«НАСТОЯЩИЕ» ЗАРПЛАТЫ И ДРУГИЕ УГРОЗЫ СПАДА

Sep 01, 2020 12:54



На фоне кризисных тенденций в экономике региона, существующие оценки динамики ряда социально значимых параметров (заработная плата является именно таким ключевым показателем), весьма неоднозначны.

Наиболее корректный подход к оценке изменений заработной платы должен основываться не на статистических, а на казначейских данных, поскольку статистическая средняя зарплата автоматически повышается при формальной неполной занятости и сокращении рабочего времени - но реального роста зарплат работников при этом не происходит. Зато вся денежная масса, выданная работникам в кассе в виде зарплаты (кассовый объем), обязательно находит отражение в пропорциональной динамике налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
          Подобный анализ реальных денежных выплат по динамике НДФЛ ранее проводился в условиях кризиса 2009 года (см. ДИНАМИКА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В РЕГИОНЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ Гордеев С.С., Даванков А.Ю., Козлова О.А., Шаймарданов Н.З. Экономика региона. 2010. № 4 (24). С. 25-31.). Повторный анализ в текущих условиях 2020 года показывает много важного и интересного.

Итоги первого полугодия 2020 года указывают на явные признаки экономического спада и существенные потери качества жизни в Челябинской области: это в полной мере отражается в динамике заработной платы.

По казначейской информации, в первом полугодии 2020 года произошел резкий перелом трендов поступления НДФЛ в региональный бюджет. Это однозначно указывает на аналогичный перелом в динамике реально выданных «на руки» сумм заработной платы (см. рис.1).



Рис.1. Объем поступлений налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в консолидированный бюджет Челябинской области за первое полугодие 2017-2020 гг., в млрд. руб.

Фактически количество «денег на зарплату» для работающего населения региона  уменьшилось на 5,4% (от уровня предшествующего года). Однако, если рассматривать этот спад с учетом упущенного за текущий год роста (который должен был компенсировать инфляцию и увеличение финансовой нагрузки на домохозяйства), то потери существенно возрастают. В итоге они составляют уже 17%-18% от прогнозируемого и ожидаемого в домохозяйствах уровня 2020 года (см. таблицу 1). Такие значения становятся по-настоящему проблемными для качества жизни населения региона.

Таблица 1
Оценка прироста фактически выданного (кассового) объема заработной платы в Челябинской области за первое полугодие, в % к аналогичному
периоду предыдущего года

2018г.
2019г.
2020г.

12,7%
11,4%
-5,4%

Фактическое уменьшение доходов уже начинает затрагивать все слои населения области, включая «бюджетников», прежде избегавших таких проблем. Их оклады, нередко близкие МРОТ (минимальному размеру оплаты труда), разумеется, не пострадают. Однако под угрозу сокращения попадают доплаты и премии, часто составляющие, в данном случае, большую часть  фактической заработной платы. Также исчезают и надежды на рост зарплат. От подобного сокращения доходов сейчас в регионе застрахованы только «особо привилегированные» структуры и персоналии из высшего руководства.

То, что Челябинская область периодически попадает «на карандаш» в Москве даже по таким особо актуальным вопросам как федеральные «коронавирусные» выплаты, является очевидным признаком нарастающих финансовых проблем. Подобные резонансные провалы обычно являются следствием непродуманных инициатив «бюджетной псевдоэкономии», которые рано или поздно отражаются на конкретных денежных выплатах работникам. Любые попытки формального сокращения затрат без соответствующих структурных преобразований неизбежно приводят к социально рискованным и политически негативным последствиям. Общий итог далее будет формироваться по известному принципу «скупой платит дважды». Проблема негативной динамики зарплат выглядят особенно проигрышно на фоне новых популистских обещаний властей, а также продолжения сомнительных и затратных «парадных» проектов, широко презентуемых руководством Челябинска и планируемых к финансированию из бюджета.

Фундаментальные причины описанной выше ситуации вполне очевидны. Они связанны с существенным спадом доходов бюджета Челябинской области последнего времени. «Перелом» к спаду динамики всех налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета очевиден (см. рис. 2), а величина падения уже весьма значительна
(-9,7%) (см. табл. 2).



Рис. 2. Объем поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Челябинской области, за первое полугодие 2017-2020 гг., в млрд. руб.

Таблица 2
Оценка прироста поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Челябинской области за первое полугодие, в % к аналогичному периоду предыдущего года

2018г.
2019г.
2020г.

11,8%
2,6%
-9,7%

Шансы быстрого «разворота» тренда на спад доходов бюджета сегодня минимальны, а будущее области выглядит в этом смысле непростым. В региональном бюджете на 2021 год уже рассматриваются новые инициативы резкого опережающего сокращения расходов. Социальный шок от подобных сокращений на фоне многолетнего предшествующего роста расходов очевиден. В условиях резкого несбалансированного сжатия расходов бюджетной сферы, дальнейшие потери в динамике заработной платы неизбежны. Однако эти и другие факторы негативной динамики качества жизни населения региона пока не выглядят приоритетными для местных управленческих и политических элит.

Падение доходов бюджета всегда является очевидным признаком кризисных явлений. А выход из кризиса всегда связан с активизацией региональных социально-экономических процессов и финансового обращения, повышением текущего платежеспособного спроса населения и стимулированием сфер, имеющих наибольшую синергию для развития экономики. Меры бюджетной «псевдоэкономии» и «замораживания» средств без должной социально-экономической отдачи, по сути, означают неэффективное использование региональных финансовых и иных ресурсов. Они будут лишь создавать предпосылки для дальнейшего спада, особенно заметного на фоне динамики других регионов.

Ситуация поверхностного, формального администрирования и экономически малообоснованных управленческих мер уже наблюдалась в Челябинской области в ходе кризиса 2009 года. Тогда регион, при отсутствии какой-либо целостной экономической политики и сбалансированной системы принимаемых мер, а также вынужденной «резкой» бюджета «по живому» оказался в лидерах падения по России. Сейчас предпосылки кризисных явлений иные, однако инерция унаследованной «колеи» и мало изменившаяся в регионе система принятия управленческих решений, может привести к такому же результату.

region, chelyabinsk region, Челябинская область, заработная плата, регион, salary

Previous post Next post
Up