактического.

Есть такой исследователь и автор Bruce Ivar Gudmundsson, за книгами которого я давно охочусь: On Infantry, On Artillery, On Armor, Stormtroop Tactics (последнюю, кстати, Мурз как-то упоминал). Так вот у него есть куча блогов, в которые он пишет об обучении и подготовке, выработке решений, методе кейсов и т.д. Для примера его пост-рубрикатор о decision games.

Сайт второго батальона пятого полка морской пехоты США, ведёт майор B.B. McBreen. Много материалов по выработке решений и сборники задач. Вот этот майор на видео, читает лекцию по принятию решений.

200+ задач от Marine Corps Gazette. John Schmitt "Mastering Tactics" книга с задачами от одного из авторов Marine Corps Gazette.

Архив старых задач от Duke NROTC и Marine Corps Gazette.

Подборка задач от сайта The Company Leader. В том числе компиляции задач из журнала Armor и покойного сайта Junior Tactician. Есть брошюра Вильямса "What Now, Lieutenant?".

Заархивленный каталог кейсов от Marine Corps Research Portal.

Заархивленная страница с задачами о боях в городе.

Некий форум The Military Learning Library. Полумёртвый, но можно найти pdf'ки, которых нигде больше нет. Например, я только там нашёл IP 6-5 Tactical Problems for Squad Leaders. Найти бы ещё из этой серии про взвод/роту и батальон.

6 Варгеймы (wargames)

Некоторые смеялись над Мурзом, когда он разные военные концепции компьютерными играми иллюстрировал, но это не от большого ума. Как раз упоминавшийся выше аж цельный американский майор морской пехоты B.B. McBreen пишет о своём опыте игр в Close Combat:

Close Combat и обучение пехотной тактике

В ходе игры в "Close Combat" о тактике малых пехотных подразделений я понял больше, чем за 14 лет службы в Корпусе морской пехоты.

[…]

Я пехотный майор с 14-летним сроком службы, семь из которых прослужил в пятом полку морской пехоты, три года в школах (учебных заведениях) морской пехоты и три года инструктором по пехотной подготовке в Marine Corps Warfighting Lab. У меня четыре боевых командировки. Я командовал двумя взводами и одной ротой. Я служил батальонным и полковым оперативным офицером. Я изучаю тактику. Я преподаю тактику сержантам и офицерам. Я участвую и организую учения по выработке тактических решений (tactical decision training).

Ни одна из этих сфер деятельности или полученный опыт не могут сравниться с эффективностью обучения тактике, которое я получил в ходе многочисленных боёв в сценариях "Close Combat".

"Close Combat" даёт пользователю возможность пройти сотни сценариев, дать тысячи тактических решений, эксперементировать с разной тактикой и учиться на своих ошибках. Сейчас я мог бы быть гораздо более квалифицированных командиром взвода, чем был 12 лет назад.

И далее по ссылке. По всяким играм, варгеймам и симуляторам немало писал Мураховский. Да и играл тоже. Насколько помню, у него любимыми играми были Decisive Action, Combat Mission и Steel Armor.




(работа артиллерии на нынешней Украине и в Close Combat)

Я сам как-то пробовал лет девять назад начать цикл по варгеймам, но в итоге всё заглохло после третьего же поста: кригшпиль I, кригшпиль II и close combat. Может ещё и вернусь к этому, но надежды немного. Пока что чуток книжек по истории варгейминга и дизайну варгеймов. Просто, чтоб было.
  • Andrew Wilson & John Curry "The Bomb and the Computer. The History of Professional Wargaming 1780-1968"
  • Ian A. MacNab "Kriegsspiel And The Sandtable. Using Tabletop Wargames To Teach Tactics And Exercise Decision Making In The Classroom"
  • Matthew B. Caffrey Jr. "On Wargaming. How Wargames Have Shaped History and How They May Shape the Future"
  • Peter Perla & John Curry "Peter Perla's the Art of Wargaming a Guide for Professionals and Hobbyists"
  • Philip Sabin "Simulating War: Studying Conflict Through Simulation Games"
  • Rick Priestley & John Lambshead "Tabletop Wargames: A Designers' and Writers' Handbook"
  • Philipp von Hilgers & Ross Benjamin "War Games. A History of War on Paper"
  • Martin Van Creveld "Wargames: From Gladiators to Gigabytes"
  • Pat Harrigan & Matthew G. Kirschenbaum "Zones of Control: Perspectives on Wargaming"

6.1 Настольные варгеймы (board wargames)

Упоминаю просто для полноты картины. Если есть какая-то группа единомышленников, то можно собираться где-нибудь вместе вечерком и под пивко и неспешные разговоры за жизнь вникать подобные игры. Ещё как вариант может использоваться для обучения детей/подростков начальной военной подготовке и усвоения ими основных принципов и понятий тактики, но с этим хуже, т.к. подобные игры обычно очень сложны, на английском и недёшевы (хотя иногда на торрентах можно скачать пиратские pdf с книгами правил и картами, а потом распечатать где-нибудь в полиграфии). С другой стороны, они не зависят от наличия электричества и интернета, что в нынешних условиях может быть большим плюсом.

Advanced Squad Leader вообще самый сложный и глубокий из созданных человечеством "аналоговых" варгеймов. Ценник на полную версию негуманный, но существуют компьютерные реализации, которые можно покрутить, чтобы понять, нужен ли вам ASL и вообще игры вроде него, готовы ли вы на него и их тратиться.

6.2 Компьютерные варгеймы (computer wargames)

Наиболее интересное. Так как обладает самой большой интерактивностью, реиграбельностью, иммерсивностью и позволяет играть/обучаться индивидуально. Я бы порекомендовал начать с реалтаймовой тактики. Выбрать одну-две игры и попытаться максимально осилить. Например, Close Combat. У людей популярны CC2 и CC3, а также их более современные ремейки Close Combat: Last Stand Arnhem и Close Combat: Cross of Iron соответственно. Есть также попытка сделать современный CC от Sean O'Connor под названием Firefight, но последний не особо развивается. Самая свежая и сложная игра в этом плане, наверное, Armored Brigade. Если не зашли CC и Firefight, то рекомендую попробовать её. И, наконец, есть игры от Graviteam Tactics, но они более попсовы и казуальны на мой взгляд, однако может кому и зайдут.

Также там ниже есть игры другого масштаба (The Operational Art of War IV это оперативный, Advanced Tactics это стратегический) и других жанров, некоторые из которых весьма близки к варгеймам (Decisive Action, Point of Attack, TacOps), другие не очень (тактические шутеры, HighFleet, Foxhole). Но я решил для полноты картины упомянуть всё в одном месте (ну, на самом деле далеко не всё, там ещё пару раз по столько же, но что может оказаться полезным для первоначального обучения тактике - включил).

6.2.1 Real-Time Tactical Wargames


6.2.2 Turn-Based Tactical Wargames


6.2.3 Turn-Based Strategical Wargames


6.2.4 Другие жанры

  1. Sims

  2. MMO Tactics

  3. Strategy

  4. FPS / Tactical FPS


7 Инструкторско-методические занятия

После теории и практики какой самый лучший метод обучения? Правильно, учить других. Если вы выступали в роли гейммастера (6.1) или рассказывали основы тактики новичкам вашего клана в ArmA 3 (6.2.4.4), то у вас уже есть кое-какой опыт организации учёбных мероприятий, обучения других людей, контроля качества обучения, решения возникающих проблем и конфликтов и т.д. Но можно и кое-что добавить сверху.

Сама по себе тема обучения других не менее огромна, чем самообучения, поэтому скажу пока лишь о подготовке разного рода наглядных и методических матералов с проведением на них занятий.

7.1 Создание (и проведение) игр на принятие тактического решения


Заархивленные страницы Marine Corps Research Portal: Guide to Case Teaching, Case Materials.

Сборник combat reports на Google Drive от Гудмундссона, которые могут послужить материалами для создания собственных задач.

Если задачи планируются не на реальных исторических примерах, может помочь вот этот реддит о создании миров (worldbuilding) и, в частности, его вики. Также у Командования боевой подготовки Сухопутных войск США (TRADOC) есть интересный портал ODIN (OE Data Integration Network). Было интересно узнать, откуда все эти Donovians, Krasnovians и другие берутся, с развесистыми описаниями политической системы, экономики, истории, структурой ВС и реальными ТТХ техники? Вот из ODIN и берутся обычно.




(незатейливый армейский юмор)
7.2 Проведение занятий на макете местности (sand table exercises / STEX)

  • Wildland Fire Leadership Development Programраздел на их сайте, посвящённый TDG)
  • Ian A. MacNab "Kriegsspiel And The Sandtable. Using Tabletop Wargames To Teach Tactics And Exercise Decision Making In The Classroom"
  • Б.К. Леонардов "Санитарно-тактические занятия на макете местности (ящике с песком)"
  • Д.Б. Мекензи "Горная война. Обучение на ящике с песком"

Footnotes:

1

Этой вроде бы нет в интернете.

2

3

Этой нет в электронном виде. Я лет пять назад на abebooks.com покупал и даже сделал конспект. Могу выложить, если кому интересно. Только надо будет фото картинок наделать предварительно.

4

Про флот, конечно, но для общего развития и моделирования "тайваньской СВО", а то и полноценной войны США против КНР - самое то. Может уже какие-то сценарии на этот счёт есть, надо глянуть.

5

Как сказал один бывший офицер US Navy: лучшая игровая реализация радаров и РЭБ, которую я видел.

tactics, decision-making, guide, wargames, война 2022, military fiction, manuals

Previous post Next post
Up